Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы с 1 по 21 вопрос.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
258.86 Кб
Скачать

Неформальный аспект бюрократии

Возникновение неформальной атмосферы отчасти связано с личностными особен­ностями лидеров организации. При изучении американских корпораций документаль­но подтверждено, что качества и черты характера индивидов, в том числе личная ха­ризма и навыки межличностного общения, могут оказать огромное влияние на резуль­таты деятельности организации.

В лидерстве авторитарного, демократического и попустительского типов (опи­санных выше) любой организационный план отражается так же, как и отдельная личность. Например, неко­торые заместители пользуются намного более высоким авторитетом и имеют не­сравнимо больше обязанностей, чем это видно по их окладам и официальному названию должностей.

Коммуникация демонстрирует еще один пример неформального положения в крупных организациях. Директивы и другие письменные извещения выступают официальным способом распространения информации. Обычно, однако, люди со­здают неформальные сети, или «системы тайного сообщения», по которым момен­тально расходятся различные известия, хотя и не всегда достоверные.

Распространение электронной переписки несколько «сплющило» организаци­онные иерархии, так как этот способ общения позволяет даже служащим самого низкого уровня обходить непосредственных начальников и обращаться напрямую к руководителю организации или даже ко всем сослуживцам сразу. Некоторые организации возражают против такой связи по «открытому каналу» и ограничи­вают использование электронной почты своими сотрудниками. Корпорация Micro­soft (адрес основателя которой, Билла Гейтса, нигде не указан, но ему, тем не менее, поступают сотни электронных писем в день) разработала «экраны», которые по­зволяют достигать конкретного компьютерного терминала письмам, исходящим лишь от желательных адресатов.

Отсюда проблемы бюрократии

Мы полагаемся на бюрократию, когда речь заходит о направлении различных жиз­ненных перемен, но многим людям крупные организации не по душе. Бюрократия способна дегуманизировать людей и манипулировать ими, а потому говорят, что она представляет угрозу для политической демократии.

Бюрократическое отчуждение. Макс Вебер расписывал бюрократию как мо­дель производительности. Несмотря на это, он остро осознавал исходящую от нее опасность дегуманизации людей, служить которым бюрократия предназначена. Та самая обезличенность, что ведет к повышению эффективности, одновременно не позволяет чиновникам и клиентам реагировать на уникальные, личные нужды че­ловека. Наоборот: чиновники должны обращаться с каждым клиентом одинаково, как со стандартным «делом».

По Веберу, формальные организации порождают отчуждение тем, что прирав­нивают человеческое существо к «маленькому винтику в непрестанно движущем­ся механизме». Хотя формальные организа­ции призваны служить на благо человечества, автор опасался, что в конечном ито­ге люди сами превратятся в обслугу этих формальных организаций.

Бюрократическая неэффективность и ритуализм. Неэффективность, т. е. не­способность организации осуществлять деятельность, ради которой она существу­ет, — проблема известная. По материалам одного доклада Администрация общих служб {General Services Administration) — государственное учреждение, которое закупает оборудование для федеральных служащих, по три года кряду рассматри­вает заявки на новый компьютер. Эта проволочка гарантирует, что к тому време­ни, когда компьютер прибудет, он уже успеет устареть.

Вопрос 17. Социальные институты. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, — остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

  • потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

  • потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

  • потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

  • потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

  • потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу,

Сделаем вывод: социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристОтсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издания государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников, и т. д.

Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — беда для всего общества.К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете.

Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо для общества, а неправильное — колоссальное зло.

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными. Что они собой представляют?

Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д.Одни выступают элементами. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основному институту религии.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные институты — это частные социальные практики либо обычаи.

Общая черта тех и других — выполняемые функции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции его расшатывают.Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны.Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата.Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.