Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VOPROS__3.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
141.57 Кб
Скачать

Вопрос 15

Причины и начало I мировой войны.

Накануне войны сложилось окончательное противостояние двух блоков держав: Антанты (Россия, Англия, Франция) и Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Италия).

Главным был англо-германский экономический, военно-морской и колониальный антагонизм. Германия, закрепившись в Африке и на Ближнем Востоке, мечтала отобрать у Великобритании ее колонии. Борясь также за преобладание на морях, эти государства постоянно увеличивали свои военно-морские силы.

Углублялись франко-германские противоречия из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1871 гг. Германия претендовала на французские колонии в Африке.

Особой остроты противоречия европейских держав достигли на Балканах и Ближнем Востоке. В этом регионе Германия также пыталась расширить сферу своего влияния. Ее союзник - Австро-Венгрия после аннексии Боснии и Герцеговины готовилась к захвату Сербии. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, мечтала захватить проливы и Константинополь.

Причины I мировой войны зародились еще в XIX иске, когда из мелких княжеств, входивших в разное время в состав разных стран, начали формироваться единые государства. Такие новые державы, как Германия и Италия, сразу пожелали утвердиться в одном ряду со старыми метрополиями - Россией, Францией и Британией, шаткой Австро-Венгерской империей в центре Европы и клонящейся к закачу турецкой Оттоманской империей на Ближнем Востоке, Меньшие страны, например, Бельгия, не могли с ними конкурировать и предпочитали сохранять нейтралитет, не присоединяясь ни к одной из сторон.

Соперники и враги

К 1914 г. великие державы разделились на два противостоящих друг другу альянса. В одном лагере сплотились центральноевропейские державы. Наибольшим влиянием из них обладали Германия и Австро-Венгрия. Их партнером выступила Италия, но со временем отношения с нею охладели на фоне постепенного сближения с Турцией и Болгарией. Другой блок - Антанта или Союзные державы - объединял Францию, Россию и дружественную, хоть и державшуюся несколько в стороне Британию.

У каждого члена этих союзов были свои сильные и слабые стороны, которым предстояло сыграть важную роль в грядущем конфликте. Германия превратилась в крупнейшую военную силу Европы. Ее попытки соперничать с Британией на море вызвали напряженность в отношениях между обеими странами. Австро-Венгрия, напротив, представляла собой обширную, но дряхлеющую империю, сколоченную из множества неспокойных и недовольных регионов.

Британия, пионер промышленного развития, правила бескрайней заморской империей. Главным оплотом ее обороны был скорее могучий военный флот, нежели небольшая профессиональная армия, насчитывавшая 386 000 чел. В свою очередь, Россия на добрых 40 лет отставала по уровню военного и технического развития, но зато могла поставить под ружье миллионы солдат. Франция еще не оправилась от поражения, нанесенного ей Германией во франко-прусской войне 1870-71 гг., и выплаты контрибуций.

Впрочем, война грянула не где-нибудь, а на Балканах. До недавнего времени эта часть континента находилась под властью Оттоманской империи, но с уходом турок здесь освободилась зона влияния, завладеть которой стремились и Россия, и Австро-Венгрия. В 1908 г. Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину, разгневав не только тамошних сербов, но и независимое соседнее королевство Сербию. Россия, традиционно поддерживавшая Сербию, выступила с протестом, но не была готова к решительным действиям. Напряженность в регионе стала критической, когда 28 июня 1914 г. в боснийском городе Сараево от руки сербского студента Гаврило Принципа погибли наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его супруга.

Состояние русской армии

Россия в 1914 г. не была готова к войне. Военная реформа, начавшаяся после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую.. Особое отставание наблюдалось в обеспечении армии современными видами вооружения (автоматическое оружие, автомобильный парк, средства связи). Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смещены Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Генерального штаба

Янушкевич и военный министр Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного Главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевыми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны продемонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

Состояние вооруженных сил перед войной

Вооруженные силы во всех странах состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. Структура сухопутных сил была следующей: пехота составляла 70-75%, конница - 5-8%, артиллерия - 15-17%, инженерные и вспомогательные войска - 2-7%. Отсюда видно, что военные деятели и теоретики предполагали почти все боевые задачи решать силами пехоты при незначительной поддержке со стороны других родов войск.

Империалистические державы уделяли много внимания развитию военно-морских сил. Считалось, что боевая мощь флота зависит прежде всего от количества тяжелых линейных кораблей. Наряду с надводными кораблями различного класса на вооружение поступали и подводные лодки.

Самым сильным флотом к началу войны обладала Англия. Флоты стран Антанты были значительно сильнее военно-морских сил Тройственного союза, что и обеспечило Антанте завоевание господства на море.

Других видов вооруженных сил, кроме сухопутных и морских, тогда еще не существовало. Авиация только зарождалась; она не была даже родом войск и применялась только как одно из технических средств разведки и связи.

Организационная структура большинства европейских армий строилась по двоичной схеме: два полка составляли бригаду, две бригады - дивизию, две дивизии - корпус. Пехотные дивизии 1914 г. располагали следующими силами и средствами:

Пехотный корпус кроме двух дивизий имел кавалерийский полк, артдивизион (полк), авиационный отряд (шесть самолетов), подразделения связи, инженерные и тыловые. Корпусные артдивизионы имели на вооружении гаубицы: русский дивизион - калибром 122 мм, германский - 150 мм, французский корпус имел артполк (48 пушек 75-мм).

Пехотные полки своей артиллерии не имели. Пехота всех капиталистических стран была вооружена магазинными винтовками калибром от 7,62 до 8 мм с дальностью стрельбы до 4 - 5 км и небольшим количеством станковых пулеметов.

