Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4)А.Галкин.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Н. Г. Чернышевский "Что делать?"

  Сюжет. Сюжет романа непосредственно связан с его названием. Название романа "Что делать?" стало нарицательным вместе с двумя другими "проклятыми" русскими вопросами: "Кто виноват?" (по названию повести А.И. Герцена) и "Кому на Руси жить хорошо?" (по названию поэмы Н.А. Некрасова). Что делать кому и зачем? Роман не случайно посвящен жене Чернышевского Ольге Сократовне, так как в центре романа - судьба женщины, которая эмансипируется, "выламывается" из своего социального круга и постепенно, в результате духовной и интеллектуальной эволюции, пополняет ряды "новых людей". От насильственного брака со Сторешниковым, задуманного матерью Веры Павловны Розальской, Марьей Алексеевной, ее спасает Лопухов: он вступает с Верой Павловной в фиктивный брак, позднее сделавшийся настоящим, когда Вера Павловна прониклась подлинной любовью к "миленькому" - Лопухову. Далее Вера Павловна организует женскую швейную мастерскую, весь доход от которой справедливо распределяет среди самих работниц, а также "лицей всевозможных знаний" для работниц мастерской, где читают лекции "новые люди": Мерцалов, Кирсанов и др. Вера Павловна влюбляется в Кирсанова. Для того чтобы не мешать этой любви, Лопухов самоустраняется, жертвует собой и своей любовью к Вере Павловне, инсценирует самоубийство, превращаясь в Чарльза Бьюмонта. Свои поступки он объясняет теорией "разумного эгоизма", согласно которой человек ищет прежде всего выгоды для себя. Впрочем, в концепции Чернышевского теория "разумного эгоизма", созданная им на основе его "антропологического принципа" в философии, есть не что иное как альтруизм - жертва своим благополучием ради другого; по существу, об "эгоизме" здесь нет и речи.

  Финал романа - "перемена декораций", где появляются аллегорические фигуры: "дама в трауре", которая на сей раз одета в яркое розовое платье, розовую шляпу, белую мантилью, с букетом в руках, и "мужчина лет тридцати". Оба они отправляются на коляске в Пассаж. По мнению М.Т.Пинаева, "мужчина лет тридцати" - это сам Чернышевский, вышедший из Алексеевского равелина Петропавловской крепости на свободу, а в "даме в трауре" современники находили черты Ольги Сократовны Чернышевской, жены писателя. Путь в Пассаж означает возвращение к прежней жизни и реализация задуманных раньше планов. В 1861 году Чернышевский намеревался читать публичные лекции по политической экономии в Пассаже. Тогда ему не удалось этого сделать, но теперь, через два года, на практике (на страницах романа) осуществляется его мечта о программе воспитания и образования "трудящихся". Одним словом, произошла победа социалистической революции (Чернышевский считал, что она должна произойти в промежутке между 1863 и 1865 годом). "Дама в трауре" (горечь поражения революционных сил, страдания и боль революционеров) меняет одежду на праздничную, символизирующую победу революции и грядущую общественную гармонию.

  Сюжет романа Чернышевский создает на основе реальных типических жизненных событий, очевидцем и действующим лицом которых он сам являлся. Согласно точке зрения М. Яновской (статья "Столетние корни" в журнале "Октябрь", 1959, Љ 11), основой сюжета послужила драматическая любовная история друзей Чернышевского: М.Л. Михайлова, Л.П. Шелгуновой и Н.В. Шелгунова. Михайлов полюбил жену друга, и Шелгунов, убедившись, что его жена отвечает Михайлову взаимностью, предоставил ей полную свободу, вместе с тем остался лучшим другом Михайлова. Другая версия, высказанная Н.М. Чернышевской, опиравшейся на семейные предания, гласит, что в роли Лопухова оказался сам Чернышевский, поскольку его жена Ольга Сократовна полюбила полковника генерального штаба Ивана Федоровича Савицкого, позднее уехавшего в Галицию и возглавившего там повстанческое движение. Ольга Сократовна не скрыла о мужа свое чувство к другому (Чернышевская Н.М. "Озарена тобою жизнь моя..." (Николай Гаврилович и Ольга Сократовна Чернышевская). - в журнале: "Русская литература", 1978, Љ 1, с.128-129).

  Таким образом, настоящая любовь (ответ на вопрос "что делать?" в личном плане), эмансипация женщины ("что делать", чтобы спастись из "подвала" пошлой, мещанской жизни), альтруизм под именем "разумного эгоизма" ("что делать" и как относиться к людям), "новый образ человека", чистого и светлого, побеждающего все внешние преграды ("что делать" в общественном плане) и, наконец, неминуемые грядущие общественные перемены - все это образует единый тематический комплекс художественного целого романа. Эти темы пронизывают и взаимно дополняют друг друга.

