Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы+по+истории+Вселенской+Церкви+2+курс.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
602.11 Кб
Скачать

40). Проблема иконопочитания как новый аспект христологического спора. Подход к ее

решению со стороны иконоборцев и православных.

Иконоборческое понятие иконы ясно и точно дано в трактате императора Константина, который выражает общую точку зрения вождей иконоборчества. В его понимании икона должна быть единосущна изображенному на ней лицу, быть тождественной с ним. Исходя из этого положения, иконоборцы пришли к логически неизбежному выводу, что единственным образом Христа является Евхаристия, Святые Дары. Для православных же иконопочитателей Причастие потому уже не было иконой — образом, что оно тождественно со своим архетипом» «Ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы никогда не называли бескровной жертвы, приносимой иереем, образом, но называли ее самим Телом и самой Кровию», — возражают Отцы Седьмого Вселенского Собора.

Иконоборцы в своей аргументации пытаются исходить из халкидонского догмата.В представлении иконоборцев икона не может передать истинного соотношения природ Христовых. Следовательно, сделать Его икону, изобразить человеческими средствами Богочеловека — невозможно. Однако основной недостаток их аргументации и заключается в непонимании догмата о Бого-Человеке Иисусе Христе. Халкидонский догмат предполагает ясное различие между природой, с одной стороны, и личностью, ипостасью — с другой. Эта ясность и отсутствует иконоборческом мышлении. В изображении воплотившегося Бога Слова им представляются две возможности: или, изображая Христа, мы изображаем Его природу Божественную, или, изображая человека Иисуса, мы изображаем Его природу человеческую, отдельно от Его Божества.

Но православные, сознавая основное различие между природой и лицом, указывают на третью возможность, которая упраздняет иконоборческую дилемму. Икона изображает не природу, а личность, разъясняет преподобный Феодор Студит. Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостижимо соединяющую в Себе эти две природы «неслиянно и нераздельно», по выражению халкидонского догмата.

41). Императрица Ирина. Патриарх Тарасий. История созыва VII Вселенского собора.

Определение собора об иконопочитании. Отношение к епископам -иконоборцам.

С 775 по 780 г. правил сын Константина Копронима Лев IV Хазар. Его женой была афинянка Ирина. После смерти мужа она была назначена регентшей при сыне Льва Константине VI. Ирина отменила гонения на иконопочитание и исподволь начала подготовку ко Вселенскому Собору. Новым патриархом был избран имперский секретарь Тарасий, который непременным условием своего согласия на патриаршество постановил восстановление общения Константинопольской церкви с Православной Церковью Востока и Запада через посредство Вселенского Собора. С арабами недавно (782 г.) заключили мир, поэтому была возможность направить приглашения на собор не только в Рим, но и восточным патриархам. Папа Адриан I прислал ответное послание императрице, в котором он говорил о ненужности и рекомендовал императрице подражать Константину и Елене, которые Римскую Церковь почитали как главу всех церквей. В послании папы были и другие требования: а) начать дело с торжественной анафемы, налагаемой на собор 754 г., в присутствии легатов папы Адриана; б) императоры должны целиком возвратить patrimonia Petri, т.е. области Южной Италии, отобранные Львом Исавром г) г) папа резко возражает и против обычного титула Константинопольского патриарха - "вселенский".

VII Вселенский Собор открыли лишь в 787 г. в Никее, что было весьма символичным. Присутствовало до 350 епископов и множество монахов. Два легата Римского папы заседали и подписывались первыми; но фактическим председателем, руководящим ходом дела, был патриарх Тарасий. На Соборе встал весьма важный с канонической точки зрения вопрос о принятии в общение епископов, высказывавших еретические взгляды или рукоположенных еретиками. Замешанных в иконоборческой смуте епископов разделили на три категории. Епископы первой категории имевш мало отношен к иконоборчестве должны были лишь принесли искреннее раскаяние. Принятие второй категории обсуждалось довольно долго. Было проведено тщательное расследование. В конце концов Собор пришел к следующему мнению: иконоборцев-епископов, которые не были "учителями ереси" в строгом смысле, принять в общение в сущем сане ввиду их раскаяния. К третьей категории принадлежал лишь митрополит Неокесарийский Григорий, в свое время бывший одним из отцов копронимовского собора 754 г. После серьезного обсуждения было постановлено все же поверить его раскаянию и принять его в сущем сане.

13 октября на 7-й сессии Собора епископом Таврианским (Южная Италия) Феодором был прочитан орос VII Вселенского Собора. В оросе указаны: 1) основание для почитания икон - предание Церкви; 2) бесспорный образец иконопочитания, который не оспаривали и иконоборцы, - почитание Креста; 3) места, где полагается изображать иконы; 4) материалы для изготовления икон (интересно, что о резных иконах в оросе ничего не говорится); 5) объекты изображения (иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей).; 6) нравственный смысл почитания икон (ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним); 7) его догматические нормы; 8) и, наконец, церковные прещения на непослушных.