Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на психологию журналистики.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

27. Новости – лицо сми.

Остроумный Олешко приводит ответ своего остроумного дружка-журналиста, который сформулировал четыре закона информационной деятельности журна­листа:

1. Информация, которая у вас есть, не та, которую вам хотелось бы получить.

2. Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на са­мом деле нужна.

3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам по многим причинам недоступна.

4. Информация, которая в принципе вам доступна, требует на ее добывание и проверку больше времени, чем вы можете на нее вообще потратить.

В общем-то, этот журналист был недалек от истины. Имеющееся в информа­ционной папке для завтрашней газеты или ночного информационного выпуска новостей, увы, не всегда совпадает с желаемым (вами или вашим шефом). А требу­емое учредителем или владельцем СМИ, не факт, что нужно аудитории. Это про­тиворечие сегодня нередко — суть главное противоречия нашей профессии. Или по-другому: журналистика – профессия творческая, ее определяет служение обще­ству. К сожалению, есть много желающих это противоречие устранить, что­бы был только рынок.

Итак, информационные подборки, новости — «лицо» любого средства массо­вой информации, поскольку все люди без исключения стремятся удовлетворить свою естественную потребность в информации.

А ведь еще сравнительно недавно отечественные СМИ, несмотря на то что вы­ходило достаточное количество печатных изданий, работали несколько радио­станций и телеканалов, пусть в разной форме, но транслировали одну государствен­ную (точнее, видимо, будет партийно-государственную) точку зрения. Сегодня, когда СМИ принадлежат разным «хозяевам» и по-разному интерпретируют ин­формацию, положение конечно же изменилось. Однако в своей каждодневной работе журналисты зачастую попадают в ситуации, которые не прописаны ни в зако­нах, регулирующих деятельность СМИ, ни во внутренних этических кодексах. И именно здесь начинается «поле влияния» философии но­востей, которая и определяет субъективную линию «поведения» редакции или журналиста.

На Западе понятие философии новостей существует уже давно. В России его применяют пока не часто. По поводу использования термина «философия», бе­зусловно, можно дискутировать, но ведь суть не в названии, а в его содержании, которое должно отражать изменения, происходящие в реальной журналистской практике.

Вот, к примеру, что по этому поводу говорит телевизионный журналист Татья­на Федотовских:

— Уже больше четырех лет я работаю в Службе новостей «4 канала» в городе Екатеринбурге. По штатному расписанию я — продюсер Службы новостей. Должность, в которой мне приходится работать, в зарубеж­ной телевизионной практике называется «редактор заданий» (assignment producer).

В обязанности редактора по заданиям входит работа с источниками Службы новостей; отбор информационных поводов для сюжетов в ве­черний выпуск; постановка четкой задачи репортеру: о чем должен быть сюжет, что в нем должно присутствовать в обязательном порядке, с кем необходимо записать интервью и т.п.

Во многом от редактора по заданиям зависит, что будет в эфире ново­стей. В течение дня редактор по заданиям держит связь с репортерами, продолжает обзванивать источники и отслеживать ленты информацион­ных агентств, чтобы не пропустить стоящую информацию.

В России редакторы по заданиям появились на телевизионных станциях сравнительно недавно. Ошибка многих руководителей Службы новостей в том, что на место редактора заданий определяют тех, из кого не полу­чился репортер. Лучше, если человек, занимающий эту должность, бу­дет иметь опыт работы в новостях не меньше года-двух (обычно к этому времени у сотрудника новостей появляются неплохие источники инфор­мации и личные контакты). Неплохо было бы выбрать редактора по зада­ниям из сотрудников, которые родом из города, где вещает станция: че­ловек в этой должности должен хорошо знать «географию» региона, в котором работает.

Работа редактора заданий — очень ответственна и интересна. Он как бы «примеряет» каждый информационный повод на себя: важна ли эта но­вость, и станут ли люди потом ее обсуждать, к примеру, с коллегами или в трамвае. За то время, что мне приходится выполнять обязанности ре­дактора по заданиям, я успела убедиться, что содержательная модель новостей зависит от многих факторов: от информационной политики ка­нала, от интересов владельца телекомпании, от журналистских принципов, принятых в редакции, и еще многого-многого другого. Видимо, все это в целом и можно назвать «философией новостей».

