Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФЛ Тема 2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
175.1 Кб
Скачать

1.2. Вождества и первые государства

Политические режимы, непосредственно предшествовавшие госу­дарству, получили название "вождеств". Социальные отношения в них регулировались родством, браком, полом, возрастом и другими подоб­ными демографическими различиями. В этом смысле вождества были наследниками родоплеменных структур. И этим же они отличались от государства, которое объединяет людей по территориальному принци­пу. На большей части Европы вождества продержались до римского за­воевания. Но внутри пояса древних цивилизаций их превращение в госу­дарства произошло именно в эпоху распространения железа, а в Египте и Шумере этот процесс завершился даже еще раньше.

Первые государства формировались в условиях бесконечных войн, насилия и грабежей. В Китае, например, за все первое тысячелетие до н.э. не наберется и пятидесяти мирных лет. Ожесточенные схватки за власть вели к уменьшению числа участников, пока, наконец, в эпоху "сра­жающихся царств" или, по-китайски Чжаньго (V-III вв. до н.э.), противо­борство семи сильнейших владык не закончилось победой государства Цинь. Укрупнение государственных образований всякий раз сопровож­далось перераспределением труда и власти между социальными груп­пами. Объективно эти преобразования носили прогрессивный харак­тер, так как благодаря им появилась новая социальная прослойка "ши", или "служилых", и возникла внеобщинная собственность на землю, при­надлежащую разбогатевшим членам распадающейся родовой общины.

Сходные процессы протекали и на территории древнего Индоста­на, где коренное земледельческое население дравидов было завоева­но пришлыми скотоводческими племенами ариев. В течение первой половины первого тысячелетия до н.э. из отношений между завоевате­лями и дравидийскими общинами сложился так называемый кастовый строй. К концу VI века до н.э. среди полутора десятков политических объе­динений, существовавших в долине Ганга и к югу от него, усиливается государство Магатхи.

1.3. Предфилософия и древний Восток

Поскольку в результате всех этих изменений родовые обычаи утра­тили былую безусловность и исключительность, мифологическое созна­ние стало превращаться в объект критики. Скептическое отношение к мифам - такова первая особенность того состояния общественного со­знания, которое советским исследователем А.Н.Чанышевым удачно было названо предфилософией.

Торговля, управление, строительство, оросительные и землеуст­роительные работы - все это стимулировало склонность к схематиза­ции бытия и способствовало развитию абстрактного мышления Число стало первым идеализированным объектом в истории культуры. Ведь двойка это не совсем то же самое, что два стола или две бутылки. Двойка как таковая лишена предметности. Она является числом. Как позднее скажет Платон, двойка есть "идея". Когда числа стали фактором про­странственной и временной ориентации людей, они приобрели миро­воззренческое значение. Такая ориентация сопровождалась создани­ем календаря и астрономии. Астрономия, математика, идея причинной связи знаменовали начало научных знаний. Если сомнения в подлинности мифов были первой особенностью предфилософии, то другой ее чертой стало зарождение науки.

Была ли предфилософия в Египте?

В египетской мифологии представления о загробной жизни тесно связаны с культом Осириса. Как антитеза этим догмам, в эпоху Средне­го царства (II тыс. до н.э.) появилась так называемая "Песнь арфиста" -совокупность полутора десятков текстов, дошедших от более поздних времен, но восходящих к среднеегипетскому оригиналу. Тексты связаны единым мироощущением: все на земле бренно и обречено на исчезно­вение; испокон веков поколение за поколением сходит в могилу, зау­покойные памятники разрушаются, и от людей не остается даже воспоминания, поэтому надо брать все блага от жизни и веселить­ся, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть.

Понятно, что в условиях нарастающего неравенства призыв "брать все блага от жизни" мог обернуться социальными потрясениями. Что­бы этого не произошло, "было изобретено" государство со своим спут­ником - правом. Однако как государство, так и право контролируют лишь внешнюю сторону поведения людей.

Философия формируется по мере распространения приемов на­учного мышления на область мировоззренческих вопросов, возникших вследствие кризиса мифологического сознания. От вопросов о проис­хождении вещей люди переходят к поиску их первоосновы. Природа ли­шается антропоморфных характеристик, и на обломках мифов выраста­ют элементы натуралистической установки, то есть готовности описы­вать мир языком причинно-следственных связей, не прибегая к помощи сверхъестественных сил. Однако формирование рационализированно­го миропонимания - не единственный вариант дальнейшей эволюции предфилософии. Подобно развилке на лесной дороге, предфилософия обозначила два пути. Первый путь - это плавная трансформация мифа в религию, по нему пошли египетская и вавилонская культуры. Второй заключался в замене мифа рациональными формами, и этот путь, как известно, избрала древняя Эллада. В этом же самом направлении, прав­да с некоторыми колебаниями, двинулись народы древней Индии и Ки­тая.

Почему же все-таки родились китайская и индийская философии и не было философии Египта и Междуречья, хотя государственная жизнь началась там на столетия раньше, а наука достигла большей изощрен­ности? Мы не в силах с полной достоверностью ответить на этот вопрос. Возможно, негативную роль сыграло раннее рождение государствен­ной традиции, увековечившее связанные с бронзовым веком мировоз­зренческие формы. В Египте со времени Среднего царства существова­ла мощная каста жрецов, соперничавшая по силе влияния с фараоном. Важным обстоятельством могло быть отсутствие в Месопотамии и доли­не Нила залежей рудных ископаемых. Отсюда вытекало стремление обеспечить бесперебойное поступление сырья, ставшего жизненно важным с вступлением в эпоху бронзы. При общей неразвитости товарных отношений задача выполнялась прежде всего централизованно, что спо­собствовало усилению государства и приданию ему священного статуса. Во всяком случае, едва ли можно найти единственную причину, объяс­няющую отсутствие ближневосточной философии и незавершенность выделения индокитайской философской мысли из предфилософского лона и ее переплетенность с политико-правовым и нравственно-рели­гиозным сознанием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]