Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы+по+истории+Вселенской+Церкви+2+курс.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
602.11 Кб
Скачать

48). Монашество в Византии, в IV - VIII вв. Его роль в истории догматических споров.

Главные монастыри.

Самым могущественным элементом, возобладавшим в христи­анском обществе, в особенности с V в., и давшим особенный отпечаток церковной и гражданской жизни того времени, были монастыри. Константинополь со времени обращения его в столицу хри­стианской империи стал быстро украшаться многочисленными и часто богатой постройки монастырями. Самим Константином построено 15 монастырей. В V в. по желанию благочестивой августы Пульхерии и вследствие ее влияния, когда и самый дворец усвоил себе вид мо­настыря, Константинополь и его ближайшие окрестности покрылись еще новыми монастырскими постройками. В 536 г. происходил в Константинополе поместный собор против монофизитов, на котором присутствовали и игумены столичных мона­стырей. Они подали патриарху Мине прошение, подписанное всеми присутствовавшими, в котором ходатайствовали о принятии строги мер против еретиков; прошение подписано 68 игуменами.

Некоторые из константинопольских монастырей пользовались таким значением, что принимали в лице своих игуменов деятельное участие в политической жизни. Наиболее известные: Студийский св. Иоанна, свв. Маманта, Сергия и Вакха, Феодора Тирона, Косьмы и Дамиана, св.Ирины, Богородицы Одигитрии, Панагии в квартале Влахерн, Богородицы у Источника. Египетское пустынножительство, во главе коего в IV в. стояли Антоний и Пахомий Великие, Павел Фивейский, Макарий и др., нашло себе подражание и перенесено было в Сирию, Палестину, в Констан­тинополь и на запад Европы. Высокие подвиги пустынников возбуждали удивление и привлекали внимание светского общества и правителей. С ними входили в письменные сношения императоры и спрашивали их совета по государственным и церковным делам. С течением времени монашество, будучи первоначально свободным состоянием, зависевшим от личного избрания, вошло в состав церковного клира и заняло в нем важное и влиятельное положение.

Южнее от Нитрийской пустыни, в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою пустынею. Здесь, жили иногда в кельях, вырубленных в скалах, или сложенных из досок. Макарий Египетский, был первым, основавшийся здесь, как эремит. Он владел харизмом исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. К современникам Макария Великого относятся ефиоплянин Моисей, который ранее был разбойником и Макарий Младший. Его два ученика Евагрий Понтийский и Марк Еремит известны писательским искусством. Евагрий в своих сочинениях проводил крайнюю теорию аскетизма, что человек чрез очищение от страстей может достигнуть невозмутимой безгрешности и совершенства. Из Египта монашество распространилось на Синайский полуостров, где мы, несколько позже, встречаем двух выдававшихся аскетических писателей: Нила Синаита (†430r). и Иоанна Лествичника (†580 г.)

49). Монашество в Палестине и Сирии IV - VIII вв.

Ес­ли в IV ве­ке клас­си­че­скою стра­ной мо­на­ше­ст­ва был Еги­пет с Ниль­скою до­ли­ною, то в V — VI ве­ках, центр мо­на­ше­ской жиз­ни пе­ре­но­сит­ся на Вос­ток, в Па­ле­сти­ну. Рас­цве­ту мо­на­ше­ской жиз­ни здесь по­мог­ло и то об­стоя­тель­ст­во, что с кон­ца IV ве­ка и да­лее на­ча­лись па­лом­ни­че­ст­ва в Па­ле­сти­ну. При­шед­ший из Егип­та в пер­вой по­ло­ви­не IV ве­ка уче­ник св. Ан­то­ния — Ила­ри­он из Га­зы, ос­но­вал пус­тын­но­жи­тель­ст­во на юге стра­ны. Око­ло се­ре­ди­ны IV-го ве­ка воз­ник­ли в Па­ле­сти­не мно­го­чис­лен­ные мо­на­сты­ри. Там оди­на­ко­во при­ви­лись оба ви­да мо­на­стыр­ской жиз­ни — и ана­хо­ре­ты и ки­но­ви­ты. Они бы­ли под­чи­не­ны од­но­му эк­зар­ху; эти ар­хи­ман­д­ри­ты бы­ли из­би­рае­мы боль­шин­ст­вом мо­на­хов и ут­вер­ждае­мы Ие­ру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом. Са­мы­ми вы­даю­щи­ми­ся ар­хи­ман­д­ри­та­ми Па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва бы­ли Кап­па­до­кий­цы — Фео­до­сии (414-519 г.) и Сав­ва (439-532 г.). По­след­ний ос­но­вал 7 лавр в Па­ле­сти­не, из ко­то­рых λαυρα μεγιστη, где сам Сав­ва жил до смер­ти, бы­ла са­мою зна­ме­ни­тою и на­хо­ди­лась близ Ие­ру­са­ли­ма. Он ос­но­вал мно­же­ст­во мо­на­сты­рей в Па­ле­сти­не и ввел в них оп­ре­де­лен­ный бо­го­слу­жеб­ный ус­тав.

