Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Советская идеократия.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
44.31 Кб
Скачать

Советская идеократия: от идеи мировой революции к «строительству социализма в отдельно взятой стране».

Ареал власти в России всегда определялся ареалом идеи.

Российское государство, как целостная цивилизация, должна иметь и ценности цивилизационного уровня. То есть высшие ценности государства не могут не выходить за его границы. Действительно, самые известные русские политические проекты («Третий Рим» и «Третий Интернационал») были обращены, прежде всего, к другим народам. Особое место в векторе цивилизационного развития занимает идея спасения.

  1. Эсхатологическое предназначение

  • Складывающаяся в ХХ веке система пыталась под вывеской «отделения церкви от государства» поставить церковную иерархию на службу «государству нового типа».

  • Идеология коммунистического строя создавала «религиозный» культ с политическим антирелигиозным наполнением.

  • Налицо были и эсхатологические предчувствия «Нового Града» в виде «светлого будущего коммунизма».

  • Доминирование варианта государственного строительства, предлагаемого большевиками, обуславливалось тем, что он содержал в себе процесс «новой реализации традиционных смысловых образов» о всеобщей российской государственности, являющейся основой нового мирового порядка, и о мессианском и всемирном ее предназначении.

  • Характерными ментальными признаками «советского человека» стали устремленность к общественной и политической организации будущего, соотнесение всех своих действий и поступков с реализацией социалистической / коммунистической идеи как идеи мирового счастья, справедливости и всеобщего братства.

Данные ментальные установки сознания в полной мере соответствовали традиционным конструктам российской духовной и политической традиции: достижение «Царства Божьего» на Земле, воплощение народной мечты о всеобщем равенстве и счастье в исторической реальности, о значении русского народа в мировой истории.

  1. Вселенское предназначение (коммунистическое мессианство)

В.С. Соловьев не раз подчеркивали особую черту русской идеи — стремление «стать братом всех людей, всечеловеком», «достичь в согласии с другими народами совершенного и вселенского единства».

Марксизм воспринимался массой как социальная религия.

Миф о Богом избранном царе сменил миф о трудовом народе, который, совершив Великую революцию, в лице своих лучших представителей взял власть в свои руки – с тем, чтобы опять идти по единственно верному пути в светлое будущее. В свою очередь, советское мессианство проявлялось сначала в идее мировой революции, а затем в представлениях о ведущей роли СССР в мировой политике.

От идеи мировой революции к «строительству социализма в отдельно взятой стране»

• мировая революция представляла собой реализацию традиционных идей о российской государственности как основе нового мирового порядка;

• концепция «строительства социализма в отдельно взятой стране» (1924), заимствованная И. Сталиным у Е. Дюринга, означала крах мифа «революционного обновления мира»;

• апрель 1925 г. – компромиссная резолюция XIV п.к., увязывающая возможность построения социализма в СССР не только с опасностью войны, но и экономической интервенцией;

• 1925 – бухаринская концепция «отсталого социализма», критерием которого выступают степень снятия противоречий российского капитализма и экономический рост по сравнению с ним; ориентир социализма – уровень развития мирового капиталистического хозяйства (Л. Троцкий); окончательная победа социализма невозможна в капиталистическом окружении (Г. Зиновьев)

Трансформация теории и практики мировой революции

Попытки поднять мировую революцию не прекращались до 1920-х.

Основные вехи данного процесса:

  • провалы военных переворотов в Болгарии и Германии в 1923 г.,

  • попытки установления советской власти в Эстонии в 1924 г.

  • использования забастовки шахтеров в Англии для начала мировой революции в 1926 г.,

  • развертывания мировой революции в Австрии и Китае (Шанхайское восстание) в 1927 г.;

  • в 1920-х годах Коминтерн всячески подчеркивал, что помогает своим секциям за рубежом и национально-освободительным движениям в Турции, Иране, Афганистане и Китае.

Очевидно, что первое послереволюционное двадцатилетие стало переходным периодом, когда институционализировались изменения, совершившиеся в результате Октябрьского переворота. Новое государство путем проб и ошибок вырабатывало средства политического и идеологического воздействия на различные страты общества.

Две стадии: военный коммунизм и нэп продолжали и развивали курс на строительство нового общества.

Основными элементами этой единой политики всегда оставались:

  • централизация управления народным хозяйством,

  • линия на огосударствление экономики,

  • приоритет радикальных политических решений над эволюционными и т.п