  На полях:

  История публикации:

   Роман выходит в мартовском, апрельском и майском номерах журнала "Современник" за 1863 год. До сих пор кажется удивительным и парадоксальным факт публикации романа в возобновленном Некрасовым журнале после закрытия его правительством. Чернышевский начал писать свой роман в Петропавловской крепости 4 декабря 1862 года, закончил его 4 апреля 1863 года. Писатель отправлял главы романа в следственную комиссию, та, полагая, что цензурный контроль над романом должно осуществлять цензурное управление, отсылала части рукописи в "Современник". Цензор В.Бекетов не решился замахнуться на грозный авторитет Следственной комиссии и III отделения. В результате несогласованной работы двух бюрократических ведомств роман, который при обыкновенных обстоятельствах никогда не прошел бы цензуру, был опубликован. 21 июня 1863 года цензор Бекетов был уволен от должности. Первые части рукописи, прошнурованные и испещренные печатями Следственной комиссии, Некрасов, ехавший на извозчике от гостиницы Демута на угол Литейной и Бассейной к себе домой, выронил и потерял 3 февраля 1863 года. Бедный чиновник нашел на снегу рукопись, прочитал объявление о ее потере в "Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции" и отнес пропажу по означенному адресу, получив обещанное вознаграждение в размере пятидесяти рублей серебром.

   Одной из причин публикации романа, возможно, была неуверенность Следственной комиссии в виновности Чернышевского и в способности комиссии доказать вину обвиняемого. Однако "беллетристический рассказ" Чернышевского после опубликования его в "Современнике" был приобщен к делу в качестве вещественного доказательства вины Чернышевского.

  

   Наиболее сложными в символическом и аллегорическом смысле являются четыре сна Веры Павловны. Они представляют собой как сюжетно-композиционные узлы романа, так и выражение скрытой авторской идеологии, доведенной Чернышевским до умов современников и потомков сквозь препоны цензуры. В первых двух снах героиня освобождается из "подвала" (такое же спасение должны пройти тысячи других девушек), она порывает с "пошлыми людьми" старого мира и переходит в "общество чистых людей". В третьем сне Вера Павловна предчувствует новую любовь и второе замужество. В четвертом звучит ведущая тема романа - тема социального обновления человечества, увязанная с непременной женской эмансипацией.

   В первом сне Вера Павловна духовно прозревает, встречается с "Невестой своих женихов", другое имя которой - "Любовь к людям". Вера Павловна спасается сама и освобождает девушек из сырого, темного "подвала", исцеляя их от "паралича" (рабства). Такое исцеление от "паралича" символизирует в дальнейшем организацию трудовой артели из девушек-работниц. Символический образ "Невесты своих женихов", вероятней всего, навеян Чернышевскому религиозной поэзией (Чернышевский был сыном священника, глубоко верующим человеком; только в 50-е годы он окончательно отказался от своих религиозных убеждений в пользу атеизма и материализма).: "Невеста неневестная" - Богородица, Пречистая Дева Мария. "Невеста жениха" в то же время - Церковь, жених - Иисус Христос, а друг жениха - Иоанн Креститель, предтеча жениха, который крестит водой и ожидает Того, который будет крестить Святым Духом, придет на землю в силе и славе. Невольно Чернышевский в своем утопическом романе делает подмену: Вселенскую Церковь - на социализм.

   Источником второго сна Веры Павловны явилась книга Юстуса Либиха "Химия в приложении к земледелию и физиологии". Накануне сна Мерцалов и Лопухов спорили о химических основаниях земледелия на основании книги Либиха. Чернышевский создает символические образы "реальной грязи", "фантастической грязи", "фантастической гнилости", "дренажа". Все эти образы - своеобразный "эзопов" язык, должный обмануть цензуру, но разгаданный современниками писателя. Здоровые "колосья пшеницы", то есть "новые люди" (ср. с евангельским образом проросшего зерна, которое "даст много плода"), должны расти на хорошей почве (грязи) при условии трудовой жизни. Как убежден Чернышевский, "жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому самый верный признак реальности - деятельность". "Фантастическая грязь" (почва) порождает жизнь господствующих сословий морально развращенных и паразитирующих в обстановке роскоши и безделья, например Серж. На "фантастической почве" "здоровые колосья" не растут, за исключением "особенного человека" Рахметова. Чтобы гнилая, фантастическая грязь вновь обрела здоровье и стала "реальной грязью", нужен "дренаж" как способ ликвидации общественного неравенства, паразитизма, эксплуатации человека человеком. "Дренаж" - это революция и ее неизбежность. Отчасти это ответ на вопрос " что делать?" - в общественном плане. В личном же плане на него отвечает Вера Павловна: она спасается из "подвала", освобождает от него и других девушек, в финале становится врачом, обретает независимую профессию, эмансипируется от всего, что может ее связывать, она выбирает, кого ей любить.

   В третьем сне музыкально-эмоциональной увертюрой новой любви Веры Павловны служит романс Адель в исполнении знаменитой итальянской певицы Бозио, блиставшей на петербургской оперной сцене. Любовь-благодарность к Лопухову сменяется любовью-равноправием к Кирсанову. Во сне Вера Павловна читает свой дневник, страницы которого открываются "волшебной" рукой ее духовной руководительницы - "Невесты своих женихов". Из дневника она узнает об истинных своих чувствах к Кирсанову и умирании любви к Лопухову.

