Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции синтаксис.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
367.62 Кб
Скачать

6) Вот, хлеба я купил, а молока нет.

В первом случае иду я, иду вместо спокойного и нейтрального я иду выражает дополнительную эмо­циональную информацию и тем самым усиливает вы­разительность. Во втором случае выдвижение на пер­вое место дополнений хлеба и молока обеспечивает смысловой акцент на продукты, которые куплены, а не на лицо, осуществившее покупку, и не на действие.

В общем виде можно сформулировать следующее положение: замена прямого порядка (обычного, при­вычного) обратным усиливает выразительность ре­чи — как письменной, так и устной.

В усилении речевой выразительности участвует как разнообразие синтаксических структур, так и нарочи­тое повторение одной и той же. Художественная речь выразительнее научной, или деловой в частности, и по­тому, что художник, как правило, пользуется значи­тельно большим набором синтаксических конструк­ций, чем ученый или администратор. Но отсюда сле­дует, что если бы ученые и администраторы присталь­нее всматривались в синтаксис своей речи (в научных статьях, лекциях, постановлениях, докладных записках и т. д.), смелее применяли бы живые полуразговорные формулы, было бы достигнуто некоторое усиление вы­разительности речи ученых и администраторов, а зна­чит, и усиление ее действенности.

Что касается нарочитого, предусмотренного повто­рения одной и той же синтаксической структуры, то это явление учтено риториками и теорией красноречия и называется обычно повтором синтаксическим, или параллелизмом. В стихотворении Р.И.Рождественского «Подкупленный» стилистический прием синтаксиче­ского повтора применен очень удачно. Центральная идея стихотворения — идея преданности родной земле и любви к ней — усиливается неоднократным повто­рением словосочетания предикативного я подкуплен и параллелизмом построения соответствующих вы­сказываний: 1. Я действительно подкуплен... 2. Я под­куплен без остатка... 3. Я подкуплен ноздреватым льдом кронштадтским... 4. Я подкуплен военкомами гражданской... 5. Я еще подкуплен снегом белым-белым... 6. Я подкуплен кровью павших в сорок пер­вом... 7. А еще подкуплен я костром. 8. Я подкуплен и Палангой, и Кижами... 9. Я подкуплен зарождаю­щимся словом... 10. Я подкуплен Маяковским и Светловым... 11. Я подкуплен. 12. Я подкуплен с потрохами. Эта синтаксическая структура и вошедшие в нее два слова Я подкуплен становятся организующим стерж­нем всего стихотворения, усиливая выразительное воз­действие всего текста.

Синтаксический параллелизм хорошо известен как стилистический и ораторский прием всем крупным публицистам, политическим и судебным ораторам. Он был известен и применялся в Древней Греции и Риме.

Вот несколько примеров.

Видимо, к синтаксическим, а точнее, к лексико-синтаксическим средствам выразительности должна быть отнесена антитеза. Антитеза — это малая или большая синтаксическая структура, смысловое содержание ко­торой основано на противопоставлении идей, поня­тий, представлений, выраженных словами-антонимами. Антитеза была хорошо известна и успешно применя­лась ораторами и риторами всех времен, начиная с ан­тичных, она продолжает жить в ораторских, публици­стических, художественных произведениях XIX и XX столетий. Достаточно напомнить здесь о знаменитой клятве Демона из одноименной поэмы М. Ю. Лер­монтова («Клянусь я первым днем творенья. Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горь­кой мукой... Клянусь свиданием с тобой И вновь гро­зящею разлукой... Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей...»), о публицистике И. Эренбурга и Н. Грибачева, которые умело применяли анти­тезу во многих своих работах печатных и выступле­ниях устных. Можно привлечь внимание читателей и к тому, что немало пословиц и поговорок, немало фольклорных словесных образов построено если не на антитезе, то с ее использованием: семь раз примерь — один раз отрежь; не знаешь, где найдешь, где поте­ряешь; у другого и соломинку в глазу вижу, у себя и бревна не замечаю; ум хорошо, а счастье лучше: горьким лечат, а сладким калечат; знай больше, говори меньше; ученье — свет, неученье — тьма; горька ра­бота, да хлеб сладок; заработанный ломоть лучше кра­деного каравая; когда голова думает, язык отдыхает.

К числу семантико-синтаксических средств усиле­ния выразительности нужно отнести и ряды одно­родных членов предложения, шире — ряды любых однородных конструкции. Одной из разновидностей таких рядов является градация, позволяющая по­степенно усиливать или, наоборот, ослаблять какую-то идею, какое-то настроение и т. д.

Один из сильных образцов градации — заключи­тельные строфы стихотворения А. С. Пушкина «Кле­ветникам России»:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?..

Помимо рассмотренных выразительных средств синтаксиса, стилистика выделяет еще следующие синтаксические фигуры и приемы: аккумуляция, анаколуф, анантаподотон, анаподотон, анаэпифора, антиципация синтаксическая (пролепсис), антиэллипсис, апокойну, апокопа, вопросно-ответный ход, парентеза, геминация, гендиадис, гипаллага, гипербатон, гипофора, гистеропротерон, графон, зевгма и силлепсис, изоколон, иллеизм, какэмфатон, конкатенация, меризм, металлага, полиптотон, прерванно-продолженное высказывание, просеопеза, синтетон, хиазм, цепочка номинативных предложений, эмфаза и др. Найдите определение и иллюстрации к данным терминам по книге: Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. /Под общим руководством Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева. М., 2003.