Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
дильман с текстом.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
271.87 Кб
Скачать
    1. Нормальная болезнь репродуктивной системы – климакс (модель возрастного выключения репродуктивной функции)

Климакс является одновременно и нормой и болезнью: нормой потому, что климакс в женском организме явление закономерное, а болезнью потому, что это стойкое нарушение регуляции, приводящее в конечном итоге к снижению жизнеспособности организма.

Ранее предполагалось, что процесс выключения репродуктивной функции связан или с истощением запаса половых клеток в яичниках, или со снижением чувствительности яичников к своим регуляторам - гонадотропинам. Новое объяснение этого механизма состоит в том, что он является следствием повышения ПЧГ.

Несмотря на наступление половой зрелости, у крыс в возрасте трех месяцев повышение ПЧГ продолжается. Этот вывод следует из того, что доза полового гормона, необходимая для подавления деятельности полового центра гипоталамуса, возрастает по мере увеличения возраста животного (механизм повышения ПЧГ, включив функцию размножения, продолжает действовать). Если ПЧГ повышается, то взаимодействие между гипоталамусом и рабочим органом, основанное на механизме отрицательной обратной связи будет сохраняться, лишь при увеличении продукции полового гормона, иначе цепь взаимодействия разомкнется.

Действительно, в процессе старения в ответ на повышенную стимуляцию со стороны гипоталамо-гипофизарной системы половые железы вырабатывают все увеличивающееся количество половых гормонов, которые и обеспечивают сохранение системы саморегуляции, несмотря на гипоталамические изменения. Однако теоретически очевидно, что продолжающееся повышение ПЧГ в каком-то возрасте все же должно вызвать нарушение в работе системы и тем самым привести к выключению репродуктивной функции.

Косвенно об этом можно судить на основании данных о возрастном увеличении выделения гонадотропинов -- гипофизарных гормонов, контролирующих деятельность яичников. Так, между 25-ю и 35-ю годами выделение суммарных гонадотропинов у женщин увеличивается в 3 раза. Между тем в возрасте 25 лет система репродукции уже полностью включена, и уровень гормонов-регуляторов достигает своего оптимального значения. Следовательно, трехкратное увеличение этого уровня не диктуется требованиями процесса развития и полового созревания. Такое увеличение служит чему-то другому, и этим другим является механизм, который в конечном итоге должен привести к возрастному выключению репродуктивной функции. К 45 годам у женщин с еще нормальным циклом выделение регулирующих гормонов -- гонадотропинов -- еще больше возрастает (примерно в 6 раз по сравнению с величиной, свойственной 25 годам). Это увеличение отражает то обстоятельство, что ПЧГ еще больше повышается и приближается период, когда это повышение разомкнет цепь саморегуляции, нарушив тем самым циклическую деятельность яичников.

Но имеется и второй фактор, определяющий время возникновения климакса. Это величина компенсаторной реакции яичников. Параллельно увеличению продукции гонадотропинов происходит увеличение продукции женских половых гормонов – эстрогенов. Такое повышение необходимо для сохранения механизма саморегуляции. Но следует напомнить: происходит повышение ПЧГ к эстрогенам, и когда эти изменения заходят достаточно далеко, эстрогены не могут оказать того влияния, которое вызывает овуляцию. В результате происходит возрастное выключение репродуктивной функции. Поэтому климакс и менопауза будут наступать тем позже, чем более выражена компенсация, то есть чем больше яичники вырабатывают женских гормонов, способствуя тем самым преодолению тенденции к размыканию механизма саморегуляции в репродуктивном гомеостате.

Положение о регуляторной природе климакса подтверждено следующим экспериментом. Исследователи произвели кастрацию крыс двух возрастных групп -- молодой и старой. Когда яичники от молодых животных пересаживались в организм старых животных, молодые яичники не начинали функционировать. Но зато когда яичники, взятые от старых крыс, были пересажены молодым животным, деятельность этих яичников восстановилась. Вывод однозначен: когда при старении прекращается способность к размножению, это связано не с истощением половых желез, а с нарушениями, происходящими в организме в целом. Иными словами, гипоталамус навязывает яичникам свой темп старения.

Итак, повышение ПЧГ в системе репродуктивного гомеостата вначале обеспечивает возрастное включение, а затем возрастное выключение репродуктивной функции.

Многие исследователи настаивают на том, что возрастное выключение репродуктивной функции полезно, ибо оно обеспечивает выполнение сразу нескольких требований: а) ограничивает число организмов в популяции, что способствует поддержанию оптимального количества особей в занимаемом жизненном пространстве; б) снижает вероятность возникновения врожденных дефектов, частота которых увеличивается у потомства по мере старения материнского организма; в) регулирует темп естественной смены поколений в условиях более широкого обмена наследственным материалом, чем это имело бы место при отсутствии возрастных ограничений воспроизведения.