Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правда о русских евреях.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
196.6 Кб
Скачать

Евреи при Императорах Александре I и Николае I

19-век в жизни евреев и в их отношениях к обществу и правительству представляет собой такую же неприятную картину, как и в средние века. Евреи обнаружили полную неспособность стать истинными гражданами русского государства даже и тогда, когда правительство нянчилось с ними, как нянчится мать со своим любимым ребенком. Со вступлением на престол Императора Александра I началась для евреев благодатная пора. Положением от 9 декабря 1804 года “Об устроении евреев” им были пожалованы обширные права; они могли приобретать, закладывать, продавать, дарить и завещать незаселенные земли на юге России и в Литве. Они могли обрабатывать свою землю наемными людьми и делать свои собственные поселения. “Правительство, по словам историка Никитина, все-таки верило, что евреи способны к земледелию и что для блага Литвы и Белоруссии необходимо удалить их от вредных промыслов и приучить их к полезному физическому труду. Исходя от этих взглядов, оно решилось попытаться “обратить евреев в земледельцев на местах их постоянной оседлости”. Ввиду таких соображений, положением от 13 апреля 1835 года евреи получили новые льготы; они освобождались от недоимок, от податей, от повинностей и на 50 лет от рекрутского набора. Таких привилегий не “знало никогда ни одно русское поселение. Наконец, положением от 26 декабря 1844 года “было назначено на обзаведение хозяйством на каждого еврейского поселенца по 175 рублей. Для поощрения трудолюбия евреев им выдавались похвальные листы, денежные награды, премии и золотые медали”. Для улучшения их положения “были открыты вспомогательные кассы, безденежный отпуск семян и даже отпуск за уменьшенную плату тонкошерстных овец. Мало этого, несколько молодых людей из евреев воспитывались за казенный счет в Горыгорецкой земледельческой школе”. Дальше этих преимуществ и привилегий было немыслимо идти. Всевозможные заботы о благе евреев были испытаны и применены во 2-й четверти 19 века. Но, к сожалению, получилось то, чего и следовало ожидать. Большинство евреев покинуло свои земли. По донесению Киевского губернатора графу Киселеву, евреи нисколько не располагают охотой и усердием к земледельческому труду; они ходатайствуют о переселении единственно для избежания рекрутской повинности и для приобретения дарованных землевладельцам прав”. “Любовь к долгу, — говорит докладчик 1-го департамента, — есть чувство, можно сказать, чуждое еврею”, а поэтому правительство крепко призадумалось над вопросом о мерах “к слиянию евреев с общим русским населением”. Были выработаны следующие меры “для устройства евреев: 1) действовать на нравственное образование новых поколений евреев учреждением еврейских училищ в духе противном талмудическому учению, 2) уничтожить кагалы и подчинить евреев общему управлению, 3) запретить евреям употребление особой одежды, 4) привести в порядок коробочный сбор и 5) разделить евреев по свойству их занятий на полезных и на не имеющих постоянного труда”.

Анализ народной психологии русских евреев

Итак, мы видим со стороны русского правительства целый ряд серьезных попыток к органическому слиянию евреев с коренным населением. Действия правительства были открыты и прямы. Оно желало вывести евреев из узкой сферы бесплодного для России торгашества и отучить их от привычки представлять из себя мертвую силу, ничего не дающую для страны, но пожирающую все местные богатства. Оно желало привязать их к полезным промыслам и к земле. Но ни самое щедрое дарование новых прав, преимуществ и льгот, ни громадная затрата денег на субсидирование евреям при образовании колоний, ничто не могло сломить индивидуальных особенностей еврейского народа. Этот народ имел и имеет свою особую национальную волю, свои надежды, свой внутренний мир и ту катальную организацию, какая была дарована им польскими королями... Обобщая действия правительства в отношении евреев, можно сказать, что посев был обилен, но жатвы никакой. Еврейское хозяйство по отчетам почти всех губернаторов того времени “приносило лишь вред их соседям”. Справедливость такого вывода можно проверить на живом примере, который, понятно, лучше всяких исторических свидетельств. Для этого достаточно проехаться в еврейскую колонию м. Фастова, Киев. губернии, посмотреть на еврейское хозяйство, расспросить местных крестьян и властей и вывести свое собственное заключение. Там всякий убедится, что еврейский земледельческий труд — чистый миф, что этот труд ненавистен для еврея и что все симпатичные начинания правительства не принесли самим евреям никакой пользы. Отсюда понятно, что язык, костюм, гражданские права, образование и все прочие внешние искусственные узы не могут связать евреев с русским элементом.