   В четвертом сне аллегорическая фигура "Светлая красавица", старшая сестра "Невесты своих женихов", вводит Веру Павловну в хрустальный дворец и показывает ей ряд исторических картин о положении женщины в прошлом, настоящем и будущем. Финикийская богиня Астарта символизирует женщину-рабыню; греческая богиня Афродита олицетворяет одновременно и царицу, и рабыню, ее красота сулит мужчинам наслаждение, но она по-прежнему несвободна (греческая богиня часто продает свою любовь); богиня средних веков - скорбная Непорочность, ей рыцари поклонялись и служили издалека, но коль скоро она становилась женой, она сражу же превращалась в подданную и рабыню. О "Светлой красавице" люди услышали от Руссо (значит, она появляется в дни Французской революции), она, в отличие от прежних несвободных богинь, несет женщинам свободу и имеет другое имя - Равноправность. В Хрустальном дворце Вера Павловна видит прообраз счастливого будущего, где нет "ни воспоминаний, ни опасений нужды и горя", где царят один вольный труд, довольство, добро и наслаждение. Перед взором героини проходит обновленная и ухоженная человеком природа: цветущие нивы, лимонные, апельсиновые, персиковые сады, дубовые, липовые, кленовые рощи. Там "бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю". В грядущем счастливом социалистическом обществе люди трудятся и одновременно поют, иные наслаждаются музеями, концертными залами, библиотеками; сотни актеров и певцов сменяют друг друга, сию секунду творя настоящее искусство. В этом сне рисуются оптимистические результаты того, что должны сделать многие поколения "новых людей", чтобы грёза сделалась явью.

  Герои романа. "Новые люди" и "особенный человек" Рахметов.

  В число "новых людей" входит Лопухов, Кирсанов, Мерцалов, Вера Павловна, Катя Полозова, Бьюмонт (он же Лопухов). "Новые люди" - это воплощение положительного идеала Чернышевского ("Недавно зародился у нас этот тип (... ) он знамение времени"). Как правило, "новые люди" - разночинцы, пробивающие себе дорогу в жизни своими руками, они свободны, и потому победители (ср.: Кирсанов, получивший кафедру, несмотря на происки врагов). В сцене загородной воскресной прогулки работниц мастерской Веры Павловны Чернышевский рисует смотр демократических сил, в числе которых студенты-медики, офицеры-артиллеристы, группирующиеся вокруг признанного лидера Лопухова. Понятно, что и Лопухов, и Кирсанов, и Рахметов - ригорист (от латинского слова rigor - твердость, строгость) являются агитаторами (на фабриках, в студенческих аудиториях) и рано или поздно станут профессиональными революционерами (Рахметов, по намекам. Разбросанным в романе, уже превратился в профессионального революционера из числа шести, встреченных автором). Под видом увеселительной прогулки происходит встреча руководителей революционных кружков Петербурга ("трех мыслителей"). Их полемика о неконсеквентности, (от фр.- непоследовательность), модерантизме (от фр. - умеренность) и буржуазности представляет собой спор о тактике и путях революционной борьбы, которые следует отвергнуть. Это еще один ответ на вопрос "что делать?" - в плане революционной тактики и стратегии. Нельзя быть непоследовательным в революционной деятельность (неконсеквентность), нельзя выбирать путь либералов-реформаторов с их умеренностью (модерантизм) и соглашательством с правительством, нельзя идти по пути "буржуазности", что означает на деле защиту несправедливых общественных отношений.

   Отдельно Чернышевский рисует "особенного человека" Рахметова, который специально готовит себя к поприщу профессионального революционера. Он "делает пробу" - лежит на гвоздях, чтобы проверить себя: готов ли он к пыткам ("Могу"). Он знакомится "только с людьми, имеющими влияние на других", он приобщается к жизни простого народа (возит воду, таскает дрова, копает землю, кует железо, становится богатырем-бурлаком и проходит всю Волгу, за что "товарищи по лямке" окрестили его ласковым именем Никитушка Ломов), наконец, он отказывается от любви, потому что (ср. разговор Чернышевского с Ольгой Сократовной перед женитьбой) не имеет права связывать другого человека, поскольку обречен на тюрьму, каторгу, а может быть, и смерть.

  На полях:

  В Саратове Чернышевский знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача. Их отношения напоминают отношения "новых людей" (Лопухова, Кирсанова) и Веры Павловны из романа "Что делать?". Позднее сама Ольга Сократовна, будущая жена Чернышевского, признавалась в том, что она послужила прототипом образа Веры Павловны. Чернышевский признается ей, что не может на ней жениться, потому что, скорее всего, будет арестован, окажется на каторге или виселице, поскольку в России будет бунт и он непременно в него ввяжется. Он предложил Ольге Сократовне руку и сердце с условием, что она ничем не будет связана, "не давая мне права считать вас своей невестой".

  "У меня такой образ мыслей,- говорил Чернышевский Ольге Сократовне, - что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость... Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков все растет. Нужно только одну искру, чтобы поджечь все это... Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьем, ни резня".