Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Норвежская полярная экспедиция.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
48.66 Кб
Скачать

Поход 1896 г.

21 мая 1896 года зимовщики выступили в дальнейший путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Поскольку все собаки были съедены ещё в 1895 г., передвигаться приходилось пешком, разводья преодолевались на каяках. Если позволял ветер, на нарты ставились импровизированные паруса из одеял (так было при пересечении острова Мак-Клинток). 12 июня едва не произошла катастрофа: полярники расположились на берегу для охоты, когда сильным ветром связанные каяки были унесены в море. Нансен, рискуя жизнью, доплыл до каяков и вернул имущество, сложенное на их борту[1]:204—206. Здоровье его при этом не пострадало. 15 июня Нансен едва не утонул, когда морж распорол парусиновый борт каяка, по счастью, не нанеся ему телесных повреждений[1]:208—209.

17 июня 1896 года Нансен во время приготовления пищи услышал собачий лай. Не поверив своим ушам, он решил сходить на разведку и случайно наткнулся на Фредерика Джексона, который со своей экспедицией с 1894 года находился на мысе Флора.

Возвращение «Фрама» превратилось в национальный праздник. Весь путь от Тромсё до Христиании (20 августа — 9 сентября 1896 г.) сопровождался чествованием в каждом порту. В 1897 году российское правительство по ходатайству Русского географического общества наградило Ф. Нансена орденом св. Станислава 1-й степени, а совет Общества утвердил присуждение ему Константиновской золотой медали, высшей награды «за совершенный беспримерный подвиг, составляющий эпоху в исследовании Северного Ледовитого океана…». Вручение состоялось во время визита учёного в Россию 28 апреля 1898 года в зале Петербургского дворянского собрания.

Дрейф «Фрама» марта 1895 — августа 1896 гг.

Гла

Игры

RSS

Начало формы

21.

  

О лО О людях и льдах

О

У берегов Гренландии обнаружено судно - покоритель Южного полюса

В середине лета 2012 года у берегов Гренландии были обнаружены останки "Терра Нова": судна, на котором британец Роберт Скотт сто с небольшим лет назад отправился покорять Южный полюс. Возможно, эта находка всколыхнет новую волну интереса к истории гонки за достижение одного из самых труднодоступных мест земли - гонки, которая закончилась для Скотта трагически.

В начале XX века на карте мира оставалось только два обширных белых пятна - рядом с Южным и рядом с Северным полюсами. Их покорением должна была закончиться эра Великих географических открытий - дальше для путешественников оставался только один путь - наверх, в космос. Антарктические и арктические экспедиции в то время начали устраивать едва ли не все уважающие себя страны, имеющие выход к морю - и Италия, и Российская империя (по большей части, неудачные), и даже совсем уж экзотическая Япония. И все же главными конкурентами британцев на море оказались не они, а еще не так давно бывшие британской колонией США с одной стороны и Норвегия, только в 1905 году появившаяся на карте мира как отдельное государство, - с другой.

Норвежцы начали активно изучать северные воды еще в конце XIX века, а во время экспедиции 1893-1896 годов Фритьоф Нансен совершил революцию в деле покорения Северного полюса: он позволил своему кораблю "Фрам" вмерзнуть в лед и подчинить движение течениям. В результате Нансену удалось достичь отметки в 86 градусов и 13 минут - к сожалению норвежца, околополярные течения не проходили через "нулевую точку", а для длинного санного похода у него не было ресурсов.

Тем не менее, экспедиция Нансена показала, что путь к Северному полюсу открыт, и уже через 12-13 лет после окончания его экспедиции он был действительно покорен: то ли американцем Робертом Пири, то ли его соотечественником Фредериком Куком (споры на этот счет не утихают до сих пор, соответственно, неизвестна и точная дата его открытия).

Если выход к Северному полюсу Королевское географическое общество проспало (его руководитель Клемент Маркэм, участвовавший в британской арктической экспедиции 1875-1876 годов был уверен, что "нулевая точка" просто недостижима), то покорение Южного полюса было британцами практически монополизировано. Во время национальной антарктической экспедиции 1901-1904 годов именно офицерам британского флота удалось достичь отметки 82'11 градуса южной широты, а в 1909 году Эрнест Шеклтон, поначалу коллега, а затем соперник Роберта Скотта, не дошел до полюса всего 180 километров, остановившись около 88'23 градуса.

Гонка за полюс

Следующая экспедиция - путешествие Роберта Скотта на "Терра Нова" - должна была закрепить за Великобританией открытие Южного полюса. Уже направляясь на юг, Скотт узнал, что у него будет соперник: норвежец Руаль Амундсен на нансеновском "Фраме" втайне ото всех отправился на покорение Южного полюса. Амундсен, опасаясь общественного порицания и, как следствие, потери финансирования, обставил все дело так, что даже большая часть его команды полагала, что "Фрам" пойдет к Северному полюсу.

