Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
19 билет..doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Средний период деятельности Веласкеса (30-е - 40-е). Период между двумя итальянскими поездками.

В разные годы по заказу своего монарха Веласкес создал несколько произведений на религиозные темы. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Очевидно, Веласкес стремился избежать выражения каких-либо страданий, поэтому половина лица Христа скрыта свисающей прядью волос. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы.

С точки зрения жанрового состава искусства Веласкеса в этот период преобладает портрет.

« Портрет Филиппа IV» (1631-1632, Национальная галерея, Лондон). На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. Одна его рука лежит на эфесе шпаги, что является традиционным символом власти и могущества, а в другой монарх держит документ, на котором заметна подпись Веласкеса. Королевская шляпа находится в глубине картины, на столе, словно Филипп IV только что снял ее перед важной аудиенцией.

П ортретируя в 1630—1640-х короля, сановников, друзей, учеников, живописец накапливал и синтезировал свои наблюдения, тщательно отбирал изобразительные средства. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера. Хотя его образы эмоционально сдержанны, внешне замкнуты, они захватывают глубиной внутренней жизни — будь то «Оливарес» (ок. 1633, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), погруженный в свою работу скульптор «Х. Мартинес Монтаньес» (1635—1638) или изящная «Дама с веером» (ок. 1640-42), Лондон, собрание Уоллес.

В создании парадных портретов Веласкес придерживался традиций своих предшественников. Однако постепенно холодный облик его персонажей менялся. С годами характеристика портретируемых усложнялась, и особенно это проявилось не в заказных портретах монарших персон, а в образах шутов и карликов. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. Над подобным видом портретов, называемых «Los truhanes» в разное время работали все придворные художники.

В се карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Известно, что Эль Примо был образован и, помимо своих шутовских обязанностей, нес службу в королевской канцелярии, поэтому Веласкес изобразил его с книгами. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией.

Таков «Портрет Франсиско Лескано» (1643-1645, Прадо, Мадрид). Для написания этой работы Веласкес использовал традиционную композицию парадного портрета. Шут выглядит добрым и непосредственным, как ребенок.

« Портрет дона Хуана Калабасаса» (около 1643-1644, Прадо, Мадрид) неоднозначен. Горбун изображен с высохшими тыквами-погремушками, по-испански они называются «калабасасами» и традиционно являются атрибутами глупости. Отсюда шут и получил свое прозвище. Другое название картины — «Эль бобо», что означает «дурак». Однако художник рисует не умственно отсталого человека, а артиста, так сказать, профессионального шута, который только изображает глупца на потеху своим хозяевам.

«Портрет дона Себастьяна дель Морра» (1645, Прадо, Мадрид) производит особенно сильное впечатление. Безрукий карлик с большой головой и короткими ножками смотрит на зрителя умным и проницательным взглядом образованного, властного и ироничного человека. На его узкие плечи накинута королевская накидка.

Итог:

Обнаруживая непредвзятую зоркость взгляда, Веласкес раскрывает характеры, душевное состояние уродцев и шутов, поднимающееся подчас до скорбного трагизма.

Отдельно стоит рассмотреть картину «Сдача Бреды» (1634, Мадрид, Прадо)

одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающий за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Великий портретист очень точно и психологично изобразил двух известных военачальников. Командующий голландским гарнизоном Юсгив Нассау с темным ключом в руке склонился в вынужденном подобострастии перед высоким худощавым испанским полководцем Амбросио Спинолой, который благородным жестом победителя похлопывает бывшего противника по плечу. Вокруг них расположились войска. За спиной Нассау остались всего лишь несколько воинов, опустивших в унынии головы. Над ними одиноко высится пара-тройка бердышей, пик да черный дым от пожарищ поднимается и тянется вправо, в сторону испанской армии, уводя за собой взгляд зрителя. Над группой офицеров Спинолы лес стройных копий. Их четкий и мерный ритм усиливает впечатление силы и могущества победившего войска. Вся картина смотрится очень реалистично, благодаря пространственной глубине как в изображении пейзажного фона, так и групп воинов. В этой исторической картине Веласкес создал целую галерею портретов испанской аристократии. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите.

Э ти качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (далеко опережают свое время два небольших, этюдного характера пейзажа, написанные на открытом воздухе при естественном свете в 1630х),

Стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии — так называемые конные (1634—1635) и охотничьи (1634—1636) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса (Мадрид, Прадо).

«Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской» (1634-1635, Прадо, М адрид). Она изображена сидящей в царственной позе на белоснежной лошади, украшенной расшитой дорогой попоной. Так же, как и другие аналогичные портреты, этот, видимо, был написан в мастерской на фоне специально подготовленного «задника», изображающего природу Испании (опять-таки, кто его знает, как оно было на самом деле). В безвоздушном плоском пространстве королева изящно держит узду лошади.