Солдат обучали вести наступательный бой в неглубоких, но плотных боевых порядках (густые стрелковые цепи) без применения к местности и окапывания.

Таким образом, вооружение армий накануне первой мировой войны не отличалось многообразием. Все же магазинные винтовки, пулеметы и скорострельная артиллерия значительно повысили огневую мощь войск. Но генеральные штабы по-прежнему не учитывали возросшую силу огня и намеревались достигнуть победы ударами крупных масс пехоты.

Стратегические планы сторон.

Генеральные штабы всех стран разрабатывали стратегические планы войны задолго до ее начала. Авторы стратегических планов не использовали опыт первых войн эпохи империализма. Они не заметили, что условия ведения войны коренным образом изменились. В частности, недооценивалась возросшая роль экономического и морального факторов.

Во всех генеральных штабах господствовало представление, что война будет короткой, что победу можно завоевать одним пли несколькими генеральными сражениями. Живучесть современных армий, обусловленная наличием многочисленных резервов и массовым выпуском вооружения, не учитывалась. Планы каждой из воюющих стран выражали ее империалистические устремления, ее захватнические цели.

Стратегический план Германии был разработан начальником генерального штаба Шлиффеном. Основная идея плана - разгромить последовательно и быстро армии Франции и России и тем самым избежать затяжной войны на два фронта. Намечалось первоначально сосредоточить главные силы в полосе от голландской границы до крепости Мец, нанести внезапный удар через территорию Бельгии и Люксембурга, обойти с севера и разгромить французские армии, занять Париж и заставить Францию капитулировать. В этот период войны предполагалось ограниченными силами обороняться на участке франко-германской границы южнее Меца. Учитывая, что Россия при слабом развитии транспорта не может быстро осуществить мобилизационное развертывание, Шлиффен предложил в первый период войны прикрыть Восточную Пруссию силами одной армии, а после победы над Францией перебросить все силы с западного фронта на восток и разбить русские армии. Разгромить Францию и Россию намечалось за три-четыре месяца.

Германский стратегический план был порочен в самой своей основе. Возможности и силы противника недооценивались, что придавало плану авантюристический характер. Нереальными были и расчеты на разгром вооруженных сил крупной державы (Франции) в одном генеральном сражении.

Наряду с коренными пороками германский план имел и сильные стороны. Он был проникнут духом активных, решительных действий. Направление главного удара, выбранное правильно, позволяло осуществить маневр с выходом во фланг противнику. На направлении главного удара сосредоточивались силы, значительно превосходившие противника. Учитывалась роль внезапности.

Однако наличие ряда правильных оперативно-стратегических положений в германском плане не могло компенсировать его основных недостатков и просчетов.

Французский стратегический план ("план № 17") имел нерешительный и двойственный характер. Французы наметили развернуть: 1-ю и 2-ю армии в районе крепостей Бельфор, Эпиналь, Нанси с задачей наступления на Эльзас и Лотарингию; 3-ю армию - севернее, в районе Вердена, и 5-ю армию - на границе с бельгийским Люксембургом. Во второй линии, за смежными флангами 2-й и 3-й армий, развертывалась 4-я армия. Действия 3, 4 и 5-й армий согласно плану целиком зависели от того, как поведет себя противник, где он нанесет главный удар. Тем самым стратегическая инициатива уступалась противнику, а свои войска обрекались на пассивные оборонительные действия.

В частности, 4-я армия предназначалась не для наращивания сил при наступлении, а для противодействия противнику на направлении его главного удара.

Стратегический план России сложился под сильным воздействием ее политической и экономической зависимости от западных союзников.

Россия приняла на себя обязательство начать наступление на Восточную Пруссию через 15 дней после объявления мобилизации и тем самым создать угрозу центральным районам Германии. Для решения этой задачи Россия развертывала на реках Неман и Нарев две сильные армии (1-ю и 2-ю).

Главные устремления русских помещиков и буржуазии были направлены на Галицию и Балканы. Поэтому по стратегическому плану намечалось развернуть против Австро-Венгрии четыре армии (3, 4, 5 и 8-ю), на 19-й день мобилизации начать наступление, окружить и уничтожить австро-венгерские армии.

Русская армия должна была наступать одновременно на двух стратегических направлениях, что совершенно не соответствовало экономическим и военным возможностям страны.

Австро-Венгрия планировала решительные действия одновременно против России и Сербии. Австро-венгерский план, составленный под давлением Германии, не учитывал реального соотношения сил, слабости экономических ресурсов и низкого морального духа значительной части своих войск.

Англия намечала сохранение и укрепление своего господства на море. Для действий на суше предполагалось направить во Францию только одну небольшую экспедиционную армию в составе шести пехотных и одной кавалерийской дивизий. Таким образом, Англия намеревалась переложить основные тяготы войны на союзников и руками последних разбить своего главного соперника и конкурента - Германию.

Содержание стратегических планов основных империалистических держав показывает, что все эти планы порочны: они строились из расчета на короткую войну, в которой потребности фронта обеспечивались бы за счет накопленных мобилизационных запасов и работы военных предприятий.

Ставка "на молниеносную войну" была выражена и в намеченной всеми планами группировке сил. Все страны развертывали свои силы в один стратегический эшелон. Широкое развертывание стратегических резервов не предусматривалось, поскольку каждая страна планировала завоевание победы в короткие сроки, путем разгрома противника в одном или нескольких генеральных сражениях.

Несмотря на наличие военных союзов и коалиционный характер войны, ни одна из военных коалиций не создала единый стратегический план и единое командование.

Планы союзных стран были весьма слабо согласованы. Более того, империалистические державы всячески уклонялись от выполнения союзнического долга, опасались больших успехов своих союзников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]