Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тема 4.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
87.72 Кб
Скачать

4.2. Новаторская педагогика композигорив-романтиков

(30-40 годы XIX в.)

Роберт Шуман (1 810-1856) написал предисловие к Альбома для юношества - "Домашние и жизненные правила для музыкантов" - в виде афоризмов, где изложена целая программа * гармоничного, подлинно художественного музыкального воспитания. Эти "Правила" можно назвать манифестом передовой музыкальной педагогики. Будущее музыкальной культуры Шуман

связывал прежде всего с воспитанием музыканта-художника нового типа, принципиально отличного от модных виртуозов.

• Этика (мораль) играет ключевую роль в педагогических взглядах Шумана."Искусство не предназначено для наживы и обогащения", "Законы морали те же, что и законы искусства", "Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра: потому уважай каждого музыканта на его месте".

• Видеть прекрасное в окружающем - требует он. Не отгораживаться от жизни, уходя в эстетский воображаемый мир, а пристально наблюдать и находить в нем вдохновение. "Наслаждайтесь чаще природой".

• Основу обучения он видит в приобретении глубоких и разносторонних знаний, поэтому рекомендует читать с листа и много слушать разнообразной хорошей музыки. "Не пропускай случаю послушать оперу", "Высшее в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре". Советует петь в хоре - "Церозвине в тебе музыкальность", аккомпанировать, играть в ансамбле, пробовать дирижировать - "Это принесет тебе ясность", упражняться на органе - "Нет ни одного инструмента, что так же быстро мстил бы за неряшливость". Возраст призвал слушать народные песни - "Приобщение к этой сокровищнице самых мелодий откроет тебе глаза на характер различных народов".

• Шуман резко критикует салонный направление в исполнительстве и увлечение техникой ради техники. "На пирожных и конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым. Духовная пища тоже должна быть простой и здоровой. Большие. Мастера позаботились о ней - пользуйтесь! "," Весь хлам пассажей имеет преходящее значение. Техника имеет ценность только там, где она служит высшим целям ".

• О работе по фортепиано НИуман выражается так же прогрессивно. "Никогда не бренчат на инструменте", "изучать много и механически - все равно, что пытаться с каждым днем ​​все быстрее произносить алфавит. Трать свое время с большей пользой "," Тренироваться на "немой" клавиатуре бессмысленно: в немых нельзя научиться говорить "," Нет пользы от работы без желания и бодрости "," Только чувство меры в занятиях и лю

бовне к ним отношение поддерживает силы в равновесии, облегчает движение вперед и сохраняет музыке ее очарование ".

Смелость и новизна суждений Шумана были для своего времени явлением исключительным. Они положили начало разрушению системы устаревших взглядов на воспитание музыканта. Стасов назвал его афоризмы "золотыми страницами".

Фридерик Шопен (1810-1849) хотел написать фортепианную методику, но оставил только методические очерки в черновиках. Он был выдающимся педагогом, который проложил в методике преподавания игры на фортепиано новые пути. Его Советы пианистам содержат бесценную информацию.

• Развитие техники Шопен связывал прежде всего с достижением свободы рук и гибкости запястий, для чего предлагал брать за основу положение пальцев на клавишах e, fis, gis, ais, h (т.н. "что-пенивська постановка") сначала легким, гибким лучезапястного staccato, постепенно переходя к тяжелому staccato, затем в legato, варьируя скорость и силу звука. Во время игры он считал необходимым использовать помощь запястья, предплечья и плеча.

• Он первый высказал мысль о необходимости использовать индивидуальные физические возможности каждого пальца, а не сравнивать их. "Цель развития игрового аппарата не в том, чтобы играть все одинаковым звуком, а чтобы добавить разнообразия хорошем звучанию. Существует столько же различных звучаний, сколько пальцев

• Использование гибких лучезапястного движений позволило возродить апликатурни принципы баховской эпохи; перекладування длинных пальцев через короткие, применение коротких пальцев на черных клавишах. Преодоление технических трудностей и достижения выразительного и разнообразного звучания он связывал с выбором хорошей аппликатуры ("аппликатуры - это все!").

