Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1,2,словарь Давыдова.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
378.37 Кб
Скачать

11

ГЛАВА

1

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА

И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

1,1, Формирование экранной культуры

Возникновение и формирование экранной культуры — один из основных феноменов XX в., оказавших значительное влияние на социально-культурные процессы практически во всех регионах мира. Изобретение и распространение кинематографа, затем те­левидения, бытовой видеотехники, персональных компьютеров, Интернета, опыт разработки художественных возможностей цве­томузыки, различного рода звукозрительных представлений, опос­редованных новейшими техническими средствами, расширяюще­еся внедрение новых технологий во все сферы культуры и быта, вплоть до грядущей виртуальной реальности, уже сегодня охваты­вающей сферу досуга, — все это при всей их принадлежности к разным отраслям знания и ведомствам представляют собой разно­видности единого целого — экранной культуры.

Некоторые исследователи не без оснований считают, что в наше время аудиовизуальная коммуникация серьезно потеснила печатное слово, а экранные формы творчества постепенно сме­няют традиционные искусства либо служат новыми средствами их тиражирования.

Взаимодействуя со сложными и противоречивыми социальными процессами, экран сыграл решающую роль в демократизации куль­туры, в появлении ее новых форм. В результате, прежде всего в промышленно развитых странах, изменилась социально-культур­ная ситуация в целом, трансформировались функции образова­ния, науки, искусства, эстетического воспитания.

Развитие аудиовизуальной коммуникации и экранных искусств

представляет собой комплексную проблему, поскольку включает

факторы и экономические, и технические (развитие новых ин-формационных технологий), и социальные, и собственно культурные, художественные, которые, тесно переплетаясь между собой непредсказуемые последствия.

1. Экранная культура и аудиовизуальные коммуникации

С понятием «экранная культура» связаны не только кино, те­левидение и видео в их художественной форме. Именно экран (дисплей) компьютера, вбирая в себя аудиовизуально-образные возможности кинематографа (а затем телевидения и видео), до­полняя и трансформируя их, становится материальным носите­лем нового типа культуры во всех трех ее формах: научной, обы­денной и художественной.

С культурологической точки зрения экранная культура, с од­ной стороны, типологически (теоретико-культурно) рядоположе-на в привычной для нас книжной культуре, а с другой — является ее эволюционной (историко-культурной) наследницей.

В книге, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вы­тягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстра­ции являет уже некое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком плос­костным), эволюция которого накануне XX в. приводит к рожде­нию кинематографа, сумевшего передать реальную последователь-ность движений на плоском четырехугольнике экрана. «Ожившая» страница превратилась в экран, который затем с помощью телеви­дения пришел к нам в дом, став таким же предметом домашней культуры, каким уже давно является книга. Наконец, видеомаг­нитофон предоставил возможность более гибкой обратной связи с экраном, нежели кинематограф или телевидение. Видеокассета — то же запечатление фрагмента мировой культуры, какое характерно для книги. Процесс миниатюризации и совершенствования средств вычислительной техники приведет к тому, что буквально лет через десять персональный компьютер будет являть собой раскрытую книгу толщиной с «Трех мушкетеров», с которой можно вести диалог и которая будет отвечать как на языке экрана, так и с помощью син-тезированного компьютером голоса. Таким образом, культура ком-пьютерной страницы есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги.

Самым существенным является то, что компьютерная техно-

логия следует за технологией полиграфической, оказываясь тем

самым необходимым логическим звеном в развитии культуры, а

компьютер проявляет себя не только и не столько техническим

чудом века, сколько феноменом культуры, звеном, внутренне не-обходимым для ее эволюции.

12 I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

Принципиальная новизна экранных форм моделирования обо­рачивается качественно иными социокультурными измерениями компьютерной страницы. Это прежде всего сама возможность ди­алога с экранной книгой — возможность поразительная, неведо­мая ранее и потому все еще «чудесная». Принципиально важное для компьютерной книги и культурологически глубокое понятие «диалог», связанное сегодня с работами М.М. Бахтина и B.C. Биб-лера, в отечественной литературе по информатике принято до сих пор подменять даже не традиционным в естествознании поняти­ем «взаимодействие», а его невнятной калькой с английского «ин­терактивность». А между тем в зарубежной культурологии уже появились понятия «полилога» (широкого обмена смыслами, зна­чениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый но­вый текст) и «интертекста» (взаимодействия между текстами), ко­торые поднимают на качественно новую ступень бахтинскую по­лифонию. Компьютер благодаря наличию информационных сетей становится важнейшей составной частью глобального поли­лога, в перспективе — новым динамизированным способом суще­ствования самой мировой культуры

Невиданная доселе мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально «подталкива­ют» читателя-зрителя к диалогу с ней. И наконец, ее потенциаль­ная сверхемкость обеспечивается глобальной сетью баз видеодан­ных, банков знаний и экспертных систем, в которую включена каждая экранная книга.

