Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар №4.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
165.89 Кб
Скачать
  1. Космология н. Коперника и Дж. Бруно.

На формирование европейского научного мышления и естест­вознания большое влияние оказал польский ученый Николай Ко­перник (1473 – 1543 гг.), астроном и философ. Его основной труд «Об обращении небесных тел» содержал в себе коренной пере­смотр сложившейся в эпоху античности астрономической карти­ны мира. Геоцентрическая система Аристотеля – Птолемея утверждала, что наблюдаемый нами мир конечен, а его центром является неподвижная планета Земля. Считалось также, что зем­ное вещество состоит из четырех стихий (вода, земля, воздух и огонь), а небесное вещество – из эфира. Источником движения и развития мира является якобы божественный перводвигатель. Та­кая картина мира вполне отвечала и религиозному учению о сотворенности мира, и его конечности в пространстве.

В основу собственного учения Коперник положил идею о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Космоса. Она есть всего лишь одна из множества планет, вращающаяся вокруг собственной оси, и Солнца как центра мира. По сути дела, предложенная Ко­перником гелиоцентрическая картина мира явилась революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимо­сти и постепенном отказе от бытовавшей ранее теологической кар­тины мира эпохи средних веков.

Коперник был убежден, что его учение позволяет «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим». Представление о мире как сложной ма­шине свидетельствует о широком распространении в эпоху Возрож­дения механицизма как конкретно-исторического типа (способа) фи­лософствования. В последующем механицизм был перенесен на по­знание общественных явлений и природы человека. Несмотря на недостатки и ограниченность гелиоцентризма (например, признание Творца, идея равномерного движения всех планет), он все же в кор­не противоречил традиционной теологии, и поэтому представлял для нее большую опасность. Впрочем, учение Коперника было про­тиворечивым. Оно содержало в себе некоторый багаж аристотелевско-птолемеевской системы, отдавало должную дань религиозному учению, и поэтому несло на себе печать компромисса.

Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения по­лучила в творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джор­дано Бруно (1548 – 1600 гг.). Пройдя путь от монаха до крупнейше­го мыслителя своего времени, он стал, по сути дела, символом эпохи Возрождения. В своих работах («О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и др.) Бруно изложил основы нового философского мировоззрения, за что подвергся гонениям со стороны инквизиции и был публично сожжен ею на костре.

Духовные истоки творчества Д.Бруно восходят к учениям Демокрита и Эпикура, Авиценны, теории Н.Коперника. В философии Бруно на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром. Учение мыс­лителя представляет собой последовательный пантеизм, который полагает, что Бог растворен в природе («всебожие») и придает ей единство и многообразие. «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего» – так рассуждал итальянский философ. Он ут­верждал, что «природа есть Бог в вещах». Она имеет полную само­стоятельность, активна и деятельна, а Бог придает ей гармоничное единство.

Рассматривая природу как нечто самостоятельное и активное, Бруно тем самым предлагал материалистическую ее трактовку. Природа (материя) есть, по его убеждению, то начало, которое все производит из собственного лона (и у Аристотелям в схоластической философии средних веков материя была лишена активности, в отличие от формы или же Бога как творящей силы). Она является живой, непрерывно изменяющейся и разнообразной. Природа («Единое») являет собой совпадение малого и большого, микро- и макрокосмоса. «Все вещи находятся во вселенной и все ленная во всех вещах: мы – в ней, она – в нас», – подчеркивал Бруно.

Д.Бруно воспринимал природу как живой организм с соответст­вующими характеристиками. В этом смысле его философия может быть определена как гилозоизм («вещество и жизнь»), т.е. учение о всеобщей одушевленности материи. «Мир одушевлен вместе со все­ми его членами», а душа – это «внутренняя сила, свойственная вся­кой вещи» – утверждал он. По сути дела, Бог как бы подменен не­коей мировой душой. Она является тем всеобщим и деятельным разу­мом, который формирует материю изнутри и удерживает мир в со­стоянии единства, многообразия и целесообразности. Этот разум наполняет природу творчеством, а человеческая жизнь – это всего лишь уподобление природе, ее облику и свойствам.