Философия новостей выполняет несколько функций. Прежде всего с ее помощью как бы провозглашается общая цель, на которую должны работать журналисты и их редакционные коллеги. При этом и редактор, и репортер будут мыслить одними категориями и одинаково понимать, что же явля­ется отличным новостным продуктом. Философия новостей должна быть краткой, она должна быть понятной и безамбициозной, и еще она должна оставлять про­странство для всегда необходимых исключений из правил.

Примером подобной философии может служить вариант американского изда­ния «Daily Bugle», с редактором которого у автора состоялся разговор в США на одной из презентаций для читателей:

— В «Daily Bugle» новость определяется как событие, вопрос или личность, которая временно интересна людям на нашем рынке. Чтобы быть сверхин­тересной, новость должна показать, как событие повлияет на читателя. Это означает, что «Daily Bugle» будет уходить от инициированных новостей и псевдоновостей. Развлечения будут иметь место в газете, но это будет лишь площадь в разы меньше пространства, предлагающего новости.

* Во-первых, философия новостей определяет «параметры» идеи, которую исповедует издание или телерадиокомпания применительно к любой новости. По крайней мере, она дает представление о методах и способах сбора информации.

* Во-вторых, философия новостей позволяет судить о том, что считать «хоро­шим» СМИ, а что — «плохим».

* В-третьих, философия новостей создает базу для атмосферы согласия и до­верия. Это необходимая составляющая менеджмента СМИ. Исследования пока­зывают, что сотрудники работают эффективнее там, где они имеют влияние (где с их мнением считаются).

* В-четвертых, философия новостей создает базу для строительства бюджета. Если темы важнее событий, бюджет отразит потребность в большем количестве сотрудников. Если у информационной программы (издания) достаточно большой штат, редактор будет иметь возможность позволить нескольким репортерам потра­тить время на развитие темы в художественно-публицистических жанрах и ему также хватит людей для того, чтобы освещать текущие ежедневные события.

* В-пятых, философия новостей обеспечивает базу требований к сотрудникам и стажерам. Вопросно-ориентированное издание, например, будет подыскивать опытных репортеров с углубленными знаниями в специфических сферах, таких как право, политика, наука, экономика, вместо того чтобы заполнять вакансии случай­ными людьми, из которых лишь единицы останутся потом в штате.

* И наконец, в-шестых, философия новостей должна учитывать менталитет не просто жителей территории, которую «покрывает» СМИ. Она по возможности обязана считаться с точкой зрения каждого отдельного представителя аудитории, того, который выбрал именно эти новости, которому именно данная новостная про­грамма близка по мироощущению и мировоззрению. В этом и заключается диалек­тика диалоговых отношений СМИ и аудитории: обращаться одновременно ко всем вместе и к каждому человеку по отдельности.

Хотя это все очень идеалистично. Зачастую в телевизионные информационные выпуски не попа­дает множество социально значимых новостей. И происходит это по многим при­чинам. Во-первых, новости жестко ограничены временем. Во-вторых, на телевиде­нии есть неписаное правило: нет картинки — нет сюжета, какой бы ни была важ­ной, значимой и интересной информация, Новости не расскажут о ней, если нет видеоряда. И в этом смысле газеты выигрывают.

В России, выстраивая структуру выпуска новостей и определяя так называе­мое «событие дня», сотрудники информационных служб доверяют скорее своей интуиции, нежели чему-то другому. Сегодня, к примеру, ими фактически не ис­пользуются в повседневной практике специальные исследования качественного состава аудитории или ее ожиданий. Редактор заданий любой телекомпании вынужден каждый информационный повод как бы «примерять» на себя: а будет или нет это интересно лично мне?

Редакционная философия новостей — нечто вроде камертона для журналиста-информационщика.