В итоге именно Амундсен и победил в гонке за полюс, опередив Скотта более чем на месяц - норвежец смог прийти к точке назначения 14 декабря 1911 года, британец - уже в январе 1912-го. При этом Амундсен и его команда вернулись к себе на корабль без потерь (если не считать собак), а вот "Терра Нова" своего капитана и нескольких его помощников не дождалась: на обратном пути Скотт замерз, страдая от недоедания, цинги и истощения.

Ученые до сих пор спорят о том, виноват ли Амундсен в гибели экспедиции Скотта: норвежский флаг на полюсе нанес по британцам страшный психологический удар, от которого недалеко и до апатии, самоубийственной в условиях Антарктики. Однако даже если Амундсен и провинился перед британцами, то уж точно не больше, чем они сами - Скотт по ходу экспедиции сам допустил несколько "роковых" ошибок.

Например, британец сделал ставку на механизированные сани и пони в качестве тягловой силы, но ни те, ни другие надежд не оправдали - сани оказались неадаптированными к особенностям снега и льда в Антарктике, а пони своими копытами проваливались в снег и практически не могли передвигаться. В результате Скотту и его команде пришлось застрелить пони и тянуть сани на себе. Амундсен же использовал для экспедиции собак, прекрасно справившихся с холодами - они позволили норвежцам делать по несколько десятков километров в день даже при плохой погоде.

Кроме того, Амундсен, в отличие от Скотта, был искусным лыжником, а его система складов с запасами оказалась намного эффективнее британской: норвежцы во время экспедиции практически не болели, а вот Скотт и его команда сразу стали недоедать, что стало причиной истощения и цинги. Снаряжение норвежцев также оказалось лучше: оно было и легче, и надежнее, и теплее, чем у британцев.

И все же Скотт вошел в историю Великих географических открытий, потому что сложно придумать образ благороднее и романтичнее, а судьбу - трагичнее, чем у британца. Скотт стал олицетворением мужества и выдержки, на которую способен человек. Его путешествие - это памятник человеческим возможностям: идти сотни километров по ледяной пустыне, впрягшись в сани и постоянно недоедая, в любую стужу и ветер, идти, несмотря на поражение в деле всей своей жизни, идти и не дойти до лагеря с запасами всего около 17 километров - готовый сюжет для книги или фильма про героя-неудачника.

Скотт стал одной из последних знаменитых жертв, на которые человечество пошло ради освоения земли - уже в 20-х - 30-х годах XX века столь длительные и изнурительные путешествия не понадобились бы. Саня Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, размышляя об Амундсене, сожалеет, что у путешественника не было самолетов: с ними покорить полюс можно за несколько часов. Скотт же остался со стихией один на один, и от этого его история кажется еще героичнее.

В Великобритании Скотт воспринимается не так, как во всем мире. Для британцев он еще и национальный герой, а его поход - это памятник не только человеческим возможностям, но и отдельно викторианской эпохе с ее убежденностью в безграничных силах подданных Империи, которые умирают, но выполняют свой долг.

Такие разные судьбы

В каком-то смысле истории "Терры Новы" и "Фрама" повторяют истории их владельцев: на базе норвежского судна создан один из главных музеев Осло, британское - лежит на дне океана.

Так было далеко не всегда: "Фрам" начал разрушаться практически сразу после экспедиции Амудсена, тем более что сам норвежец решил строить новое судно - "Мод", на которое ему было разрешено взять все необходимое оборудование с "Фрама". В итоге долгое время "Фрам" стоял, никому не нужный, пока в середине 1920-х годов не был сформирован Комитет по спасению "Фрама".

Если норвежское судно изначально строилось для полярных экспедиций, то трехмачтовый барк "Терра нова" до путешествия на юг занимался китобойным промыслом и добычей тюленей. Сразу же после возвращения в Великобританию без своего капитана в 1913 году он вернулся к своим прямым обязанностям, а через пять лет стал простым транспортником и перевозил уголь в северных широтах.

В 1943 году, через 30 лет после возвращения из Антарктики, "Терра Нова" затонула в другом конце света - у берегов Гренландии. Экипаж судна был спасен, а вот "Терра Нова" ушла под воду.

"Терру Нову" нашли во многом благодаря случаю: для тестирования оборудования в 2012 году американские исследователи выбрали именно район, где затонуло судно. Оборудование в итоге и помогло найти "Терру Нову" - во всяком случае, нет сомнений в том, что это именно корабль, а его длина составляет ровно столько же, сколько и "Терры Новы".

