Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4)А.Галкин.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Н.А. Некрасов "кому на руси жить хорошо"

  Сюжет. Сюжетный замысел поэмы возник у Некрасова , как считает К. Чуковский, еще в 1853 году: в повести "Тонкий человек" в образе Потанина, управителя имения Адовщина, угадывается Ермил Гирин будущей поэмы.

  Некрасов проработал множество материалов великорусского фольклора: сборники Сахарова, Афанасьева, Барсова, Шейна, Даля и Рыбникова, а также лично собранные поэтом народные плачи, песни в деревнях Ярославской, Костромской и Новгородской губерний.

  Сюжет поэмы прост: семеро мужиков-странников задались вопросом, кто счастлив на Руси. Каждый из мужиков выступает идеологом, отстаивая в общем споре свой взгляд на вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" Каждый имеет свою точку зрения:

   Роман сказал: помещику,

   Демьян сказал: чиновнику,

   Лука сказал: попу.

   Купчине толстопузому!

   Сказали братья Губины,

   Иван и Митродор.

   Старик Пахом потужился

   И молвил, в землю глядючи:

   Вельможному боярину,

   Министру государеву,

   А Пров сказал: царю...

  Мужики задались целью отыскать счастливого в пореформенной России. Они встречаются и с помещиком, и с попом, и с крестьянами, но счастливого так и не находят: "Эй , счастие мужицкое! // Дырявое с заплатами, // Горбатое с мозолями, // Проваливай домой!"

  Главную проблему поэмы можно сформулировать стихотворной строкой из стихотворения Некрасова "Элегия" (1874):"Народ освобожден, но счастлив ли народ?"

   Фольклорно-сказочный зачин поэмы (пеночка человечьим голосом предлагает старику Пахому выкуп за своего птенца , которого он сжимает в кулаке, - скатерть-самобранку) мотивирует путешествие мужиков-странников и их поиски счастливого: в действительности, они были бы не в силах оторваться от своей земли, семьи. Однако скатерть-самобранка волшебным образом обеспечивает их едой, включая ведро водки в день, и даже "чинить, стирать, просушивать" будет она по их приказу, так что мужики-странники могут уже не заботиться о "хлебе насущном". Они торжественно поклялись друг другу, что не возвратятся к своим семьям до тех пор, пока наконец не отыщут на Руси счастливого.

   Впоследствии вопрос, поставленный Некрасовым, становится нарицательным и, наряду с двумя другими "русскими" вопросами ("Кто виноват?"(Герцен) и "Что делать?"(Чернышевский)), и в той или иной форме в дальнейшем разрабатывается русской литературой.

   По ходу путешествия крестьян-странников перед читателем предстает противоречивый, многоликий и неоднозначный образ народа, рисуется образ пореформенной России. В селе Клин семеро крестьян-странников встречают народ, который не знает, что делать после своего освобождения, народ бессмысленный, растерянный, разворовывающий имение уехавшего за границу помещика. Один мужик сбрасывает колонны с балкона ("точеные-то столбики"), другой вытаскивает из дома изразцы, третий отвинчивает ручки. Пятеро мужиков пытаются бреднем поймать последнего карася в господском пруду. Между тем у крестьянских изб содрана крыша и скормлена скоту, все избы с подпоркой, "как нищий с костылем", деревенские мальчишки от голода трясут яблоню с неспелыми яблоками, потому что все остальное уже съели. На беседке затерли часть букв ("Из слова благородного// Такая вышла дрянь"), "у девок каменных // Отшиблены носы!", от безделья мужики занимаются "диковинами", уничтожая все вокруг и отказываясь работать.

   Другой народ, который пытается утопить свое горе в пьянстве, изображен Некрасовым в главах "Сельская ярмонка" и "Пьяные". Напиваясь до бесчувствия, люди теряют человеческий облик. После ярмарки в селе Кузьминское пьяные расползаются по окрестным канавам и дорогам. Один парень закапывает "поддевку новую", утверждая, будто хоронит матушку. Два мужика вырывают друг у друга бороды. В канаве ссорятся бабы: кому тяжелее жить:

  Мне старший зять ребро сломал,

  Середний зять клубок украл,

  Клубок плевок, да дело в том -

  Полтинник был замотан в нем,

  А младший зять все нож берет,

  Того гляди убьет, убьет!..