Учение Д.Бруно о природе носит в целом, конечно же, материа­листический характер. Даже исследуемая им «мировая душа» – и та имеет своим корнем природу как субстанцию всего сущего. Все, что есть, происходит из природы. Так, из семени вырастает стебель, а позже вызревает и сам колос. Из хлеба получается необходимая че­ловеку пища, а из нее – желудочный сок и кровь, вновь рождающие семя, но уже как зародыш нового явления – человека. Умирая, че­ловек разлагается и превращается в землю, в камень. Повсюду имеет место обмен веществ и взаимопревращение всего и вся.

В своем учении о Космосе Д.Бруно пошел дальше Н.Кузанского и Н.Коперника. В отличие от них, Бруно полагал, что Солнце есть не абсолютный, а всего лишь относительный центр мира, в котором все мы существуем. Наблюдаемая граница звезд не является конеч­ной границей мира, а Солнце – это не единственное светило во Все­ленной. Окружающий человека мир многообразен и бесконечен. И Земля, и Солнце являются, по убеждению Бруно, всего лишь «рядовыми» небесными телами. Философ выдвинул идею о том, что земля и вода, воздух и огонь наверняка имеют место и на других планетах Солнечной системы и звездных телах. Идея бесконечного множества миров явилась одной из самых смелых в творчестве мыс­лителя. Он писал: «...Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли... Существует беско­нечная Вселенная, созданная бесконечным божественным могущест­вом... Я считаю недостойным благости и могущества божества мне­ние, будто оно, обладая способностью создать, кроме этого мира, другой и другие бесконечные миры, создало конечный мир».

Формулировка идеи многообразия миров стала поводом для заточения Д.Бруно в тюрьму, где он много лет находился Под следствием инквизиции. Тезис о множестве миров ставил под сомнение господствовавший в средние века религиозный догмат о единственности и завершенности этого земного мира, об особом месте Земли, Солнца и человека. Однако Д.Бруно все же не от­ступил от своей идеи и был публично сожжен 17 февраля 1600 го­да в Риме на площади Цветов как «нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик». Очевидно, что новые, более прогрессив­ные и содержательные идеи в истории общественной мысли не­редко рождались в великих муках их творцов, в ходе ожесточен­ного сопротивления новизне со стороны старых и неубедитель­ных идей и учений. Неудивительно, что Д.Бруно стал символом Возрождения как эпохи становления нового, научного и критиче­ского по своей сути философского мировоззрения.

Д.Бруно полагал не только одушевленность Космоса и многообразие миров в нем, но даже и населенность этих миров. Он считал возможным наличие на них различных форм жизни (в том числе и разумной), отличающихся от земной. Такой подход всту­пал в еще более острое противоречие с догматическим христиан­ским вероучением, которое проповедовало идею одного-единственного мира, якобы сконцентрированного вокруг Земли и созданного Творцом для человека.

Что касается познания мира, то Бруно прочно верил в возмож­ности человеческого разума. Роль чувств он оценивал невысоко, по­лагая, что они нужны лишь для того, чтобы «возбуждать разум». Чувства могут «обвинять, доносить, а отчасти свидетельствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение...». По мнению философа, чувства «не бывают без некоторой мутной при­меси. Вот почему истина происходит от чувства только в малой час­ти, как от слабого начала, но она не заключается в них». Чувствен­ное познание «не видит бесконечности... ибо бесконечное не может быть объектом чувств». Выше чувств стоит рассудок, а еще выше находится разум («интеллект»). Разум человека способен анализи­ровать и обобщать, видеть разное в едином, вскрывать основу всего сущего и выделять противоположные начала.

Д.Бруно был убежденным сторонником научного знания. По его убеждению, религиозная вера присуща, как правило, людям невежественным и грубым. Он выступал за познание законов природы и раскрытие ее единства, преодоление примитивных суеверий. Конечной целью познания должно быть добро и иные земные потребности человека, а движущей силой научного поиска – здоровое сомнение, скепсис. В реальной жизни следует ру­ководствоваться не заблуждениями, а здравым смыслом и точными знаниями. В представлении Бруно, человек есть деятель, мастер, которому по природе своей присущ «героический энтузи­азм» (творческий порыв, активность).