Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6.Кондараки В.Х. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ КРЫМА....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
653.31 Кб
Скачать

Первые питомники

Обрисуем теперь рассадники (питомники – В.Б), которые устроены были правительством в Крыму и принесли большую пользу местному садоводству.

По рассказам старожилов-туземцев южная часть Крыма всегда изобиловала растениями. Это подтверждается и Мартином Броневским, посетившим Тавриду в 16  веке в качестве посланника польского короля. Но сведения эти не подтверждают что здесь было такое же изобилие и разнообразие плодовых дерев, как в наше время. До наступления русского господства садовая растительность Крыма состояла из ничтожного числа разновидностей воложских (волоцких – В.Б.) и мелких орехов, яблок, груш, слив, айвы, персиков и абрикосов самых простых сортов, годных для выгонки бекмеза, так как в те времена не представлялось возможности сбывать фрукты в отдаленные края. В таком же незавидном состоянии были и виноградные плантации, которыми не занимались татары дабы не нарушить заповедь Магомета.

На Южном берегу Крыма (далее по тексту ЮБК – В.Б.), население предпочитало засеивать лучшие участки хлебным зерном. Фрукты и вино не имели сбыта, а пшеница составляла насущную потребность, ее почти невозможно было завозить сюда в зимнее время из-за отсутствия колесной дороги. Поэтому если южнобережцы и занимались садоводством, то в основном на каменистых и неудобных для хлебопашества территориях, разводя те растения, плоды которых могли служить подмогой в житейском быту.

Лучшая эпоха для растительного мира Тавриды наступила с первых же дней присоединения ее к России. Князь Потемкин Таврический понимая, что южная приморская часть, прикрытая с севера и запада высокими горами, должна иметь климат жарких стран, и, следовательно, служить рассадником экзотической растительности, приказал доставить из Константинополя и Анатолии всякие нежные растения для посадки их в Крыму. Местом первого рассадника избран был клочок земли в Алупке как более низменный, хорошо прикрытый от северных ветров и изобилующий проточными водами. Таким образом Алупка стала местом эксперимента, доказавшего что здесь могут отлично расти деревья, которых в этих местах отродясь на было.

Несколько лет спустя подана была правительству мысль о разведении в Крыму лучших сортов виноградной лозы. Предполагая что успешность аклиматизации славных испанских лоз в Тавриде несомненна, правительство охотно посодействовало, в этом, и первый рассадник устроен был в углубленной ласпинской прогалине. Но так как выбор этот не вполне соответствовал естественным потребностям привезенной растительности, то рассадники эти впоследствии были перенесены на более удобные места. В 1811 году дюк де Ришелье, бывший Новороссийским генерал-губернатором, нашел что покатая площадка под Никитинским мысом несравненно удобнее для рассадника экзотических растений. Выбор этой местности не только благоприятствовал цели, но, к счастью удалось поручить это важное дело такой известной в ботанике личности как Стевен*, трудами которого рассадник этот в 1824 году доведен был до отличного состояния и кроме многих экземпляров редкой растительности имел и нижеследующие: Quergus suber, Pinus pinea, Cupressus horizontalis, Juniperus virginiana, Juniperus phoenicea, Платан Orientalis, Платан Occidentallis. Liriodendron tufipifera, Bignonia Catalpa, Gleditschia triacantha, Gleditschia Sinensis, Sophora japonica, Prunus laurocerasus, Prunus lusitanica, Rhamus alaternus, Hibiscus cyriacus, Arbutus unedo, Buxus balearica, Thuja orientalis, Viburnum, Tinus и др.

В сентябре 1824 года Никитинский рассадник передан в заведование любителя и знатока ботаники г. Гартвиса, который довел его до блистательного положения. Поэтому в 1840-х годах по каталогам уже числилось:

разных плодовых и бесплодных дерев

69000

„ „ кустарников

37000

цветочных и оранжейных до 2000 сортов в 11920 экземплярах. И кроме того в рассаднике было множество лекарственных и огородных овощей и трав.

В 1855 году, т.е. 15 лет спустя, рассадник этот весьма обогатился коллекцией фруктовых дерев из 550 разновидностей груш, 330 - яблонь, 98 - черешен и вишен, 80 - слив, 20 - абрикосов, 110 - персиков и 20 - фиг.

Что до коллекции хвойных дерев, то тогда более акклиматизированными считались следующие: Pinus Sabiniana или калифорнийская сосна, дающая огромные (с человеческую голову) шишки с круглыми зернами, употребляемыми в пищу. Pinus leiphylla (мексиканская) - длинные, светло-зеленые висящие иглы придают этому дереву особенный тропический вид. Pinus pinaster - одна из красивейших из сосновых пород.

Из множества родов Abies (пихта, серебристая ель), в особенности хороши закавказская с Ахалцыхских гор, андалузская и др. Из рода Picea (настоящая ель) по красоте замечательна гималайская. Из кедров (Cedrus) величественный: настоящий ливанский и гималайский. Из кипарисов - Cupressus torulosa с Гималаев. Cupressus lingley - мексиканский. Toxodium sempervirens - калифорнский. Coryptomeria japonica - японский. Callitris quadrivalvis - с Атласа и другие.

Из можжевельников в особенности хороши Juniperus sineusis. J. squamata с Гималаев, J. com. var. Wittmanniana с Ахалцыхских гор, а аткже мексиканский, китайский и японский.

Из коллекции дубов особенно замечательны Quercus lusitanica, зеленеющий почти весь год, Q. Ballota, производящий сладкие желуди, употребляемые в пищу подобно каштанам, Quercus iberica, Ilex hispanica, Chêne de Gramnront, Quercus suber и Q. Castaneaefolia с ленкоранских гор.

Из кленов - прекрасный закавказский, вывезенный из Имеретии и Грузии, листья и сучья которого краснеют осенью, гималайский, японский и итальянский, а также Acer pseudoplatanus variegatum, листья которого окрашиваются красными, желтыми и зелеными полосами.

Из породы Juglans замечательны Gleditschia orientalis и Juglans olivaeformis. Из шелковичных - Morus.alba persica, из других древесных пород - Paulownia imperialis из Японии и Tilia multiflora из Абхазии. Из клубничных - Arbutus procera калифорнийский.

Из породы Berberis с Гималаев и с Кордельеров Южной Америки: из вьющихся - Bignonia capreolata с красными цветами и Cotoneaster microphylla, который весной покрывается белым цветом, а осенью множеством красивых ягод, подобных бруснике. Из лавр (Daphne) акклиматизировано 7 видов.

Не менее привлекают внимание Esallonia rubra, Glutinosa, Nontevidensis (гималайский), Elaeagnus с серебристыми листьями, имеющими бронзовый отлив и Evonymus japonica с зелеными, желто-белыми полосатыми листьями.

Есть в рассаднике также все известные в Европе сорта Ilex, из которых наикрасивейший - Ilex tarajo. Не менее успешно разведены Jasminium revolutum, китайская бирючина, славная своими блестящими листьями и подборка жимолости (Caprifolium), из которой привлекают внимание С. gratum, цветущий летом и осенью, китайский и С. Flexuosun - благоуханием цветов, красивая Mahonia, покрывающаяся с ранней весны множеством желтых цветов и Viburnum japonicum с большими блестящими листьями.

Из коллекции роз лучшими были вьющиеся Rosa multiflora и Grevilliae. Из бенгальских розовых семян, вызревших в Никите, выведена одна Rosa odorata, названная comtesse Woronzow, известная в Европе по красоте и необыкновенному благоуханию. Из прочих 300 видов замечательны Эрфуртские - remontants, американские и другие.

Из кустарников, теряющих лист, наилучшими считались кизил гималайский (Halimodendron argenteum) с серебристыми листьями и розовым цветом и Chimonanthus fragrans с множеством благовонных цветов, Cydonia jponic с ранней весны покрывающаяся множеством ярко-алых цветов, Lagerstrvemia indica с Гималаев, цветущий в августе множеством розовых цветов. Paenia moutan с ранней весны украшается пышными цветами. Pyrus speclabilis fl. Pleno - китайская махровая яблонь цветет весной пышным розовым цветом. Spiraea prnnifolia и Forsythia viridissima из Японии и Северного Китая цветут ранней весной. Ribes с розовыми, красными в желтыми цветами - из СЗ Америки. Veigelia rosea цветет в мае прелестными ярко-розовыми цветами. Wisteria chinensis - вьющийся кустарник, растет быстро и покрывается гроздьями прелестных лиловых цветов. Rhododendron, Azalea, Hygrandea hortensis, Illicium, Olea fragrans, O. americana и Magnolia.

