Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы риторики.rtf
Скачиваний:
154
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
37.02 Mб
Скачать

ническое единство. Что это значит? Элементы целого (речевого события) не должны быть случайны, а должны определять друг друга, быть соразмерны, уравнове­шенны. Посмотрите еще раз на схему, изображающую струк­туру речевого события «по Аристотелю» (с. 61). Вот как гово­рит о том, что такое гармония речевого события, автор: «Что касается способов убеждения, доставляемых речью (мы уже знаем, что Аристотель понимал риторику как науку находить способы убеждения. — А. М.), то их три вида: одни из них нахо­дятся в зависимости от характера говорящего (его цели и лич­ности. — А. М.), другие — от того или другого настроения слу­шателя, третьи — от самой речи» (Риторика: Книга первая. 2). В нашей повседневной жизни, к сожалению, множество при­меров негармоничных речевых событий, несоразмерных отно­шений между элементами речевой ситуации и характером ре­чи (дискурса). Особенно опасно, когда гармония ре­чевого события — основополагающий принцип общей риторики — нарушается или не учитывается политиками или средствами массовой информации.

Прочитайте еще раз и проанализируйте наблюдения Ф. Шаляпина (с. 12) за речью министра, выступающего в Ду­ме, учитывая принцип гармонии речевого события.

Итак, в предыдущих параграфах мы в общих чертах рас­смотрели элементы речевого события. Теперь подробнее оста­новимся на том, что особенно важно для практической общей риторики. Вглядимся пристальнее, что именно в речевом поведении говорящего и адресата нужно прежде всего учитывать, чтобы сделать речевое общение эффектив­ным, и какие характеристики дискурса должен научиться различать, оценивать и практически использовать современ­ный, риторически образованный человек. Этому мы посвятим всю остальную часть данной главы.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ГОВОРЯЩЕГО

§ 38. Эффективность речи и личность говорящего.

Какие же особенности говорящего, его личности и пове­дения особенно существенны, чтобы убеждение с помощью ре­чи стало действенным?

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, — гла­сит риторика.

74

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Боль­шое внимание впечатлению слушающих о личности го­ворящего уделял Аристотель: «Доказательство достигает­ся с помощью нравственного характера говорящего в том слу­чае, когда речь произносится так, что внушает доверие к чело­веку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясно­го и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая. 2).

Эллины считали, что речь звучит для аудитории убеди­тельнее, если оратор вообще известен как человек доброде­тельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления. Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, по второй зато самый искусный. Он воздействовал на слуша­телей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, опушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. М , 1964. Т. III).

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квин- тлиан обобщил эти требования к личности оратора в сле- | ющем совете-афоризме: если хочешь стать хоро­ним оратором, стань сначала хорошим ч е- | о в е к о м.

Поскольку ясно, что выполнение этой рекомендации — за- н em всей человеческой жизни и носит весьма и весьма общий к принтер, постараемся найти более конкретные свойства гово- I иного, которые усиливают воздействие его речи на слушаю- п|п о. Заметим, что совет античных риторов обращен именно | оратору — лицу, выступающему с публичной речью. Однако ' i'i оства личности говорящего и его рече- поведение, которые мы обсудим ниже, существенны п различных речевых ситуациях и вполне могут быть рассмот- I" п 11 и границах общей риторики.

Ксть три причины, возбуждающие доверие к говоряще- |, . замечает Аристотель, — потому что есть именно столь­ щей, в силу которых мы верим без доказательств, — это

р и Iy м, добродетель и благорасположение. | т. таким образом, слушателям кажется, что оратор обла- • мет всеми этими качествами, они непременно чувствуют к не­

75