Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наши сновидения формируются каждый день.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
172.03 Кб
Скачать

Глава 2. Теории Юнга.

К.Г.Юнг считал, что сон – это маленькая открытая дверь в самые сокровенные и самые загадочные тайники души. Юнг считал, что Фрейд слишком уж сфокусировался на инстинктах и игнорировал весь спектр человеческого опыта, например, религиозные фантазии, воспоминания, надежды и др. Он предположил, что сны – это более чем просто отпечаток неосуществленных и подавленных желаний и страхов:

“Все в сознании раздельно; но в снах мы восстанавливаем образ глубинного, универсального, подлинного и вечного человека, заброшенного во тьму предвечной ночи. Там он все еще целостен, и целостность пребывает в нем, неотличимом от природы Эго. Из этих всеобъединяющих и всесвязующих глубин вырастает сон, и потому он столь инфантилен, столь абсурден и столь аморален”. 2

Согласно Юнгу, первую половину жизни субъект занят адаптацией к обществу, а в течении второй ее половины субъект проживает универсальные, духовные роли. Индивидуация включает в себя вывод бессознательного на уровень сознания. Это длительный и непрерывный процесс, идущий иногда осознанно, а иногда нет. Проводя исследования, Юнг установил, что мышление имеет “исторические пласты”, содержащие “архаический умственный продукт”, который обнаруживается в сновидениях. Он доказывал, что если символы, используемые веками, схожи между собой, то они “типичны” и не могут принадлежать индивиду.

“ Знак всегда меньше, нежели понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный очевидный смысл. Символы к тому же имеют естественное и спонтанное происхождение. Невозможно рационализировать мысль, достигая её логически или намеренно, и лишь затем придавать ей “символическую” форму. Неважно, какую фантастическую оснастку можно нацепить на идею, она все равно останется знаком, связанным с сознательной мыслью, стоящей за ним, но не символом, намекающим на нечто неизвестное. В снах символы возникают спонтанно, поскольку сны случаются, а не изобретаются; следовательно, они являются главным источником нашего знания о символизме.”3

Но следует отметить, что символы проявляются не только в снах. Они возникают в самых разнообразных психических проявлениях. Существуют символические мысли и чувства, символические поступки и ситуации.

Существует много символов, являющихся по своей природе и происхождению не индивидуальными, а коллективными. В основном это религиозные образы. Фактически же они суть “коллективные представления”, идущие из первобытных снов и творческих фантазий.

Существует удивительное число людей, которые никогда не применяют свой мозг к делу, если этого можно избежать, и одинаковое кол-во людей, которые непременно им воспользуются, но поразительно глупым образом. Есть и другие, которые, живет в странном режиме своего сознания, будто состояние, в котором они сегодня оказались, было окончательным, постоянным, без возможности перемен. В их мире отсутствовал случай или возможность чего-нибудь, и в “сегодня” не было ни атома “завтра”. Будущее оказывалось простым повторением прошлого.

Чувство, не является эмоцией. Чувство, (подобно мышлению), рациональная (т.е. управляющая) функция, в то время как интуиция есть иррациональная (т.е. воспринимающая) функция.

Ощущение говорит нам, что нечто существует; мышление говорит, что это такое; чувство отвечает, благоприятно это или нет, а интуиция оповещает нас, откуда это возникло и куда уйдет.

Сны не охраняют спящих от того, что Фрейд назвал “несовместимым желанием”. То, что он считал “маскировкой”, есть по существу форма, которую в бессознательном приобретают все импульсы. Поэтому сон не может продуцировать определённую мысль, если он начинает это делать, он перестаёт быть сном, поскольку при этом пересекается порог сознания. Вот почему сны упускают те самые моменты, которые наиболее важны для сознающего разума и скорее манифестируют “край сознания” аналогично слабому блеску звёзд во время полного затмения солнца.

Символы сна являются по большей части проявлениями той сферы психического, которая находится вне контроля сознательного разума.

Таким образом, с помощью снов инстинктивные силы влияют на активность сознания. Благостно или дурно это влияние, зависит от наличия содержания бессознательного. Если оно содержит слишком много того, что в норме должно быть осознанно, то бессознательное искажается, делается предвзятым, возникают мотивы, основанные не на инстинктах, но обязанные своему проявлению и психологическому значению тому факту, что оказались в бессознательном в результате вытеснения или недосмотра. Они накладываются на нормальную бессознательную психику и искажают ее естественную тенденцию выражать основные символы и мотивы.

Наблюдая серии снов в течение долгих периодов времени, Юнг предположил, что индивидуальность совершает медленные колебательные движения вокруг “самости”, превращаясь в цельную, завершенную личность. Юнг назвал процесс психологического роста и самосовершенствования, продолжающийся всю жизнь, “индивидуацией”. Эта главная побудительная сила жизни, результат взросления, накопления мудрости, биологической и психологической эволюции и эволюции окружающей среды.

Юнг считал, что сны не намеренные и не произвольные изобретения, но естественные феномены, которые суть то, что они собою представляют и ничего, кроме этого. Они подчас столь жестоки и сумасбродны, что люди не в состоянии их понять.

Исследуя сны, Юнг придерживался телеологической ориентации: “Таким образом, можно заключить, что явления двойного сознания представляют собой всего лишь формирование новых свойств характера, или попытки будущей личности прорваться в настоящее… Сомнамбулизм иногда имеет выраженное значение, ибо дает индивиду, который неизбежно бы проиграл, средство к победе”.