Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст пособия.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
545.28 Кб
Скачать
  1. Движение свадеши и политика британской колониальной администрации в отношении индийского капитализма.

Появление свадеши как формы протеста против экономической политики Великобритании в Индии индийские ученые относят к 1849 году, когда Гопалрао Дешмукх в Пуне выступил на страницах местной газеты “Прабхакар” в защиту потребления индийских товаров вместо импортных15. В Бенгалии в 1867г. Набогопал Митра организовал “Хинду Мила” (Национальное собрание). Одной из основных задач “Хинду Мила” было поощрение местных товаропроизводителей путем организации выставок национальной ремесленной продукции16.

Одновременно с развитием свадеши формировалась концепция “экономического национализма”, теоретически обосновывавшая требования промышленного бизнеса Индии о государственной протекции и воплощавшая чаяния буржуазии о конституционной оппозиции правительству. Представители свадеши в своей борьбе обращались к традиционным для Индии способам производства продукции (ручному ремеслу и ткачеству) как к источнику процветания общества. Акцент делался на “славное прошлое” индийской сельской общины, следствием чего стало обращение к индуизму и пропаганда индусского общества. Такую позицию, в частности, занимали Дайананда в Северной Индии, С. Вивекананда в Бенгалии и Б.Г. Тилак в Западной Индии. Р. Тагор в своем творчестве воспевал идеал сельского общества в древней Индии. В экономическом преломлении их идеи воплощались в призывах поддерживать отечественное производство и бойкотировать все иностранные товары (а также и европейский образ жизни). Свадешисты понимали, что экономическая политика Великобритании подрывает стабильность традиционного индийского общества путем разорения местных производителей17.

К началу ХХ века сложились два направления буржуазной оппозиции колониальному правительству. Первое направление – умеренное, отражало позицию деловой элиты и было представлено облеченными в конституционную форму требованиями о протекционизме и поддержке крупной национальной промышленности. Второе – свадеши, призывало вернуться к традиционным методам производства и бойкотировать импортные товары. Оно опиралось на массовую поддержку населения и несло в себе опасность социального взрыва и дестабилизации, что противоречило интересам как колониального правительства, так и крупного бизнеса. Но все же было общее, что сближало позиции этих двух направлений: их представители видели “корень зла” в политике Великобритании.

Таким образом, начиная со второй половины XIX века, пионеры индийской промышленности находились перед выбором: продолжать сотрудничество с правительством, подбирая крошки со стола английского капитала, или поддержать свадеши, что было чревато угрозой классовым интересам. Очевидно, что на первом этапе развития свадеши (вторая половина XIX века) крупный бизнес его не поддерживал, хотя промышленники использовали в рекламных целях лозунг “свадеши”. (Например, в 1885г. Д. Тата назвал одну из своих хлопчатобумажных фабрик “Свадеши Миллс”). В начале ХХ века ситуация изменилась.

С одной стороны, колониальные власти не содействовали, а тормозили развитие предпринимательской деятельности индийцев, которой требовалась защита от конкуренции товаров экономически более развитых стран18. С другой – произошло усиление позиций свадешистов внутри ИНК, что вызвало его радикализацию и грозило социальным взрывом. Таким образом, раскол происходил как бы в двух плоскостях: на общеиндийском и конгрессистском уровнях. При этом второе в концентрированном виде выражало первое, поскольку Конгресс можно рассматривать не только как партийную организацию, но и как “своеобразный блок различных социальных сил, которые... объединила борьба против иностранных колонизаторов”19. Если учесть, что по социальной природе ИНК – это “партия различных слоев индийской буржуазии, буржуазно-помещичьей интеллигенции, капитализирующихся помещиков и большей части так называемых средних слоев”20, то можно констатировать факт противостояния двух тенденций – умеренной и радикальной, внутри самой буржуазии. Отмеченное противостояние было также противоборством основных школ “экономического национализма” (направления индийской политэкономической мысли) – “умеренных” (отражавших позиции “пионеров промышленного предпринимательства”) и “свадешистов” (представлявших интересы мелкой буржуазии, ремесленников и торговцев)21.

Таким образом, до начала ХХ века индийская промышленная буржуазия не решалась сделать окончательный выбор. Она занимала некое срединное положение между радикальными “свадешистами” и колониальным правительством. Необходим был стимул для дальнейшего развития политической активности.

