Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы риторики.rtf
Скачиваний:
153
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
37.02 Mб
Скачать

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус—922 М69

За создание учебника по риторике для учащихся 10—11 классов А. К. Михальской в 1997 году присуждено звание лауреата Первой степени конкурса им. А. Ф. Лосева на лучшую работу в области гуманитарных наук.

Рецензенты: зам. директора по предметам гуманитарного цикла, учитель литературы гимназии № 1290 Москвы И. Б. JI а в р о в а;

зав. кафедрой русского языка ФПК Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, доктор филологических наук, профессор В. И.Аннушкин

Михальская А. К. М69 Основы риторики. 10—11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. — 2-е изд., с измен. — М.: Дрофа, 2001. — 496 с.

ISBN 5—7107—3576—0

Учебник написан по программе «Основы риторики: От мысли к слову», утпсрждеммой Министерством образования РФ, является первым за последние гемьдпчтмлстии учебным руководством для школы по всему курсу риторики. Лптор знакомит учащихся с законами риторики, с основами мастерства

и \ in го in.li ту 1МКЧ1 ич, с искусством ведения беседы, спора, рассказывает о

саос<и 1|щшп русском риторики. Теоретический материал сопровождается и p;i к пиит к и мм задам и и ми, что даст возможность прочнее и глубже закрепить мо.муч! ним'- и I <i I mi м, I in ч :i дс I к мскусстмом краснор ечия.

I" I I н ни и, iiini м иимг'п pi'I'iioM образонапма I 'оп миской Федерации

н in мочен и Флдври щмыН нвречеик.

УДИ :»7Я.1«7.1:К| 1.161.1 ККК81.2Нус

ISBN 5 7107 »Г)7(1 о

ирмфт aooi,

I ni<MtMI<«4t II >1 М 11

От автора

РИТОРИКА — дисциплина древняя и новая, надолго почти забытая, но все же вновь возродившаяся — славная наука ан­тичной классики, поистине колыбель гуманитарного знания, давшая начало не только традиционным его областям (стилис­тике, поэтике, теории литературы), но и самым современным (например, лингвистической прагматике, изучающей язык в контексте живого общения, а знаки языка — в их отношении к человеку говорящему — Homo eloquens).

Риторика — наука классически ясная, прозрачная, отсто­явшаяся, как старое вино, и вместе с тем бурно развиваю­щаяся. Это не случайно. В нашу эпоху, рождающую новые серьезнейшие проблемы, все же главная из них, пожалуй, — возможность взаимопонимания между людьми. Поэтому так необходима нам сейчас именно «чаша ритора», о которой античный мудрец так сказал в застольной речи, ставшей знаменитой: «Первая чаша принадлежит жажде, вто­рая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — без­умию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в кино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша — учителя чтения — закладывает основы, вторая — чаша фило­лога — оснащает знаниями, третья — чаша ритора — воору­жает красноречием» (Апулей. Florida (Цветник).

Нить эту чашу, которая, как мы надеемся, не покажется нам слишком горькой, нужно постепенно.

Введение к курсу познакомит вас с предметом риторики, с историей ее становления и развития как дис- ii.ii Плипы, от самых истоков до современности.

3

Первая глава учебника даст основы знаний о речевом поведении человека, необходимые для понимания важнейших законов современной риторики.

Затем перейдем к изучению риторического к а н о­н а, увидим, какие пути ведут от мысли к слову, и та­ким образом освоим основы европейской речемысли- тельной культуры. Этому посвящены три следующие главы книги — вторая, третья и четвертая. Эти главы последовательно представляют три важнейших этапа классического риторического канона — изобретение со­держания, расположение идей в речи, сло­весное выражение — три главные части классической риторики в их современном облике.

Знакомясь с основами оратории — мастерства публичного выступления, — мы научимся режиссуре речи, от отдельных ее элементов до сложного целого. Пятая глава поможет овладеть принципами ведения публичной речи различных типов — эпидейктической (торже­ственной, оценочной), аргументирующей (убеждаю­щей и агитирующей), информирующей.

Шестая глава книги посвящена мастерству бе­седы и спора — области красноречия, значение которой велико для каждого человека, какую бы профессию и какой бы образ жизни он ни выбрал.

Седьмая глава рассказывает об истоках и п у* тях становления, особенностях русского красноречия. Закономерно, что глава начинается с оп­ределения риторического идеала, с рассказа о риторическом идеале античности, ибо он лег в основу всей европейской ри­торической культуры, в том числе и русской. В этой главе го­ворится об истоках и особенностях древнерусского риториче­ского идеала, о требованиях к речевому поведению и речи, сложившихся в Древней Руси. В последней части главы рас­сматриваются русские традиции красноречия и их отражение в современной риторике.

Завершает книгу заключение, в котором в сжатой форме подведены итоги изученного, а также сказано о задачах, стоящих перед всеми, кто овладел основами рито­рики.

Книга, которую вы держите в руках, написана не для того, чтобы решить все ваши речевые проблемы, предложить реко­мендации и привить навыки, пригодные на все случаи жизни. Ее цель — дать основы современного ритори­ческого образования, приобщить к европейской

4

риторической культуре — культуре мысли и сло­на. Это значит, что курс современной риторики призван слу­жить ориентиром в бурном море речи, помочь лучше пони­мать других и самого себя в качестве человека говорящего.

Работать с этим учебным пособием можно и нужно не только п риторическом классе под руководством учителя, но и са­мостоятельно. Пособие составлено таким образом, что ис­пользовать его для получения основ риторической подготовки мо силам любому, даже если нет систематических занятий по курсу риторики. В жизни всегда найдутся ситуации, когда вы (•можете практически проверить полученные знания и само­стоятельно выработать важнейшие риторические навыки.

Как же пользоваться учебным пособием? Каждая глава книги делится на подразделы, которые, в свою очередь, Состоят из параграфов. Подразделы содержат теоретиче­ский материал по определенной проблеме или по отдельному элементу речевого мастерства. Параграфы внутри подразде­лов дают возможность выделить более частный вопрос темы, какой-либо аспект данной проблемы. Это облегчает не только изучение, но и повторение изученного.

Теория поясняется в учебнике анализом включенных н текст примеров и таблиц. Читая тот или иной параграф, изучая его, обращайте особое внимание на разбор примеров, на таблицы, пояснения к ним. Они должны слу- 7кить для вас образцом для самостоятельного анализа и оценки явлений, фактов и ситуаций собственной и чужой речи. Именно самостоятельному их анализу нужно научить­ся, чтобы уметь верно оценивать и контролировать свое рече- кое поведение, чтобы разбираться в сложных и многообраз­ных причинах успехов и неудач в общении, чтобы видеть истоки нарушения понимания и конфликтов, находить спо­собы их предупреждения и преодоления.

Очень важны для понимания материала схемы, поме­щенные в тексте параграфов и упражнений. Схемы реко­мендуем не просто просматривать, но внимательно анализи­ровать, даже изучать. Они помогут не только осмыслить теоретический материал, но и практически овладеть им.

В конце каждой главы вы найдете вопросы для са­мопроверки. Используйте их для того, чтобы выделить с их помощью главные проблемы главы. Перед тем как читать следующий параграф, посмотрите, какие из вопросов относят­ся именно к нему. Так вы определите самое важное. Читая па­раграф, держите в уме эти вопросы. Познакомившись с текс­том параграфа, попробуйте на них ответить.

5

Особенно важны для нашего курса задания и упраж­нения. В тексте каждого параграфа сделаны отсылки к со­ответствующим номерам практических заданий. Делать их можно самостоятельно, а проверять результат лучше в рито­рическом классе под руководством учителя: нужно знать, как со стороны воспринимаются и оцениваются ваша речь и рече­вое поведение, какое впечатление производят они на окру­жающих. Приготовьтесь к необходимости критических оце­нок, не будьте обидчивы, а постарайтесь использовать эти оценки себе на пользу. Риторика — это алгебра, которой пове­ряется гармония слова, но это все же не логика и не математи­ка. Поэтому в риторических задачах, как правило, нет реше­ний единственно правильных, верных и неверных, а есть бо­лее и менее удачные. Не все упражнения и задания одинаковы по сложности. Особым значком (сЛ>) отмечены упражнения повышенной трудности.

Выполняя упражнения и практические задания, вы полу­чите те умения, которые необходимы для наблюдения за речью, анализа ее и оценки. Они позволят вам совершенство­вать собственное речевое мастерство в течение всей жизни. Приготовьтесь именно к этому: ведь любой курс риторики — это отправная точка, трамплин, с которого только начинается риторическое образование.

Теперь мы подошли к вопросу, который, возможно, пред­ставляется вам сейчас главным.

  • Ну хорошо, — скажете вы. — Пройдя курс риториче­ской подготовки и изучив эту книгу, я, предположим, сдела­юсь образованней. Но что это даст для практической жизни? В результате я что-то узнаю. Но что я смогу?

