Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пропущенная лекция по истории.DOC
Скачиваний:
13
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
290.3 Кб
Скачать

1.1.5. Арабское завоевание

Наконец, последней в перечислении процессов-строителей средневековья следует назвать начавшуюся в первой половине VII в. арабскую исламскую экспансию на Ближнем Востоке и, с начала VIII в., в Европе. Исходом Мухаммеда из Мекки в 662 г. открылась новая исламская эра.

В 710 г. арабо-берберский отряд мавров из северо-западной Африки, переправившись через Гибралтарский пролив, ступил на землю Западной Европы. К 714 г. почти полностью была завоёвана Испания (исключение составила маленькая область Астурия на северо-западе Пиренейского полуострова). Арабы перешли Пиренеи, захватили города на юго-западе Галлии и стали представлять серьёзную угрозу франкскому королевству

Для решения задачи обороны мажордом (управитель королевского имущества) франкского государства Карл Мартелл (молот) провёл т. н. бенефициальную реформу. Из государственного фонда и конфискованных у церкви земель потенциальным воинам раздавались бенефиции (благодеяние) – земельные владения с крестьянами, для того, чтобы из дохода от их эксплуатации владельцы могли приобретать коней и вооружение. Владения были пожизненными и условными. Условием для получения бенефиция была клятва личной верности благодетелю и обязательство нести военную службу.

Результаты реформы проявились уже в битве при Пуатье в 732 г., когда противник был разбит, и перспектива арабского завоевания оказалась исчерпанной. При наследниках Карла Мартелла в IX в. действие бенефициальной реформы расширилось. Каждый свободный мужчина обязан был найти себе покровителя. Конное войско трансформировалось в особую социальную группу феодалов-рыцарей.

Следует отметить два последствия арабского натиска:

во-первых, он инициировал складывание в Западной Европе особого типа экономических, социально-политических и правовых отношений, который получил название феодализма. В зрелом законченном виде феодализмэто военизированная система непосредственных вассально-сеньориальных связей, отношений личной верности и условного владения.

Во-вторых, противостояние рыцарского христианского и мусульманского миров (вероисповедальное, экономическое, политическое) составило мотивацию значительной части внешнеполитических мероприятий средневековых государств.

Таковы пять исторических процессов, определивших облик средневековой эпохи.

Обратимся к предыстории славянского мира.

1.2. Ранняя история славян

1.2.1. Проблема происхождения славян

Проблема происхождения славян обсуждается в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и гипотезы и пока остаются каждый при своем мнении.

А круг спорных вопросов весьма широк. Одно противоречие очевидно, оно лежит на поверхности: славяне под таким именем выходят на историческую арену лишь в VI веке н.э., и потому велик соблазн считать их «молодым народом». Но с другой стороны – славянские языки – носители архаичных черт индоевропейской общности, а это свидетельствует об их глубоких истоков. Язык служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности, поэтому лингвистическая классификация легла в основу этнической. Славяне входят в индоевропейскую языковую группу. Древняя индоевропейская общность стала распадаться приблизитель­но на рубеже IV – III тыс. до н.э. Общеславянская основа сложилась во II тыс. до н.э.

Прародиной славян является Центральная Европа. Антропологический и топонимический материалы указывают на движение протославян с запада на восток. Во II – IV вв. н.э. славяне входили в состав Готского государства Германариха, в V в. составляли большинство населения Гуннской державы Атиллы. В отличие от воинственных гуннов и германцев, славяне не принимали участия в битвах. Поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты. После распада государства Аттилы славяне выходят на историческую арену.

В VI – VII вв. славяне расселяются на территории Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, Приднепровья, достигают Испании и Северной Африки. Почти везде славяне ассимилируют местное население.

Византийские и германские средневековые авторы называли славян «склавинами», «антами», «венедами» или «венетами».

Анты, самое активное и сильное из объединений славянских народов, занимали Северное Причерноморье и верховья Дона. Склавины распространились в южной и центральной Европе. Венеды проживали в северной части Европы, на Балтийском побережье и в районе озера Ильмень.

Славянская культура – фольклор, русские былины и летописи – сохранили память об общей прародине славян. Формировалось чувство славянского единства как элемента самосознания, что отличало славян, от германских народов, которые до XI в. воспринимали себя только в границах отдельных племён.

Процесс расселения для славянской культуры – это, прежде всего, земледельческая колонизация. Как у других варварских народов Европы основой хозяйственной и социальной славянской организации была община свободных земледельцев-воинов с соответствующим ей институтом общинного народовластия.

Племена-общины объединялись в союзы племён, а те, в свою очередь, в более внушительные объединения (суперсоюзы), имевшие двоякую цель (оборону и наступательные войны). Своих вождей славяне называли князьями. С усложнением и консолидацией союзов усложнялись и функции княжеской власти. К ним добавлялись судебные и религиозные обязанности. Ближайшим окружением, поддержкой и опорой князя была военная организация – дружина.

Даже с расширением компетенции княжеская власть не становилась абсолютной. Гражданские дела находились в ведении старейшин. Верховным органом союза племён оставалось народное собрание (в древнерусских источниках – вече).

Таким образом, подобно прочим варварским народам, славяне уже в VI в. были организованы в протогосударственные объединения. Суперсоюзы (или союзы военно-территориальных союзов племён) объединялись надплеменной социально-политической организацией и публичной властью верховных вождей. В византийских источниках такие федерации обозначены как «славинии».