Компьютерная страница становится опорой не просто нового типа экранного искусства, а все более выступает как основа зре­лой формы экранной культуры — новой историко-культурной целостности. Как уже отмечалось, экранная культура, с одной сто­роны, принадлежит к привычной для нас письменной культуре, а с другой — является ее эволюционной наследницей. В этом смыс­ле экранная культура продолжает и развивает огромные возмож­ности книжной культуры. И если книга стала материальным но­сителем художественной, научной, сакраментальной и обыденной форм мировой культуры, то компьютерная страница многократно расширяет социокультурный диапазон использования экрана. Здесь широчайшие общекультурные возможности книги «возводятся в степень» наличием диалога с «мягким» текстом. (Аналогично по­нятиям hardware и software можно ввести понятия «твердый» текст и «мягкий» текст, где твердый текст — текст жестко фиксирован­ный, характерный для письменной культуры, мягкий текст — текст

1. Экранная культура и аудиовизуальные коммуникации 13

на экране компьютера с его безграничной и ежесекундной готов­ностью к трансформации.)

Таким образом, дело не только в бурном развитии НИТ в ряду десятков других новых технологий естественных наук, а в том, что наряду с двумя традиционными типами культуры — личного кон­такта (т.е. культурой непосредственного общения, являющегося базовым слоем человеческой цивилизации) и письменной культу­рой — складывается третий тип культуры — экранная культура.

Постепенно проявляется настоящее призвание экранной куль­туры — открытие новых социокультурных ниш, освоение которых классической культурой невозможно как по технологическим при­чинам, так и из-за традиционалистских форм мышления. Итак, эк­ранной культуре нет никакого смысла противостоять двум другим традиционным типам культуры. Более того, ей жизненно важно вза­имодействовать с ними, ибо экранная культура может развиваться только в неразрывном контексте «трех культур», отрыв от которого грозит деформацией его становления и самосознания. Теперь ста­новится ясным, что уже к имеющейся «культурной пирамиде» — традиционному образу мировой культуры — компьютерные тех­нологии добавляют новое измерение. Но, подчеркнем, добавляет это измерение ко всему массиву пирамиды: равно как к подножию, так и к его вершине. Естественно, что распределение ценностей при этом не изменяется: шедевров мало в любом измерении.

Однако об общих проблемах экранной культуры пока гово­рится значительно меньше, чем о частных проблемах современ­ной ситуации в информатике и информатизации, нередко пони­маемых узковедомственно, а то и просто конъюнктурно.

Что же нового несет с собой экранная культура в облике ком­пьютерной страницы? Прежде всего новый тип общения, осно­ванный на возможностях свободного выхода личности в «инфор­мационное пространство». Так, например, электронные газеты доступны любому желающему: каждый может прочесть их и всту­пить в заинтересованный контакт.

Свободное распространение информации сделает информаци­онное пространство постоянным местом встречи людей, ищущих созвучие себе в бескрайнем шестимиллиардном мире. Одновре­менно происходит рост реальной общественной конкуренции лич­ностей, преобразующий нынешние стереотипы и ценности обще­ния. И если уровень значительности человека определяется тем, сколько этажей закрытой информации открыто для него, то здесь нa первый план выходит умение масштабно мыслить, ориентиро-

14 I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития

ваться в бурной динамике социокультурной ситуации, обострен­но чувствовать ценностную картину мира, что, безусловно, явля­ется одним из компонентов нового мышления.

Уже на сегодняшнем этапе гарантом гласности — нового для нашего общества аспекта социального общения — стали средства массовой информации: газеты и журналы, радио и телевидение. Установление полноценной и насыщенной обратной связи с по­мощью экрана-полилога способно «развернуть» информирован­ность каждого лицом к интеллектуальной жизни общества, к ак­тивному формированию культурной и социальной политики. Само собой понятно, что экранная культура, интернациональная по своей природе, не может не быть планетарной, общечеловеческой хотя бы потому, что внутригосударственный информационный космос столь же нелеп, как, скажем, внутригосударственная наука. Более того, подлинная информированность гражданина завтрашнего дня зиждется прежде всего на демократическом развитии информаци­онных средств и сетей, на социальных и технологических гаран­тиях того, что мощный потенциал новых информационных тех­нологий не будет использован в целях ведомственного монопо­лизма и тоталитаризма. Но любое развитие завтрашних событий, как и их торможение, закладывается сегодня.

Экранная культура, современным выражением которой стала компьютерная страница, несет с собой новый тип мышления и соответственно образования. Однако понятие «новое мышление» не сводится только к политическому или научному профилирова­нию человеческого сознания. Новое мышление — это прежде все­го ориентированность человека на саморазвитие. Именно поэто­му для нового мышления органично срастание логического и об­разного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышле­ния уже начинают находить себе адекватную опору в развитом инструментарии компьютерной культуры. Однако эти качества могут стать гибельными для нашего сознания, если оно не обретет новых жизненных ценностей — адекватности миропонимания и осознанности личного действия.

Особый интерес представляют художественные аспекты куль­туры компьютерной страницы. Но и здесь дело обстоит гораздо сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Укажем толь­ко на один принципиально важный аспект. Для художественных проявлений экранной культуры будет, вероятно, характерна прин-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]