Ответим:

  • лучше и легче думать (лучше — значит более четко, бо­лее логично и связно, так что мысли приобретут отдельность, последовательность, будут выстраиваться в порядок, как вой­ска перед боем, а не натыкаться друг на друга, как люди в тол­пе); научиться «мыслить схемами» (Рене Декарт);

  • понимать потребности аудитории и собеседника, не му­чить слушателей, а доставлять им удовольствие, стать в этом отношении более привлекательным для окружающих;

  • уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда от вас тре­буется «встать и сказать», свободнее общаться с людьми;

  • научиться конкретным разновидностям речевых дейст­вий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в дело­вой беседе, произнести тост, поздравление, сделать компли­

6

мент, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте и т. д.

Начиная изучение риторики, стоит задуматься о том, что в наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, человек, овладевающий мастерст- 1Ем красноречия, приобретает нечто очень важное и полезное по только для себя. Он также становится и непосредственным участником реального возрождения отечественной р е- чевой культуры. Ведь и в наши дни в высшей степени справедлива античная пословица: «Какова у людей жизнь, та­кова и речь». Вспоминая ее, римский философ Луций Анней Сенека замечает: «Если порядок в государстве расшатан, если граждане предались удовольствиям, то свидетельством общей страсти к ним будет распущенность речи, коль скоро она при­суща не одному-двум ораторам, а всеми принята и одобрена.

... > Как пышность пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство, так и вольность речи, если встреча­ется часто, свидетельствует о падении душ, из которых исхо­дят слова» (Сенека. Нравственные письма к Луцилию). Верно и обратное: речь влияет на жизнь, и хорошая речь способна улучшить жизнь.

Не будем забывать, что, по словам одного из известных ав­торов XVII в., Ивана Филиппова, некогда на Руси «ораторст- новали проповедники, просияли премудрые Платоны, показа­лись преславные Демосфены, обретались пресладкие Сокра­ты, отыскивались храбрые Ахиллесы».

В заключение этого небольшого предисловия автор выра­жает глубокую признательность уважаемому рецензенту пер- ного издания книги — доктору филологических наук профес­сору JI. К. Г р а у д и н о й. Благодарна я также доктору педа­гогических наук профессору Т. A. JI а д ы ж е н с к о й, под чьим руководством была создана кафедра культуры речи в МИГУ и стали возможны исследования в области риторики, редактору книги — Г. В. К а р п ю к у, чья помощь в работе над учебником была неоценима.

Автор благодарит кандидата биологических наук Д.Д.Пояркова за ценные советы и консультации.

Автор признателен официальным рецензентам как перво­го, так и второго издания, активно поддержавшим публика­цию учебника и высказавшим советы и рекомендации по его сонершенствованию.

Введение

СИЛА СЛОВА И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КРАСНОРЕЧИЯ

§ 1. РИТОРИКА: ТРАДИЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Точное и полное определение риторики мы сможем найти вместе с вами лишь в конце этой вводной главы, сформулировав его как вывод из полученных здесь сведений и рассуждений.

Пусть в качестве предварительного определения риторики нам сейчас послужит наиболее распространенное, общепринятое: риторика — теория, мастерство и искусство красноречия. Так или примерно так оп­ределяется риторика в существующих общих и специальных словарях, энциклопедиях, справочниках. Дело только в том, что ключевое понятие этого определения — понятие красноре­чия — само по себе требует расшифровки и пояснения приме­нительно к нашему времени, к современной нам речевой и со­циальной среде.

Для большинства наших соотечественников сейчас слово риторика звучит загадочно. В обиходном языке оно означает скорее краснобайство, чем красноречие, — умение с помощью пустых фраз скрыть суть дела, увести от истины. Образован­ные люди, помня о прошлом, связывают риторику именно с ним: для них это наука древних, потерявшая свою значимость и действенность в наши дни, — нечто забытое и привлекатель­ное лишь как знак ушедшей культуры, воспоминание о ней. Современный человек с его напряженным жизненным рит­мом, как считают многие, не нуждается ни в особой науке о красноречии, ни в обучении этому мастерству. Некоторые по­нимают риторику как искусство публичного выступления, не­

8

обходимое оратору, представляющее интерес только для тех, кто нуждается в нем профессионально.

Что же такое современная риторика и совре­менное красноречие? Да и существуют ли они?