Естественно такое блистательное состояние рассадника не замедлило принести ожидаемые выгоды: в этот период при содействии Гартвиса всеми существующими ныне там видами экзотической растительности покрылся не только Южный берег, но даже наполнились все соседние Тавриде оранжереи. К сожалению после смерти Гартвиса (1860) рассадник этот начал клониться к упадку из-за отсутствия распорядителей, душевно преданных своей специальности. И по каталогу, например, 1866 года, в нем уже насчитывалось из коллекции хвойных только 68 разностей, лиственных и кустарников - 200, многолетних и двухлетних - 31, тепличных и оранжерейных - 331, древесных семян - 125, цветочных - 64, огородных - 69, из коллекции фруктовых дерев - до 400.

Теперь же рассадник этот вовсе не обогащается новыми растениями и далеко не удовлетворяет своему предназначению за неимением в достаточном количестве экземпляров тех растений, которые требуются более других и, наконец, по дороговизне их, недоступной для беднейшего класса землевладельцев, которых, как известно, всегда больше чем состоятельных.

По нашему мнению, единственная польза этого заведения в настоящее время состоит в том что из него время от времени выпускаются ученики более или менее подготовленные к садоводству.

Понятно, что неестественное положение это не может быть продолжительным, рано или поздно рассадник этот должен перейти в руки земства или недавно образовавшегося на Южном берегу общества садоводов и виноделов, которым хорошо известны местные нужды и меры, необходимые для распространения наиболее полезной растительности. Подобные учреждения не могут быть управляемы правительственными указами, которые ограничивают требования свои известными пределами, отчетностью и т.п., тогда как на местах должны быть самостоятельные лица, действующие произвольно по нуждам и убеждениям. При такой только свободе уместны опыты, нередко требующие затраты капитала, опыты, которые может допустить и поднять общество специалистов и практиков, хорошо знакомых с климатическими явлениями своей страны и качеством почвы.

Описав меры, предпринятые правительством нашим для пользы садоводства в Крыму, следует добавить, что в 1797 году оно распорядилось об устройстве в Старом Крыму и окрестностях Симферополя рассадника тутовых дерев, с целью разведения шелковичного червя. К сожалению, присмотр за растениями оказался неудовлетворительным и в 1802 году они объявлены были погибшими от засухи, но так как правительству непременно хотелось ввести это выгодное дело в Крыму, то было потребовано возобновление, и в 1807 году, при главном распорядителе - знаменитом Палласе - в этих рассадниках состояло уже до 14 тысяч дерев, вновь рассажено около 130 тысяч, а в школе - до 400 тысяч выводков. Нет сомнения что предприятие увенчалось бы блистательным успехом если б население полуострова проявило к нему сочувствие, но так как оно не имело понятия о пользе разведения шелковичного червя и не требовало из рассадников этих дерев, а правительство само не могло окупить огромных расходов на поддержание этих заведений количеством полученного шелка, то эта выгодная отрасль народной промышленности должна была угаснуть в самом начале. Так и случилось, но в память этого благого предприятия еще многие десятки лет просуществуют шелковичные деревья, сохранившиеся от этого времени в окрестностях Старого Крыма и Симферополя.

Третьим рассадником в Тавриде является Магарачинское училище виноделия, основанное в 1828 году с целью посадки в обширных размерах всех сортов виноградных лоз, признанных лучшими по опыту Никитинского ассортимента. Прекрасная мысль эта принадлежала Гартвису. Учреждение это открыто было посадкой лоз Franc pinot лучшей бургонской породы. Затем разведены следующие сорта: бордоские, опортские, американские, рейнские, французские лучшие, испанские, португальские, венгерские, итальянские, мадерские, греческие и др.

Размах Гартвиса так был велик что к 1838 году все почти пространство, предназначенное для рассадника виноградных лоз, было уже занято и в заведении имелись образцы таких вин, что маршал Мармон, владелец больших виноградников в Бургонии, пробуя южнобережные вина, выразил убеждение, что рано или поздно они прославят этот край. Превосходно содержащийся рассадник этот не только предоставил всем и каждому возможность разведения прекрасных сортов винограда, доброкачественность которых уже была испытана специалистами, но и научил татар неизвестным для них раньше приемам обращения с этим прекрасным растением. Кроме этого Магарачинское училище виноделия выпустило очень много молодых людей, близко познакомившихся с искусством виноделия, а также с правилами посадки и обхождения с виноградною лозой.

Заведение это до настоящего времени блистательно исполняет свою задачу, усердно служа всем, кто имеет в нем надобность и вполне оправдывает предсказание маршала Мормона касательно выделки прекрасных ликерных и полуликерных вин.