Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубровский. Лекция 6 - Нормы и отклонения с системодеятельностной точки зрения-1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
388.61 Кб
Скачать

4.2.3. Нормативные структуры, включающие конфликтные нормы

Конкретная модель структурной нормы позволяет описывать и объяснять, а также предписывать действия людей в ситуациях противоречивых или конфликтных норм. Stouffer (1949) наблюдал поведение студента-проктора на экзаменах. С одной стороны, проктор должен следить, чтобы студенты не списывали и докладывать преподавателю о нарушителях. С другой стороны, студент не должен быть доносчиком. По наблюдениям Stouffer, студент-проктор следовал «компромиссной» стратегии -- вёл себя то как студент, «не замечая» списывания, то как проктор, донося на списывающих. Естественно, имея в своем распоряжении только абстрактное противопоставление нормы и отклонения, Stouffer не мог «видеть» промежуточных типов поведения, таких как, когда студент-проктор сам требует прекращения списывания, не донося о нарушении или донося только на списывающих, но не называя тех, кто давал списывать, что также может вменяться в обязанность проктора.

В наших экспериментах по групповому принятию решения, испытуемые следовали обычному протоколу в пять оперативных стадий: (1) подход -- каждый участник предлагает свое решение, (2) установление контроля – обсуждаются «за-и-против» каждого предложения, (3) активация – принятие решения за счёт компромисса и, если надо, голосования, (4) снятие контроля – отметка принятого решения в специальной экспериментальной форме, (5) отход – передача этой формы экспериментатору. Интересно, что подобные стадии группового принятия решения были выделены Fisher (1970) на совершенно иных основаниях. Он обнаружил, что произнесённые испытуемыми в процессе дискуссий фразы с различным типом содержания статистически группируются в последовательность, подобную упомянутым выше стадиям группового принятия решения.

Особенностью протокола группового принятия решения является то, что участники должны следовать двум противоположным нормам. В терминах ответов испытуемых на пост-эспериментальный вопросник в одном из наших экспериментов (Dubrovsky, 1987b) эти нормы могут быть сформулированы следующим образом: с одной стороны, «соглашайся -- выслушай другую сторону и иди на компромисс, иначе групповое решение не возможно»; а с другой стороны, «не соглашайся – если ты веришь в правильность своего мнения, продолжай на нем настаивать, иначе группа может принять неправильное решение». И действительно, участники дискуссии, не желающие идти на компромисс подвергались санкциям. На них оказывали давление («Пожалуйста согласись!!! Только ты всех задерживаешь!!!!»), их обзывали «свиноголовыми» ("pig headed") и даже угрожали физической расправой («Я до твоей морды доберусь»).[28] В то же время, участники, с лёгкостью соглашающиеся с другой точкой зрения, также наказывались – их упрекали в отсутствии самоуважения, бесхребетности, и равнодушии к интересам группы (см. также Siegel et al. 1986; Dubrovsky et al. 1990; 1991). Линия поведения в реализации протокола группового принятия решения, не вызывавшая негативных санкций, может быть охарактеризована как «в меру соглашайся, и в меру настаивай». На языке структурной схемы нормы это означает «осуществляй допустимые акты – изредка не соглашайся (один-два раза) и изредка иди на компромисс (один-два раза); более частые несогласия или согласия (корректируемые нарушения) скорректируй разъяснениями, новыми аргументами, оправданиями и извинениями». Например: «Я соглашаюсь с последним предложением только для того, чтобы выбраться к чёртям отсюда. У меня завтра экзамен.» Следует отметить, что, за редким исключением, большинство участников дискуссий, реализуя протокол группового принятия решения придерживалось именно этой допустимой/скорректированной линии поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]