Таковы вопросы, на которые прежде всего нужно ответить и к которым мы сейчас обратимся. Как вы увидите, это про­блемы отнюдь не узкофилологические, но общекультурные, общегуманитарные, философские и социологические.

$ 2. СИЛА СЛОВА. Значение и силу слова в предназначении человека отчетливее и глубже понимали, пожалуй, древ­ние, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, бо­лее непосредственно соприкасавшиеся с тайной бытия. Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. На за­ре существования человечества вера эта проявилась в магиче­ской силе первобытного заклинания и заговора. Божествен­ная природа слова отражена в величайших письменных па­мятниках.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Ног. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть. I! Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет по тьме светит, и тьма не объяла его», — гласит Евангелие (Иоанн. I. 1—5).

В чем смысл бытия человеческого на Земле? Божественное Слово, Логос (от греч. logos — понятие; мысль, разум; в фило­софии — всеобщая закономерность, духовное первоначало) — дар, полученный лишь людьми среди всех живых существ. Не было ли Слово дано нам для того, чтобы мы, люди, могли с его помощью разгадывать изначальную загадку мироздания, про­никать в значение сущего, используя язык и речь как инстру­мент познания смысловой структуры духа и тварного мира? Водь более никто и ничто на Земле, кроме человека, одаренно­го Словом, не способны и не призваны к решению этой задачи. 11отому Homo sapiens, человек разумный, и существует, и осуществляет себя только как Homo eloquens — человек говорящий. Пока слово, речь подвластны человеку, будет • петить свет во тьме, и не поглотит его тьма.

Человек античности выразил свое преклонение перед сло­ном в изречении «Nomen est omen» — «Имя есть судьба». За­мечательно сказал греческий софист Горгий: «Слово есть ве­ликий властелин, который, обладая весьма малым и совер­шенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо

9

оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... <...> Сила убеждения, ко­торая присуща слову, душу формирует, как хочет» (Горгий. Похвала Елене).

УТОЧНИМ!

Софйстом в Древней Греции называли учителя мудрости, в част­ности платного учителя философии, политики, математики, но прежде всего риторики, обучавшего владению риторическими навы­ками.

Сила слова внушала некогда удивление; «великий власте­лин», слово требовало и соответствующего уважения к себе.

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

Так писал Николай Гумилев («Слово», 1921).

§ 3. СОКРАТ О КРАСНОРЕЧИИ. У истоков европейской фило­софской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на ее становление и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона — Со­крат, живший в Афинах в 470—399 гг. до н. э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению дейст­вительности лишь в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими, — говорит юный Алкивиад. •— ... Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне каза­лось — нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был уку­шен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувст­вительное место — в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

10

УТОЧНИМ!

Корибанты — в греческой мифологии божества малоазийского происхождения, спутники и служители Великой матери богов Реи- Кибелы; их культ отличался оргиастическими танцами и экстатич­ной музыкой.

Марсий — в греческой мифологии сатир или силен, древнее боже- i iio, достигшее необычайного мастерства в игре на флейте. Алкиви- пд сравнивает Сократа с сатиром Марсием — и по внешнему сходст- ну, и, главное, по воздействию его речей, обладавших божественной м пастью напевов флейты козлоногого: «Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструмен­тов, одними речами» (Платон. Диалог «Пир»),

Искусство красноречия — это «некое умение увлечь души словами», — говорит Сократ в диалоге Платона • Федр». По мнению философа, именно оно указывает единст­венный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину in; найдет помимо меня средства искусно убеждать» — так за­являет красноречие о себе самом в этом диалоге.

В чем же состояла странная, поражавшая современников сила сократовской речи? Вопрос этот сложен, и ответ на него должен приблизить к решению нашей задачи — пониманию сущности красноречия, причем красноречия совре­менного, и к пониманию предмета риторики. Слово < 'ократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Оно несло пафос познания смыслового устройст- Ш1 мира, отражая напряженность человеческой мысли на путях проникновения в скрытую от поверхностного взгляда духовную, смысловую структуру сущего. Провидеть за­гадки, поставленные человеку для разре­шения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту за­катывающую работу, нащупывать и пока­пывать смысловые пути от мысли к сло­ну — вот что умел Сократ, вот в чем состояло его призвание, гго гений, его «демон», как сам философ определял свой ду­х овный порыв, никогда его не оставлявший.

Итак, подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия; и менно для этого было оно дано человеку, и с его помощью че­ловек осуществляет свое предназначение — проникает в тай­ны мироздания, схватывая его устройство сетью слов-поня-

11