Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
нумизматика Лекция 6, 7, 8.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
260.61 Кб
Скачать

Сасанидские монеты в роли денег-товаров

Сасанидские монеты также играют значительную роль в истории Идель-юрта. Так как именьковцы были близко знакомы с сасанидской весовой системой, первые металлические деньги – бронзовые слитки основывались именно на этой системе.

На лицевой стороне досасанидских персидских монет размещалось изображение правителя, а на оборотной – изображение его отца. На лицевой стороне указывалось имя и титул правителя, на обороте – имя отца. Судя по свидетельствам арабского историка Табари, в Персии до III века царствовали правители династии Базрангидов. Но в начале III века власть в Персии прибрал к своим рукам Папак (205-208), сын Сасана, правителя одной из областей в окрестностях Истагри. Через какое-то время Папак возвел на истагрийский трон своего старшего сына Шапура (208-220). До наших дней сохранились пять серебряных драхм Шапура. Монеты Папака не известны. На лицевой стороне монет Шапура изображен его собственный портрет в украшенной полумесяцем и звездой короне персидских правителей, а на обороте – портрет его отца. Надписи на этих монетах начеканены в обычной для персидских монет схеме, и как по ним видно, Папак и Шапур носили титул «малик» (царь). После того, как правителем стал второй сын Папака Арташир (227-243), он первым взял себе титул «шах всех шахов» (шахиншах).

Сасанидские монеты чеканились из золота (динар), серебра (драхма) и бронзы. Серебряные драхмы были распространены особенно широко. По весу они делились на две категории: монеты по 3,55-3,88 г (монеты Папака-Шапура и первые монеты Арташира) и по 4,10-4,30 г (более поздние монеты Арташира и всех следующих за ним Сасанидских правителей).

Во время правления Арташира начали чеканить золотые монеты, по весу соответствующие римскому ауреусу. Бронзовые сасанидские монеты не отличались постоянством веса. Самые первые бронзовые тетрадрахмы весили 16 г, были и его 1/2, 1/6 части. В III веке чеканились также потиновые (смесь олова и бронзы) монеты весом в 16 г.

В III-IV веках одновременно с драхмой в обращении были мелкие монеты, составлявшие его1/2 и 1/6 части. Фракция в 1/6 часть (0,78 г) назывался «денек» (крупица). Драхма служила не только денежной, но и весовой единицей. Если портрет шахиншаха, изображенный на лицевой стороне сасанидской монеты, был обращен лицом вправо, это означало его самостоятельность. Портрет лицом влево означал, что правитель является вассалом. Иногда на монетах изображались вместе шахиншах и шахзада (наследный принц), или шахиншах, шахзада и шахиня (жена шахиншаха). Правда, тройной портрет в основном встречается только на монетах Варахрана (276-293). И на расположенной по кругу легенде указаны имя и титул падишаха. На оборотной стороне Сасанидских монет (особенно на ранней чеканке) обычно размещено изображение «аташдан» - алтаря огнепоклонников. Начиная с монет Шапура I (241-272) с одной стороны аташдана стали изображать шахиншаха, с другой – разных богов (Ахурамазда, Митра, Анахита). Они еще до монет Хормизда (302-309) изображались узнаваемо. На монетах Хормизда над аташданом изобажен Тенгре в языках пламени. Такое же изображение встречается и на монетах Шапура II (309-379). На монетах Шапура отсутствуют фигуры рядом с аташданом, свойственные монетам Арташира I. Такие же изображения характерны и для монет Арташира II (379-383) и Шапура III (383-388). Впредь изображения на обороте монеты принимают схематично застывший характер.

На сасанидских монетах III-IV веков чеканки встречаются тамга иранских шахиншахов – символ «фарр», тамга шахзады, наследного принца – символ «телец», и полумесяц со звездой – тамга персидского правителя.

Самые древние сасанидские монеты, пусть и редко, но все обнаруженные в Поволжье и Приуралье, относятся к IV-V векам. Достойно внимания то, что монеты III века здесь почти совсем не найдены. Секрет в том, что первые монеты поступали сюда в виде ясака или подарков южных областей военачальникам гуннских племен. В этот период распада Кушанского государства (в III веке), построенного некогда появившимся из Бактрии гуннским племенем Куш и охватившего Туркестан, Афганистан, Пакистан, Северную Индию и Синьцзян, границы Ирана проходили по северу Туркестана. То есть проживавшие здесь гуннские племена не могли похвастать своим положением. В надписи, высеченной на скале, Шапур I, бахвалясь, перечисляет страны и области, платящие ему ясак: «…весь Апаршахр, Керман, Сакастан, Туран, Макуран, Парадан, Индия, Кушаншахр, Пешкабург и Кашка, до Согдки и Чачки (Ташкента)».

Поступление сасанидских монет в Поволжье и Приуралье в больших количествах относится к V-VII векам. Это время приходится на период роста, усиления торговых и феодальных отношений между тюрко-гуннскими племенами и становления Тюркского каганата, раскинувшегося от Алтая до Крыма. Например, в каталоге А.К.Маркова наиболее древние монеты отчеканены от имени Варахрана V (420-430), то есть относятся к V веку. Обнаруженные археологами в курганах и захоронениях монеты тоже отчеканены в V – VII веках, то есть укладываются в те же хронологические рамки. Например, 5 наиболее древних из найденных в большевисимском захоронении в Пермской области 17 драхм отчеканены Фирузом (457, 459-484). Еще 10 драхм принадлежат чеканке 10 шахиншахов, правивших в VI веке, а 2 драхмы относятся к VII веку. Из 14 драхм, обнаруженных в Кенгерском районе той же области в неволинском захоронении одна драхма принадлежит чеканке Фируза, 6 драхм – Хосрову I (531-579), а 5 драхм – Хосрову II (591-628). Одна испорченная до неузнаваемости и одна хорезмийская монеты тоже относятся к VI веку. Два из 8 драхм, найденных в Бартымском захоронении Пермской области отчеканены от имени Фируза. 4 драхмы относятся к Каваду (488-531). Одна византийская монета отчеканена Юстином II (565-578), а еще одна хорезмийская монета также относится к чеканке VI века.

Таким образом, сасанидские, хорезмийские и византийские монеты стали поступать в больших количествах в Поволжье и Приуралье в V веке, и это связано с очень рано возникшими в этом регионе денежно-товарными отношениями.

Под влиянием хорезмийских, иранских и византийских сосудов и монет из драгоценных металлов племена Поволжья и Приуралья начали принимать и осваивать определенные весовые нормы и систему мер.