Таким стимулом стал раздел Бенгалии в 1905г. Данная мера, предпринятая вице-королем лордом В. Керзоном, противоречила интересам практически всех слоев индийского общества. Хотя интересы промышленной буржуазии не были прямо затронуты, ИНК был вынужден поддержать национально-освободительное движение в стране. Л.Л. Рай, Б.Ч. Пал и Б.Г. Тилак, возглавлявшие радикальное крыло Конгресса, пользовались необычайной популярностью среди простого населения Индии и защищали позиции “свадешистов”. Их требования к “умеренному” руководству организации заключались в поддержке бойкота иностранных товаров и участии в движении свадеши. Кроме того, предприниматели увидели в свадеши способ поддержки промышленного развития. На страницах газет говорили о том, что в случае успеха движение будет прекрасной поддержкой индийской промышленности. Действительно, можно привести факты, подтверждающие справедливость такого мнения. С конца 1905г. было построено несколько свадешистских предприятий. Средства частично были собраны как среди простого населения путем продажи акций, так и среди крупных промышленников. “Таймс оф Индиа” приводит сведения об организации таких предприятий в различных частях страны. Например, в Сиалкоте была основана “Свадешистская компания” с капиталом в 50 тыс. рупий. Цена акций (10 рупий) делала возможным их широкое распространение22. В Калькутте образовалось прядильно-ткацкое предприятие с капиталом 400 тыс. рупий (акции по 500 рупий)23. Однако торгово-ростовщическая община марвари Калькутты не участвовала в движении свадеши 1905 года, которое призывало бойкотировать одежду, сшитую из импортных тканей. Наоборот, они находились в оппозиции националистическому движению, считая, что оно угрожает основам их образа жизни.

В Пуне свадешисты осуществляли сбор денег среди сочувствующих движению в специальные фонды, чтобы впоследствии покупать и расширять национальные промышленные предприятия24. В Бомбее при поддержке крупной буржуазии по инициативе Национального конгресса в конце 1905 г. состоялась промышленная и сельскохозяйственная выставка. Позднее, в том же году, открылась Всеиндийская выставка в Бенаресе. На ней были широко представлены товары как ручного, так и фабричного производства. Инициатива ее открытия принадлежала ИНК. Его лидеры приурочили это событие к своей 21-й сессии. На ней было озвучено одобрительное отношение умеренного большинства к движению свадеши и определены задачи организации. Они состояли в том, чтобы добиться управления Индией “в интересах самих индийцев, и чтобы с течением времени в стране была создана система правления наподобие самоуправляющихся колоний Британской империи”25. Для достижения поставленной цели, по мнению одного из лидеров умеренных, теоретика “экономического национализма” Г.К. Гокхале, необходимо было усиление влияния индийцев в управлении страной.

Таким образом, на данном этапе крупная буржуазия и поддерживавшие ее умеренные политики Конгресса были вынуждены четко сформулировать свою позицию в отношении национально-освободительного движения, и его специфической формы – свадеши, что было крайне важно по нескольким причинам. Во-первых, растущее недовольство мерами колониального правительства (вернее, отсутствием таковых) в области экономической политики Великобритании в Индии вызывало критику со стороны крупного индийского капитала. Его идеологи осуждали выкачку богатств из страны и отсутствие мер, направленных на повышение уровня жизни индийцев26. Во-вторых, давление крайних во главе с Б.Г. Тилаком подталкивало умеренное большинство к тому, чтобы озвучить позицию организации по отношению к свадеши. Крайние (экстремисты) пользовались огромной популярностью среди широких масс населения Индии. Они вели националистическую пропаганду в городах и деревнях. Умеренные поспешили влиться в свадеши, чтобы держать крайних под своим контролем. В-третьих, основной причиной является то, что деловая элита осознала выгоды движения свадеши. С одной стороны, мощная финансовая поддержка строительства промышленных предприятий со стороны населения способствовала быстрому развитию производственной сферы экономики Индии. С другой стороны, участвуя в движении “свадеши”, индийская буржуазия на деле доказывала колониальному правительству, что национальная промышленность страны жизнеспособна. Для того чтобы ее функционирование было выгодно как метрополии, так и колонии, представители деловой элиты Индии считали необходимым добиваться от правительства в будущем более благоприятного инвестиционного климата.

