Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bestref-30466.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
102.4 Кб
Скачать

Н

Террористы-черносотенцы

Революционный террор народовольцев и эсеров в России начала XX века не вызывал ни у кого удивления. Но совершенно новым и неожиданным явлением 1906-1907 годов оказался «черносотенный индивидуальный террор».

Первым и самым известным покушением черносотенцев стало покушение на видного кадета Михаила Герценштейна. Он был убит в июле 1906 года. Решение об этом убийстве было принято руководством «Союза русского народа» во главе с А. Дубровиным.

Депутат от кадетской партии профессор М. Герценштейн был председателем земельной комиссии в I Думе. Ему приходилось выдерживать суровую критику и справа, и слева. Например, социалист Алексей Пешехонов с негодованием называл Герценштейна «идеологом помещичьего хозяйства и отъявленным буржуем». Справа, со стороны дворян-монархистов, критика звучала ещё более резко.

иколай II не раз принимал А. Дубровина и высоко ценил его выступления против Государственной думы. 3 июня 1907 года она, наконец, была распущена царским указом. На следующий день Николай совершил поразивший всех шаг: он направил А. Дубровину телеграмму, в которой говорилось: «Да будет же мне “Союз русского народа” надёжной опорой служа для всех и во всём примером законности и порядка».

М. Герценштейн своими острыми выступлениями вызывал особенную враждебность дворян. Однажды, выступая в Думе, Михаил Яковлевич спросил, обращаясь к правым депутатам: «Неужели господам дворянам более нравится то стихийное, что уже с такой силой прорывается повсюду? Неужели планомерной и необходимой государственной реформе вы предпочитаете «иллюминации», которые теперь вам устраивают в виде поджогов ваших скирд и усадеб?». Писатель Владимир Короленко вспоминал об этом выступлении: «Да, это была правда. Но, во-первых, она была слишком горька, а во-вторых, это говорил Герценштейн, человек с типично еврейским лицом и насмешливой манерой. Трудно представить ту бурю гнева, которая разразилась при этих словах на правых скамьях. Слышался буквально какой-то рёв. Над головами поднимались сжатые кулаки, прорывались ругательства, к оратору кидались с угрозами, между тем, как на левой стороне ему аплодировали». Особенное негодование правых вызвало пущенное М. Герценштейном словечко «иллюминации».

Боевики из черносотенного «Союза русского народа» решили убить ненавистного «председателя от жидов», как они прозвали Герценштейна. После роспуска Думы М. Герценштейн с другими депутатами находился в Финляндии. Туда отправились и боевики-черносотенцы. 18 июля 1906 года, когда Михаил Яковлевич прогуливался с семьёй, его застрелили из засады. Одна из двух выпущенных пуль ранила в руку его маленькую дочь. Убийство М. Герценштейна стало самым известным из терактов черносотенцев.

Следующее покушение А. Дубровин решил организовать на бывшего премьер-министра Сергея Витте. 29 января 1907 года его истопник обнаружил в печи ящик, подвешенный на спускающейся из печной трубы длинной верёвке. В ящике оказалась «адская машина» с часовым механизмом. Такое же устройство нашли и в соседней трубе.

Начальник столичной охранки А. Герасимов тотчас прибыл на место происшествия. Он вспоминал: «Механизм часов был испорчен, почему взрыв вообще не мог произойти. Для меня достаточно было беглого взгляда на эту «адскую машину», чтобы понять, что это не дело рук революционеров. Так грубо и неумело могли провести дело только дружинники СРН». Однако ни арестов, ни судов по этому делу так и не было. Впрочем, С. Витте постарался отплатить А. Дубровину в своих воспоминаниях. В них он не раз называл лидера СРН «мазуриком», «каторжником», «лейб-кабатчиком» и т.п.

Организатором покушения на С. Витте выступил черносотенец и тайный сотрудник полиции А. Казанцев. В качестве исполнителей он выбрал двух революционно настроенных, но весьма простодушных рабочих – В. Фёдорова и А. Степанова. Им он назвал себя членом партии эсеров-максималистов.

После неудачи в деле Витте террористы отправились в Москву, где Казанцев заявил, что необходимо казнить «изменника», укравшего партийные деньги. В. Фёдоров застрелил этого человека – редактора «Русских ведомостей» кадета Григория Иоллоса. После этого убийства рабочие, несмотря на свою наивность, заподозрили неладное. Они допытывались, почему А. Казанцев не может говорить, как революционные агитаторы. «Тут я немного понял, - рассказывал В. Фёдоров, - что, видится, вместо максималистов попал к чёрной сотне». Наконец рабочие обнаружили у своего руководителя списки членов «Союза русского народа».

В мае террористы отправились в лес на окраине Петербурга, чтобы зарядить динамитные бомбы. Когда А. Казанцев занялся начинкой бомб, В. Фёдоров подошёл к нему сзади и кинжалом убил его. Вскоре после этого В. Фёдоров уехал за границу и опубликовал подробный рассказ об этом деле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]