• Огромное внимание Шопен уделял художественному отработке, тщательной работе над звуком, фразировки; добивался cantabile в пассажах, а в бравурной игре - сдержанности, осмысления мелких мотивов ("Все через ухо").

Ференц Лист (1811-1886) в обучении музыке преследовал в первую очередь, как и Шуман, воспитательные цели. От музыканта он требовал:

• духовности и интеллекта ("Мало узкопрофессиональных умений: музыкант должен прежде всего поднять свой дух, воспитать свою духовность, научиться мыслить, анализировать и судить. Вместе с художником должна образовываться, человек");

• воображения, поэтического чувства, обостренного понимания прекрасного ("Ценить прекрасное во всем");

• равновесия между чувством и разумом (подкрепление эмоций интеллектом);

• естественности выражения чувств (неприятие условной, "систематической" выраженности);

• активной деятельности внутреннего слуха;

• подчинение техники художественном содержания (как средства работающий на цель);

• анализа технических трудностей (потому что это ключ к их преодолению) "Техника рождается из духа, а не по механике", - высказывание лиет, что

стало крылатым,

Лист - создатель фундаментальных формул (которые включают все фактурные трудности и в первую очередь нацелены на развитие крупной техники), а также новых смелых апликатурних приемов (перевода-ния 5-го пальца через 1-й, распределение пассажей между двумя руками, использование 1 - го пальца в певучей мелодии среднего, "вадторновоио" регистра).

Мелодию Лист уподоблял итальянском be! canto и рекомендовал чувствовать ее развитие в длинных звуках, представляя в них динамичный рост и спад. Для достижения полноты звука в кантилене требовал хорошей опоры на палец ("Звука нет, если кончик ногтя не побелел").

Особенно много Лист занимался педагогикой в ​​поздний период жизни. Он организовал в Веймаре что-то вроде классов высшего мастерства, где его уроки собирались все ученики одновременно. Денег за уроки не принимал, считая зазорным торговать своим искусством.

Лист вывел пианизм из тупика виртуозности, создав "энциклопедию" новой фортепианной техники. Сам он не стал рабом своей феноменальной виртуозности и ждал от учеников того же. Он никогда не учил готовых рецептах и ​​всегда принимал интересное индивидуальное трактовка учеником произведения, даже если оно не совпадало с его собственным.

Вывод. Шуман, Шопен, Лист опровергли рутинную педагогику механистического направления и заложили основы передовой педагогики, в которой главным было:

• воспитание духовных качеств и интеллекта, напряженная умственная деятельность;

• общий эстетическое развитие (знакомство со всеми жанрами музыки, поэзии, архитектурой, живописью; любование природой);

• содержательность, одухотворенность исполнения как главная цель, а техника как средство, служащее ей;

• концентрация слухового внимания, воспитания внутреннего слуха;

• использование новых технических и апликатурних приемов (крупная техника, свобода аппарата, участие корпуса, использования природных возможностей каждого пальца, смелая, индивидуально подобранная аппликатура).

***

Много полезного внесли в фортепианную педагогику пианисты-Вирго-озы, которые развивали традиции венской школы, - С. Тальберг (1812-1871) ("Искусство пения на фортепиано") и И. Мошелес (1794-1870) ("Метод методов для фортепиано ").

С. Тальберг сделал значительный шаг на пути освобождения игрового аппарата пианиста, предлагая использовать новые двигательные приемы - участие всей руки, ее опора на клавиши. "Никогда не следует ударять по клавишам. Руку необходимо держать близко от клавиш, она должна погружаться в них "," Мелодии широкого характера надо петь грудью, извлекая из фортепиано весь звук, который оно может дать Важная его требование самоконтроля и самокритичности. "Большинство учеников слишком много работают пальцами и слишком мало головой

И. Мошелес не признавал единые для всех двигательные приемы. Каждый прием, по его мнению, должен быть заключено: во-первых, художественным задачам,

во-вторых, индивидуальными возможностями исполнителя.