  Мужик Яким Нагой в споре с Павлушей Веретенниковым показывает, что крестьянское горе имеет только один выход - кабак: вместо бунта все кончается вином.

  Нет меры хмелю русскому!

  А горе наше мерили?

  Работе мера есть?

  Вино валит крестьянина,

  А горе не валит?

   В поэме также рисуются образы крестьян, в которых пробуждается человеческое достоинство, они борются за справедливость и нередко побеждают (Яким Нагой, Савелий, богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна Корчагина, по прозвищу Губернаторша).

  Критерием подлинного достоинства крестьянства для Некрасова является не смирение, а бунт. Савелий бросает клич "Наддай!.. наддай!.. наддай!.." - и крестьяне в десять лопат живьем зарывают в яму управляющего - немца Фогеля, издевавшегося над крестьянами. Возвратившись с каторги, Савелий гордо отвечает на упреки домашних: "Клейменый, да не раб!"

  В этом же смысл крестьянских притч, которые крестьяне рассказывают друг другу во второй части поэмы "Пир - на весь мир". Притча "О холопе примерном Якове верном" повествует о том, как верный слуга помещика Поливанова, обездвиженного параличом, повесился у него на глазах на ближайшем дереве в отместку за то, что помещик забрил на 25 лет в рекруты племянника Якова верного. В притче "О двух великих грешниках" покаявшийся в грехах разбойник Кудеяр должен во искуплении своих убийств перепилить ножом, которым он убивал людей, столетний дуб. Кудеяр, получивший от Бога такое послушание, понимает, что перепилить этот дуб не хватит всей его жизни. Пан Глуховский, обидчик крестьян, смеется над кающимся Кудеяром и бахвалится своими грехами. В Кудеяре просыпается гнев - он убивает пана Глуховского тем самым ножом убийцы, как вдруг столетний дуб падает: грехи с Кудеяра сняты. Кудеяр защитил крестьян от душегубца. Значит, не покорность спасает крестьян от несправедливости и зла, а бунт, по убеждению Некрасова.

   Матрена Тимофеевна Корчагина, одна из немногих, добивается справедливости: возвращает своего мужа Филиппа, оказавшегося жертвой обмана, из рекрутчины, поскольку тот был отправлен в солдаты не в свой черед (уже взяли из семьи одного сына). Ее минутное счастье только подтверждает горькую истину: "Ключи от счастья женского... // Заброшены, потеряны // У Бога самого!"

   Народ, в котором вызрели семена рабства, хамства, презрения к своим собратьям, изображен Некрасовым в образе "любимого раба князя Переметьева", сорок лет "лизавшего" за господином тарелки и допивавшим "напитки иностранные", заработавшего на службе почетную барскую болезнь - подагру, а также в образе "страшного грешника" Глеба-старосты, который пренебрег приказом своего господина - "аммирала-вдовца", давшего вольную восьми тысячам своих крестьян, хранить пуще глаза золотой ларец с вольной; Глеб польстился на посулы наследника и уничтожил завещание, закрепив еще на десять лет своих братьев - крестьян.

   С образами народных заступников (Ермила Гирина и Гриши Добросклонова) связано решение проблемы счастья. Ни поп, идеал счастья которого - "покой, богатство, честь", ни помещик, тоскующий по дореформенной России, когда в своем имении он был царь и бог ("Закон - мое желание! // Кулак - моя полиция! // Удар искросыпительный, // Удар зубодробительный, // Удар скуловорррот!.."), не могут назвать себя счастливыми. В результате реформы крепостного права

   Порвалась цепь великая,

   Порвалась, - расскочилася:

   Одним концом по барину,

   Другим по мужику!

  И только народные заступники обретают счастье, вопреки тому, что их ждет "чахотка и Сибирь", поскольку они выбирают "тесную, честную дорогу" борьбы за "униженных, обиженных". Ермил Гирин возглавляет стихийный бунт крестьян, освобожденных от крепостного права без земли, и оказывается на каторге. Счастье народных заступников - в служении народу. Вот почему последние строки поэмы, посвященные Грише Добросклонову, - апофеоз счастья:

   Звуки лучезарные гимна благородного

   Пел он воплощение счастия народного.