Добавил:
Юриспруденция "уголовно-правовое направление" Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БИЛЕТЫ ТГП.docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
19.06.2019
Размер:
153.84 Кб
Скачать

73.Критерии эффективности правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.

Критерии эффективности механизма правового регулирования можно дифференцировать на общие и специальные.

Общесистемные критерии отражают качество системообразующих внутренних связей механизма правового регулирования. К общесистемным критериям эффективности механизма правового регулирования можно отнести: 1) устойчивость системы правового регулирования; 2) мобильность системы правового регулирования; 3) взаимообеспеченность системы правового регулирования; 4) непротиворечивость, беспробельность и полноту системы правового регулирования.

Специальные критерии выражаются в критериях качества отдельных элементов механизма правового регулирования. К специальным критериям эффективности механизма правового регулирования относятся: а) качество нормы права, б) качество юридического факта, в) качество акта реализации, г) качество акта применения.

74.Юридические презумпции, фикции и преюдиции.

Юридическая презумпция - это такое предположение (а с латинского praesumptio именно так и переводится), косвенно или прямо закрепленное в правовой норме, в соответствии с которым определенный порядок вещей в области общественных отношений признается обычным, нормальным и, в силу этого, не требующим доказывания.

под фикцией в праве понимают такой прием мышления, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим.

Преюдициальность или преюдиция решения означает истинность отношений и фактов, установленных судом и зафиксированных в решении, которое вступило в законную силу. Эти отношения и факты не могут быть подвергнуты сомнению, а также вторичному исследованию со стороны судебных и административных органов, а также общественных организаций.

75.Понятие и принципы законности

Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами). Для более полного понимания законности необхо­димо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.

Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к зако­нам относится и Конституция как основной закон (даже если это не указано в ней), имеющая высшую юридическую силу пе­ред другими законами. Поэтому только закон может устанавли­вать юридическую силу других актов, а также самих законовдруг перед другом. Принцип верховенства законов не исключает существование законов различной юридической силы, которая определяется самими законами.

Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей террито­рии государства при осуществлении любой деятельности и в от­ношении любого лица: бедного или богатого, работающего на начальственной должности, подчиненного или безработного, атеиста или верующего и т. д. Это не исключает особенностей действия законов, которые установлены в них самих.

Общественная польза. Данный принцип означает, что долж­ны приниматься тольк о те зак оны, которые продиктованы потреб­ностями развития общества, а не корыстными и иными субъектив­ными представлениями отдельных государственных деятелей.

Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона илипринятия новых законов от изменения и появления новых обще­ственных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений (например, возложение обязанности платить за коммунальные услуги в размере, превы­шающем размер пенсии). Его соблюдение становится особенно актуальным в обществах переходного периода, когда появляетсясоблазн отступить от требований закона «в духе времени», «в ин­тересах дела», «для сохранения курса реформ» и по другим по­добным соображениям «нецелесообразности» соблюдения закона. Однако любая целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся про­тиворечие законности и целесообразности может быть преодоле­но применением аналогии закона или аналогии права. Но для это­го требуется высокая юридическая квалификация.

Нужно помнить, что законность — принцип всего права, зна­чение и смысл которого выходят далеко за пределы представле­ний отдельного человека, нередко юридически малограмотного. Решение вопроса о целесообразности изменения или, наоборот, неизменности правового регулирования — исключительная ком­петенция органа, который принял соответствующий акт. Поэто­му любые оправдания нарушающей закон целесообразности, особенно в масштабах всего государства, создают угрозу право­порядку, являются свидетельством низкой правовой культуры и склонности к произволу, недооценки последствий нарушения закона, стремления к безответственности за свои решения.

Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юриди­ческой ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение. Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.