В 1636 году Филипп IV приказал перестроить и расширить бывшую «Путевую башню» в Прадо под Мадридом в охотничий замок «Торре де ла Парада». Подбор картин и их размещение было поручено Веласкесу. К картинам Торредела Парада относятся портреты членов королевской семьи, на которых они - в соответствии с назначением постройки - представлены в охотничьих костюмах. Например «Портрет кардинала-инфанта дона Фердинанда» (1632-35). Двадцатилетний принц в непринужденной позе изображен на фоне холмистого пейзажа. В руках у него длинное ружье, у ног уселась охотничья собака. Поза инфанта в высшей степени полна достоинства и между портретируемым и художником соблюдается известная дистанция, - это можно приписать не только требованиям заказчика, но является, прежде всего, творческой установкой.

Также для Торре де ла Парада Веласкесом были написаны греческие философы: Менипп и Эзоп (1639-41). Как два контрастных произведения задуманы портреты

философов в полный рост. Философ-киник Менипп, предстает в образе потрепанного человека. Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. Античного баснописца Эзопа художник изобразил немолодым человеком, неряшливо одетым, с равнодушным, потухшим взором. Деревянный ушат с наброшенным лоскутом кожи, а также выдубленные шкуры - намек на известную басню Эзопа.

«Коронование Марии» 1641 год.

С вою последнюю алтарную картину «Коронация Марии» художник создал для капеллы королевы в Алькасаре в Мадриде. С торжественной серьезностью ожидает Мария коронации; ее лицо с опущенным взором выражает одновременно смирение и гордость уверенного в себе человека,

что подчеркивается ее истинно королевской позой. Грациозный жест и кисти рук впечатляюще выражают то чувство, которым переполнено все ее внутреннее существо, а именно напряженность ожидания высочайшего мгновения в жизни. Благородство и величавое достоинство существенно отличают это алтарное изображение, созданное придворным живописцем для испанской королевы.

В торой поездке Веласкеса в Италию (конец 1640х), посланного с целью приобретения произведений искусства (итальянскую живопись и античные скульптуры), сопутствовал триумфальный успех созданных там произведений. В портрете римского папы Иннокентия X (1650, Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданно смелом по откровенности образа, мощная пластика головы с пронизывающим взглядом глубоко посаженных глаз, выразительность каждой черты грубого лица, насыщенное контрастное звучание в одежде всех оттенков красного, чередование приемов письма то густыми мазками, то прозрачными легкими касаниями кисти — все создает впечатление поразительной жизненной силы. На фоне тяжелой малиновой портьеры, на золоченом фоне в красной атласной шапочке сидит властный понтифик. Материально и осязательно переданы и шелк его алой мантии, и белоснежные складки рясы, и даже золотой перстень с темным камнем, украшающий руку. Поза Иннокентия X имеет внутреннюю напряженность. Это заметно по его слегка согнутым пальцам на краю подлокотника и еле заметным каплям пота на лбу. Рефлексы здесь переданы с огромной убедительностью. Но особенно поражает лицо Папы. Его плотно сжатые тонкие кривые губы и тяжелый широкий подбородок говорят о скрытности характера и жестокости. Глубоко посаженные глаза холодно и внимательно смотрят прямо на зрителя. Во взгляде читаются ум, проницательность, хитрость, надменность.

« Венера с зеркалом» 1649-51 годы. (Лондон, Национальная галерея).

Прославлять красоту обнаженного женского тела в стране

инквизиции было делом в высшей степени непривычным и

рискованным. И все-таки Веласкес обращался к изображению женских обнаженных фигур, беря за основу,

разумеется, мифологические сюжеты. Лежащая обнаженная Венера со времен Джорджоне и Тициана составляла постоянный сюжет итальянской, преимущественно венецианской, живописи.

Натурщица с необычайно изящной, грациозной фигурой

полулежит на кушетке с валиком. Подперев голову рукой, она повернулась спиной к зрителю. Эта поза придает ее телу

упругий ритм. На ложе на фоне карминно-красного занавеса перед Венерой опустился на колени Купидон. Он держит перед ней зеркало, в котором лицо красавицы, однако, проступает неотчетливо. На фоне красок холодноватых тонов тело обнаженной Венеры, кажется, испускает теплый свет. Кожа Венеры составляет впечатляющий контраст с серебристо-серыми

тонами шелкового покрывала.

1650-е — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (Королева Марианна Австрийская, ок. 1649; Инфанта Маргарита 1653; Инфант Филипп Просперо, 1659).

В поздних произведениях Веласкеса: Менины (1656-57), Пряхи (1657),

с наибольшей полнотой проявились особенности его творческого метода: глубокое постижение видимого мира во всем его богатстве и противоречивости, цельность его образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Он писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.

XVII век был отмечен бурным расцветом реалистической живописи в Европе, но именно искусство Веласкеса наиболее глубоко выразило его прогрессивные тенденции. Созданные гениальным живописцем правдивые образы служат непревзойденным образцом совершенства для художников разных поколений и всех любителей искусства.

В ГМИИ картин Веласкеса нет

В ГЭ: Завтрак «Завтрак» около 1618

Портрет «Оливареса» ок. 1633