Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вбр.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
613.38 Кб
Скачать

Заключение

Отказ от идеологических стереотипов, использование междисциплинарных подходов и введение в научный оборот нового комплекса источников позволили вывести проблему советской и фашистской пропаганды в годы войны на новый уровень научного осмысления. Пропаганда как многогранное и в силу этого имеющее множество дефиниций явление, является составной частью системы «информационно-психологического воздействия», осуществляемого информационными и психологическими средствами для достижения политических и военных целей. Поэтому агитационно-пропагандистская работа включает в себя как информационную (достоверность и полнота получения информации), так и психологическую составляющую. Последняя нацелена на достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником.

Конечно, далеко не во все периоды истории пропагандистская система обладала достаточной стройностью, устойчивостью и, самое главное, эффективностью. И это не смотря на то, что директивой к действию для всех уровней власти в период к примеру сталинского правления оставались слова И.В. Сталина на XVIII съезде партии (1939 г.): «Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная . - это партийная пропаганда и агитация».

Однако, период 1941-1945 гг., несмотря на очевидные недостатки и даже явные провалы в пропаганде и контрпропаганде, продемонстрировал довольно высокую эффективность деятельности как собственно пропагандистских структур, так и различных информационных каналов и общественных организаций.

Информационное. воздействие создавало ситуации, в которых «наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью». Это прекрасно подходит сталинскому режиму и режиму правления Гитлера, так как информация полностью находилась под контролем государства.

Впрочем, успешная социально-психологическая мобилизация населения в войне лишь отчасти объяснима системой властного контроля и принуждения. С одной стороны, большую роль играли усилия правительства, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие людьми целей войны. С другой, был широк диапазон мотивов, включавший патриотизм, политическую и идеологическую убежденность, стремление освободить родной район или же в случае фашистов захватить, ненависть к врагу, стремление к мести и элементарное желание выжить. При этом идущий снизу поток работал по принципу обратной связи. То есть когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности, то воспринятое содержание становится не только предметом размышлений, но и источником волнений или настроения, побуждающей силой для новых желаний и устремлений.

Эффективность пропагандистской работы обеспечивалась созданием системы массовой, адресной, многослойной и конкретной пропаганды. Сталинская пропаганда в годы войны в целом учитывала настроения, ожидания, иллюзии и устремления советских людей на фронте и в тылу, пропаганда Гитлера была направленна на подавлении воли врага и убеждении немецких солдат в своём величии и силе.

Оценивая опыт политической работы в годы Великой Отечественной войны, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на относительно несовершенную материально-техническую базу, люди, ведущие эту работу, проявляли величайшее творчество, изобретательность, мужество и самоотверженность. Очевидно и то, что наиболее эффективными оказывались не столько партийно-политические кампании, сколько сами реалии войны и формы и методы косвенной пропаганды.