С 536 г. на­ча­лись ори­ге­ни­сти­че­ские спо­ры; они при­ве­ли в дви­же­ние мо­на­сты­ри и лав­ры Па­ле­сти­ны. V Все­лен­ский Со­бор объ­я­вил Ори­ге­на ере­ти­ком. Чрез 8 ме­ся­цев мо­на­хи νεα λαυρα, как мыс­лив­шие по Ори­ге­ну, бы­ли из­гна­ны во­ен­ной си­лой. В VII ве­ке Па­ле­сти­на бы­ла за­вое­ва­на ара­ба­ми. Мо­на­хи и мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать, яв­ля­ясь да­же оп­ло­та­ми хри­сти­ан­ст­ва. Од­на­ко, связь мо­на­ше­ст­ва с дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми стра­на­ми, как Вос­то­ка так и За­па­да, пре­кра­ти­лась, и мо­на­ше­ст­во в Па­ле­сти­не ста­ло за­ми­рать.

По­сле Егип­та в Си­рии мо­на­ше­ст­во ра­нее дру­гих вы­сту­па­ет и дос­ти­га­ет ве­ли­ко­го рас­цве­та. Си­ри­ец Аф­ра­ат рас­ска­зы­ва­ет об брат­ских сою­зах муж­чин и жен­щин. Они на­зы­ва­лись "обо­соб­лен­ны­ми," уе­ди­нен­ны­ми, ибо, по обе­ту, они про­во­ди­ли без­брач­ную жизнь. К зна­ме­ни­тым ас­ке­там Си­рии при­над­ле­жит св.Еф­рем Си­рин. Под­ви­ги ас­ке­тиз­ма и пус­тын­ни­че­ской жиз­ни бы­ли здесь обыч­ным явл и воз­бу­ж­да­ли об­щее ува­же­ние. Ни­ко­го не удив­лял вид лю­дей, жи­ву­щих как ди­кие зве­ри в уе­ди­нен­ных го­рах и в пе­ще­рах. Са­мые не­обык­но­вен­ные по­ступ­ки воз­бу­ж­да­ли по­хва­лу и со­рев­но­ва­ние: как бла­жен­ный Марк об­на­жен­ным пред­при­ни­мал про­дол­жит про­гул­ки по сне­гу, как бла­жен­ный За­ха­рия имел ка­мень во рту что­бы при­учить се­бя к мол­ча­нию, и но­сил на те­ле ве­рев­ку с тре­мя уз­ла­ми, впи­вав­ши­ми­ся в его спи­ну. В Ан­ти­охии, Се­лев­кии, Эдес­се, Ами­де и дру­гих го­род со­сре­до­то­чи­ва­лись боль­шие мо­на­ше­ские об­щи­ны, мно­гие из ко­тор дос­тиг­ли 1000 че­ло­век. Та­ко­вы мо­на­стырь св. Фо­мы в Се­лев­кии, мон­стырь Цук­нин и св. Ио­ан­на в Ами­де, Си­ме­о­на Столп­ни­ка близ Ан­ти­охии.

Ме­ст­но­му ге­рою и под­виж­ни­ку Си­ме­о­ну уда­лось про­вес­ти в жизнь но­вый спо­соб са­мо­ис­тя­за­ния — под­виг стоя­ния на вы­со­ком стол­пе. И этот под­виг с V в. на­шел се­бе мно­гих под­ра­жа­те­лей на Вос­то­ке. В юных ле­тах Си­ме­он уда­лил­ся в пус­ты­ню, где под­ви­­за­лся под ру­ко­во­дство бла­жен­но­го Илио­до­ра и пре­взо­шел всех жив­ших вме­сте с ним пус­тын­ни­ков по­стом и под­ви­га­ми са­мо­ис­тя­за­ния. Что­бы обес­пе­чить се­бе уе­ди­не­ние и ог­ра­дить се­бя от тол­пы по­се­ти­те­лей Си­ме­он уст­ро­ил се­бе вы­со­кий столп, на ко­то­ром ос­та­вал­ся 40 лет. Бла­го­чес­ти­вый им­пе­ра­тор Фео­до­сии II и се­ст­ра его ца­рев­на Пульхер пе­ре­пи­сы­ва­лись с Си­ме­о­ном по цер­ков­ным де­лам и спра­ши­ва­ли сов по вол­ную­щим го­су­дар­ст­во во­про­сам. Возм, что Си­ме­он по­да­вал свое мне­ние и по де­лам Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра. Ста­ли при­хо­дить в Си­рию из от­да­лен­ней­ших стран: из Ис­па­нии, Анг­лии и Гал­лии, а в Ри­ме изо­бра­же­ния свя­то­го ста­ви­лись в при­тво­рах ре­мес­лен­ных за­ве­де­ний.