Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сидорина Т.Ю. Вопрос о труде и смысле жизни.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
169.98 Кб
Скачать

Вл. Соловьев: человек в процессе сотворчества

11 Философия Владимира Соловьева — это стремление "оправдать" и в какой-то мере возвысить мир, космос, человека. Бог-творец, создавая мир, переходит сам в свое творе­ние, делает его однокачественным себе. В конечном счете, мир - это определенная сту­пень бытия Бога, и в этом плане существует единство Творца и творения [Волкогонова 1992, 55].

11 Одна из важнейших идей Вл. Соловьева — идея Богочеловечества. "Согласно концеп­ции всеединства, — пишет О.Д. Волкогонова, — между Богом и миром нет непроходимой пропасти, они связаны и однородны по своей сущности в пантеистической философии Соловьева. Природный мир "отпал" от Бога, распался на множество враждующих элемен­тов, но в его развитии постепенно преодолеваются обособленность и рознь. Особый этап этого процесса связан с появлением человечества" [Волкогонова 1992, 58].

11 Для Соловьева характерна тенденция сближения Бога и человека. "Гуманистический пафос Соловьева достигает высшей точки, - пишет Волкогонова, - когда он убеждает сво­их читателей, что Бог нуждается в человеке для реализации своих планов, без человека не может завершиться творение мира. "Человек дорог Богу не как страдательное орудие Его воли - таких орудий довольно и в мире физическом, - а как добровольный союзник и со­участник Его всемирного дела. Это соучастие человеческое непременно входит в самую цель Божьего действия в мире, ибо если бы эта цель мыслима была без деятельности че­ловека, то она бы уже от века была бы достигнута".

Но раз существует союз ("завет") между Богом и человеком в деле творения мира, то отсюда логически вытекает требование жизненной активности личности" [Волкогонова 1992,59].

11 Человек получает удовлетворение от реализации своих способностей, осуществления возможностей, достижения целей; когда он сознает, что его деятельность небес-12-полезна, что его жизнь не прошла даром, что он оставил свой след на земле.

12 Он так­же удовлетворен, если плоды его деятельности нужны и полезны не только ему, но и другим.

12 Человек не только реализует себя в делах, не только несет в течение жизни свет разу­ма, но и передает его следующим поколениям. Человек поддерживает жизнь, производя себя и новую жизнь (как говорит X. Арендт), при этом производя себя как физически, так и духовно. При этом здесь уместно именно понятие "произведение", а не воспроизведе­ние, поскольку произведение в отличие от воспроизведения это не вращение по кругу, не возвращение к исходным позициям, а движение вперед.

12 В диалоге Платона "Пир" его участники, рассуждая о ступенях восхождения к царс­тву идей, говорят о продвижении любви от восхищения прекрасными телами к уважению и преклонению перед прекрасными душам, науками и т. д.

12 «Кто, наставляемый на путь любви, будет в правильном порядке созерцать прекрас­ное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по при­роде. .. Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица... а само по себе, всегда в самом себе единообразное...

12 Вот каким путем нужно идти в любви... начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх... от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учени­ям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший... лишь созерцая прекрасное тем, чем его и надлежит созерцать, он сумеет родить... добродетель истинную, потому что пости­гает он истину, а не призрак. А кто родил и вскормил истинную добродетель, тому доста­ется в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он» (Пир210е-212) [Платон 1993, 121-122].

12 Так, человек, воспроизводя и производя себя в своих духовных порождениях, спо­собствует развитию и воспроизведению духа, а воспроизводя себя в детях, он способству­ет продолжению и произведению жизни.

12 Еще несколько слов о счастье в человеческой жизни4.

4 Отмечу, что обратившись к вопросу о смысле труда и деятельной жизни (как называет ее X. Арендт), я не собиралась затрагивать такие стороны жизни, как любовь, счастье, вера, аскеза и т.д., которые справедливо могут рассматриваться многими как пути обретения смысла существо­вания, без которых жизнь может утратить свой смысл. Но в ходе рассуждения я увидела необходи­мость хотя бы вкратце коснуться и этих сторон вопроса о смысле жизни.

12 Этот вопрос неразрывно свя­зан с вопросами о смысле и предназначении, поскольку в отсутствие счастья обретен­ный смысл человеческого существования способен утратить свою значимость.

12 Насколько счастлив и счастлив ли человек, избравший путь самореализации и плодотворной жизни?

12 Вспомним рассуждение Б. Спинозы о том, что путь преодоления аффектов, пре­пятствующих обретению человеком свободы, лежит через аффект любви и прежде все­го любви к познанию5. Вызвав в себе аффект любви к познанию, человек может об­рести любовь к плодотворной деятельной жизни (поскольку последняя неотделима от познания); а обретя любовь, человек может обрести и счастье [Спиноза 2007, 27, 327, 313-345].

12 Напомню приведенные Фроммом слова из притчи: "сущность любви - "трудиться" ради чего-нибудь и "взрастить" что-нибудь, <что> любовь и труд — нераздельны. Чело­век любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит" [Фромм 1992, 54].

12 Естественно, что это метафора, допускающая широкие толкования.

12 В данном случае, когда мы говорим о плодотворной жизни, мы предполагаем, что человек творит и любит плоды своего творения, но также он любит и тех, для кого он создает эти плоды. Любовь помогает ему творить, помогает жить и выполнять свое предназначение. Человек любит и дорожит тем, в кого и во что он вкладывает свою душу.

12 Направляя свою деятельность на благо других людей, человек может противостоять отчуждению. Но если, "в условиях современного мира с его режимом труда и духовным вырождением" [Мунье 1999, 148] плодотворная деятельность человека не находит при­знания, и сам человек не находит ответной любви в своем окружении, то это говорит об абсурдности человеческого существования и тем большей необходимости в преодолении данного этапа развития общества.

13 М. Вебер vs. Л. Толстой: