Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Problemy_muz_myshlenia.doc
Скачиваний:
157
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
2.98 Mб
Скачать

6. О семантике значащих единиц

Существенное отличие музыкального языка от вербального состоит в том, что он не имеет готового набора значащих еди­ниц, «музыкальных слов». Его материальный субстрат склады­вается из набора ступеней звукоряда (своего рода музыкаль­ных фонем) и деталей будущих «слов» — интервалов и аккордов (которые с большой натяжкой можно сопоставить со слогами). Таким образом, значащие единицы музыкального текста (sic!) не являются значащими единицами музыкального языка. Но коль скоро это так, то свое значение они могут приобрести толь­ко в условиях контекста. Язык не передает тексту выработан­ные им значения, он только помогает их создать, предлагая не­кие готовые детали и правила их соединения. Как же в таком случае формируется смысл текста, план содержания?

Как было показано, детали, из которых складываются мате­риальные средства музыкального языка, на самом деле не явля­ются грудой «необработанной руды», но представляют собой элементы систем. Они включены в системные связи и обнару­живают свои возможности только тогда, когда эти связи реали-

113

зуются. Другими сливами, необходимо иметь как минимум два элемента языка, чтобы образовался один потенциальный эле­мент текста. Это означает, что первым, нижним структурообра­зующим слоем музыкального мышления являются не его мате­риальные элементы, но элементы, взятые вместе с их системны­ми связями.

Поэтому потенциальным участником структурно-семантиче­ских процессов элемент становится только тогда, когда он по­ставлен условиями контекста и правилами языка в какие-либо отношения с другими элементами.

Но связь — еще не дискретная единица структуры. Она толь­ко может образовать такую единицу, для чего необходим ряд дополнительных условий. Важнейшее- из них — необходимость возникновения микросистемы отношений между элементами му­зыкального языка на основе их различий. Эти различия могут быть высотного или только ритмического порядка, но они обя­зательно должны быть. Ибо, как это отметил еще Г. Риман, тождество отталкивает, а различия сближают. Скажем больше: различия объединяют, ибо сопоставления разного есть единст­венный путь что-либо высказать в музыке. Еще одно условие является также обязательным. Для того чтобы образовалась не­которая микроструктура, необходимо, чтобы данная группа эле­ментов и их связей была бы ограничена во времени. Ограничи­вая, мы превращаем ее в отдельность — это первая стадия орга­низации (стадия, разумеется, дифференцированная только тео­ретически). Целостность же мы получим лишь в том случае, если внесем в эту группу внутреннюю временную организацию. Другими словами, ритмо-организация является вторым главным условием появления на месте разрозненных элементов и их свя­зей целостной микроструктуры.

Дальнейшая ее судьба уже как семантической единицы за­висит от того, в какую «среду» она попадет, то есть составля­ющей какого уровня многомерного «пространства» музыкально-то текста она станет.

Действительно, не все уровни музыкального произведения обладают способностью к образованию семантических единиц. Они, безусловно, всегда образуются на уровне тематизма, в ча­стности мелодии, и только спорадически на других, вспомога­тельных уровнях. В этом проявляют себя различия функций раз­ных слоев музыкального целого. Схематизируя в целях упроще­ния, мы изберем для сравнения два случая, которые дают достаточный материал для выводов. Это мелодия и фактурная цепочка — например, фигурация.

Совершенно ясно, что микроструктуры, образующие мелодию, и микроструктуры, составляющие фактурную цепочку, имеют разные значения, ибо участвуют в семантических процессах раз­личных уровней. Мелодия представляет собой целостную замкнутую структуру. Фактурная цепочка — сумму элементов.

114

Мелодия принципиально конечна; фактурная цепочка разомкну­та и в принципе «стремится» к бесконечности. Они отличаются друг от друга подобно изображению и геометрическому орна­менту. Но главное различие состоит в том, что мелодия и фак­турная цепочка выполняют в произведении разные семантиче­ские функции: первая — основные, а вторая — побочные. Мело­дия — структура с предельно высокой семантической концентра­цией, какой не обладает фактурная цепочка. Между тем не существует принципиального различия между микроструктура­ми, образующими мелодию и фактурную цепочку. В принципе одна и та же микроструктура способна стать элементом как мелодического тематизма, так и фактурной цепочки. Соответст­венно будут различными ее семантические функции. Например:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]