Внутренняя жизнь евреев, вытекающая из самой психологии этого народа, делает их недоступными для русского влияния и будет вечной разделительной стеной между русскими и ими. Это же заключение вполне применимо и к евреям западных держав. Наполеон I прекрасно понял психологию еврейского народа. Он выразил ее в следующих словах своего проекта о преобразовании быта евреев: “нужно приискать действительные меры для стеснения ажиотажа и подавления этого организованного ростовщичества и обмана; нужно уменьшить склонность еврейского народа ко многим занятиям, которыми они во всех странах мира вредят цивилизации, порядку и общественной жизни”. И действительно, факта еврейской обособленности никто не станет отрицать. Их национальные силы нисколько не страдают от того, что они рассеяны по всему миру. Напротив, это обстоятельство на руку утилитарным целям худшей, но большей части еврейства. Записки Державина, цитированные нами выше, вполне рассеивают всякое сомнение на этот счет.

Впрочем, чтобы понять, в чем заключается сила еврейства, достаточно вспомнить шестидесятые годы минувшего столетия, когда множество заграничных и русских писателей стало рекомендовать европейцам иудейство, как самую благородную почву для быстрого усвоения успехов новой культуры. Печать – этот могучий фактор всемирного влияния на общественную мысль, попала в руки “всемирного еврейского братства”. Постепенно, шаг за шагом была подготовлена эпоха эмансипации еврейства в христианских государствах и затем везде начались требования. У нас в России слышалась проповедь о том же в газетах и журналах. Тенденции разбогатевших евреев, захвативших в свои руки громадные капиталы в России, наложили свой отпечаток и на умы некоторых русских писателей, очевидно не знакомых с историей русских евреев. Но то было давно прошедшее время. Передовые бойцы за права евреев, первенствующих в России в экономической сфере, казалось, забыли старые мотивы “Развета”, “Сиона” и “Зари”. Наболевшее чувство обиды за коренное русское население, вспоминающее и ныне эпоху унии, когда православные храмы были в аренде у евреев, понемногу утихло и успокоилось. Хотелось верить, что сионистское движение, охватившее всю западную Европу, увлечет своей волной и русских евреев. Но, к сожалению русским евреям не нравится сионистское движение. Им больше нравится Россия, чем сионистам Франция, Англия и Германия, где они пользуются такими широкими правами. Хотя это несколько странно и нелогично, тем не менее, защитники еврейского равноправия дают правительству нелицемерный совет предоставить в России евреям все права русских людей и даже уничтожить слово “еврей”. Неужели они не знают, что дело не в терминах и не в словах? Неужели еврей, потеряв свой вековой народный термин, станет от этого русским человеком? Допустим, что русские люди станут называть еврея русским. Неужели он не будет в душе, в своих верованиях и в своем миросозерцании истинным евреем? Наконец, если он так легко расстается со словом “еврей”, то почему же нельзя допустить, что он еще легче согласится расстаться со словом “русский”?..

Итак, современное положение евреев не есть результат прихоти известной группы русских людей; напротив, оно обусловлено всей историей русских евреев за 10 истекших столетий; оно создавалось веками и должно быть признано вполне нормальным с точки зрения закона причинности в истории еврейского народа. В течение тысячи лет евреи не могли органически слиться с русским народом. Зачем же тогда допускать искусственное, внешнее соединение, которое не в силах изменить ни верований, ни не умирающих традиций еврейства, ни его национальной воли.

Индивидуальная психология еврейства никогда не позволит еврею считать известную христианскую страну своей отчизной. Русский еврей никогда не поймет той святой любви к родине, которая, заглушая в нем высокие чувства любви к детям и жене, неудержимо влечет его на поле брани за “веру, царя и отчизну”. Еврей удивляется тому русскому, который одной рукой утирает слезу, быть может, вечной разлуки со своей семьей, а другой тянется к оружию против врага. И это до тех пор, пока сам не будет иметь своей отчизны в каком-нибудь определенном месте земного шара, где будет биться пульс еврейской народной воли, народного чувства и самосознания. Нам могут возразить, что ведь и евреи участвуют в защите страны и проливают свою кровь. На это следует заметить то, что вся сила солдата не в принуждении, не в машинальном исполнении долга, а в его духе, в его единстве мыслей со всем русским народом и в его горячем желании биться до последней капли крови за величие и славу своей отчизны. Русский и еврей не могут одинаково относиться к судьбе последней. А если так, то откуда же взять почву для полного равенства в правах того и другого? Пора поэтому оставить старые, чужие напевы публицистов минувшего столетия, фальшь которых испытана и отвергнута давно! Если евреям действительно плохо живется в России, то почему же они не сочувствуют планам сионистов? Ведь идея сионизма вытекает из самого хода всей истории еврейства. Еврейство не умерло ни за границей, ни в России. Оно рассеяно, но в нем нация жива. Пусть же возрождается эта нация к новой жизни! Пусть сионистское движение пробивает путь евреям к честному и мирному возрождению, к политической самостоятельности в любой стране, но пусть оно же освободит Россию от евреев, достаточно уже погостивших у гостеприимного русского народа.