В целом индийская промышленная буржуазия Индии считала необходимым привлечение иностранного капитала в экономику страны, что расширило бы предпринимательскую деятельность индийцев. Но сотрудничать с иностранным капиталом было можно только путем образования акционерных компаний и предприятий27. Осторожное отношение к английскому предпринимательству было вполне оправдано результатами политики фритредерства, или экономического либерализма. По ее условиям молодая и слабая индийская национальная буржуазия не получала поддержки со стороны правительства в конкурентной борьбе не только с английскими фирмами, но и с другими иностранными компаниями, что, с точки зрения индийских предпринимателей, было неоправданно. В качестве аргумента они приводили пример других стран Востока, где государство заботилось о национальных предпринимателях. Так было в Японии, экономические успехи которой впечатляли. Однако Япония являлась независимой страной, а Индия – колонией, что с горечью констатировали промышленные магнаты, которые выступали за сотрудничество с правительством28. Как отметил А.И. Левковский, “индийская национальная буржуазия осознавала враждебность своих интересов интересам английских монополий, деятельность которых становилась им поперек дороги и непосредственно сокращала прибыли индийских предпринимателей”29.

В то же время индийским коммерсантам было необходимо сотрудничать с иностранными компаниями в силу определенных причин. Одной из них было отсутствие собственного машиностроения в Индии. Продолжение и распространение бойкота по всей стране ставило под вопрос иностранные поставки фабричного оборудования30. Индия не могла обеспечить себя промышленной продукцией в полном объеме. Только текстильная промышленность была развита в достаточной степени, чтобы обеспечить спрос на товары, возникший в связи с бойкотом импорта. Поэтому главной темой выступлений индийских общественных деятелей, представлявших интересы крупной буржуазии, было требование протекции индийской промышленности со стороны колониального правительства.

Однако очевидно, что требуемую для развития промышленности поддержку буржуазия получила от массового движения свадеши, которое использовала с наибольшей выгодой для себя. Благодаря свадеши существенно расширился внутренний рынок на изделия индийских хлопчатобумажных фабрик. Индийские промышленники увеличивали прибыль не только за счет увеличения сбыта товаров, но и благодаря повышению цен на них 31. Еще одним важным для индийской буржуазии последствием свадеши стало возникновение новых отраслей промышленности. В 1907г. началось строительство первого в Индии металлургического комбината Тата. Он был построен на деньги акционерной компании, собиравшей средства внутри страны. Но самым главным последствием свадеши стало политическое и экономическое размежевание в рядах индийской буржуазии (“умеренные” и “свадешисты”), отраженное в деятельности представлявшей ее интересы организации – Индийского национального конгресса.

В период движения свадеши выявилась близость политических позиций умеренного большинства Национального конгресса и промышленных магнатов. В то же время усилилось отчуждение между формировавшейся национальной буржуазией и английским режимом. В основе этого отчуждения лежали такие факторы как расовая дискриминация, практиковавшаяся со стороны жителей метрополии по отношению к коренному населению Индии, нежелание властей оказать поддержку индийскому предпринимательству. Такую поддержку оно получило от движения свадеши.

Свадеши способствовало расширению круга национальных предпринимателей и развитию всех форм промышленного производства, включая и мелкое. Отдельные группы индийской буржуазии консолидировались, осознавая себя полноправной частью общества. Число национальных торгово-коммерческих ассоциаций росло. Одной из крупнейших организации такого рода стала основанная в 1907 г. в Бомбее Индийская торговая палата. Большинство в ней составляли представители крупного бизнеса. Согласно ее уставу, в Комитете организации из 31 человека только 8 были представителями мелких коммерческих ассоциаций.32

Движение свадеши не только способствовало качественному и количественному росту промышленного предпринимательства в Индии. Важным последствием событий 1905-1908 годов, связанных с национально-освободительной борьбой и выражавшихся в свадеши, было дальнейшее развитие доктрины “экономического национализма”. Такие ее идеологи, как Г.К. Гокхале, Р.Ч. Датт, Д. Наороджи и другие не только поддержали “свадеши”, неоднократно выступая на открытии Промышленных конференций, но и дали политэкономическое обоснование его принципам. Именно школа “умеренного” национализма, к которой принадлежали эти ученые и общественные деятели, сыграла существенную роль в развитии доктрины. На данном этапе сформировались основные принципы “экономического национализма”, которые объективно вступали в противоречие с принципами экономической политики Великобритании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]