Россия

Многочисленные кругосветные плавания XIX в. служили целям новых колониальных захватов, а также развития торговли и морского промысла. Однако были и чисто научные экспедиции. Такими явились, например, русские кругосветные плавания. Первая русская экспедиция была проведена в 1803—1806 годах на шлюпах "Надежда" и „Нева" во главе с И. Ф. Крузенштерном и О. Ф. Лисянским. На „Надежде" находилась русская миссия в Японию. Корабли вышли из Кронштадта 7 августа 1803 г., в ноябре они впервые в истории русского флота пересекли экватор. Обогнув мыс Горн, „Надежда" вступила в Тихий океан, где разлучилась с „Невой" и направилась к Маркизским островам. Здесь корабли вновь соединились и совершили переход к Гавайским островам, где русскими моряками был открыт остров, названный именем Лисянского. Затем „Нева" направилась в Русскую Америку (Аляску), где мореплавателями были обнаружены новые острова в архипелаге Александра, а „Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский. В 1804 года „Надежда" перешла из Петропавловска в Нагасаки (Япония) и весной 1805 года, после бесплодных переговоров миссии с японским правительством, возвратилась в Петропавловск. Во время перехода через Цусимский пролив в Японское море были обследованы западный вход в Сангарский пролив, западный берег острова Хоккайдо, пролив Лаперуза и южный берег острова Сахалин. Летом 1805 года „Надежда" вновь вышла из Петропавловска в Охотское море к мысу Терпения (Сахалин). В этом плавании впервые были описаны и нанесены на карту весь восточный и северо-западный берега Сахалина, уточнено положение в Охотском море острова Ионы, открытого ранее капитаном-командором русского флота И. Биллингсом. Осенью 1805 года „Надежда" перешла из Петропавловска в Макао (Китай), где соединилась с „Невой" и отплыла в Кантон (Китай). В 1806 году шлюпы без остановок прошли Индийский океан и, обогнув Африку, вышли в Атлантический океан Обойдя с севера Великобританию, в конце лета 1806 года они вернулись в Кронштадт. Плавание „Надежды" и „Невы" послужило началом многочисленных русских кругосветных плаваний в 1-й половине XIX века, во время которых сделаны важные географические открытия и выполнены ценные научные наблюдения. Во второй раз русские моряки обошли вокруг света на корабле „Суворов" в 1813—1816 годах под командованием лейтенанта М. П. Лазарева. В Тихом океане он открыл 5 атоллов и назвал их островами Суворова. В 1815 году в кругосветное плавание отправился бриг „Рюрик" под командованием О. Е. Коцебу. Он вышел из   Кронштадта    на поиски Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Спустя год, пройдя Берингов пролив, корабль пошел вдоль берегов Аляски. Здесь был открыт большой залив, получивший имя Коцебу. На обратном пути в Тихом океане обнаружены неизвестные острова в архипелаге Туамоту, в группе Маршалловых островов и проведены океанографические исследования. Дважды обходил вокруг света В.М. Головнин: в 1807— 1809 годах на шлюпе „Диана" и в 1817—1819 годах на корабле „Камчатка". Особое значение имела русская экспедиция во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым на шлюпах „Восток" и „Мирный" (1819— 1821), во время которой было сделано выдающееся открытие — найден шестой континент Антарктида. Корабли вышли из Кронштадта в июле 1819 года В антарктической части Атлантического океана мореплаватели обнаружили несколько новых островов. Дважды они пересекли Южный полярный круг в Тихом океане, а в третий раз прошли значительно южнее его. На 68° 50' ю. ш. ими был открыт остров и назван в честь Петра I, а акватория вокруг него — морем Беллинсгаузена. Мореплаватели увидели покрытые льдом берега 27 января 1820 г. и почти вплотную подошли к ледяному массиву. Это позволило Беллинсгаузену и Лазареву сделать вывод о том, что перед ними „материки льда". Во время трудного плавания, длившегося 751 день, русские мореплаватели нанесли на карту 29 новых островов в Тихом океане. Некоторым из них были даны названия в память сражений с Наполеоном и в честь русских моряков. Кроме того, был собран богатейший научный материал,   характеризующий   антарктические области. В июле 1821 году экспедиция возвратилась в Кронштадт. В 1819—1822 годах состоялось кругосветное плавание на шлюпах „Открытие" (командир М. И. Васильев) и „Благонамеренный" (командир Г. С. Шишмарев). Суда вышли из Кронштадта и, достигнув Бразилии, прошли в Сидней (Австралия) через Атлантический и Индийский океаны, а оттуда к Берингову проливу Мореплавателями была описана часть побережья Северо-Восточной Азии и часть берегов Аляски, открыто несколько островов. Экспедиция вернулась в Кронштадт, обогнув Южную Америку. Свое второе кругосветное плавание совершил О. Е. Коцебу на шлюпе „Предприятие" в 1823—1826 годах В составе экспедиции был студент Э. X. Ленц (впоследствии академик, известный физик), который в плавании впервые изучал вертикальное распределение солености и температуры воды в Тихом океане и суточное изменение температуры воздуха в различных климатических районах над поверхностью океана, используя изобретенные им морской батометр и точный глубиномер. Экспедиция открыла в Тихом океане ряд атоллов. Во 2-й половине XIX в. начались кругосветные плавания на пароходах. Наиболее значительные из них были океанографические экспедиции — английская на „Челленджере" в 1872—1876 годах (командир Д. С. Нэрс) и русская— на „Витязе" в 1886—1889 годах (командир С. О. Макаров). В XX веке крупные открытия во время кругосветных плаваний сделаны только антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды. В конце XIX—XX веков совершаются кругосветные плавания со спортивно-туристскими целями на яхтах в одиночку: Джон Спокам (1895— 1898), Г. Пиджен (1921—1925), А. Жербо (1924— 1929) и другие.