Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4)А.Галкин.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

И.А. Гончаров "Обломов"

  

  Имя. Фамилия Обломова значащая (от глагола "обломиться", "ломаться"): он сломлен жизнью, пасует перед ее трудностями и проблемами. Имя Обломова - Илья Ильич - самозамкнуто, так как бездеятельный и бесплодный способ существования предков героя находит в нем конечное завершение.

  Сказочный богатырь Илья Муромец, как известно из русской сказки, до 33 лет, больной, лежал на постели недвижимый. Возможно, имя героя навеяно Гончарову ассоциацией с русским богатырем. Впрочем, Илья Обломов проходит путь, обратный пути Ильи Муромца: он свои богатырские силы похоронил на постели и лёг в гроб, сменив диван на "сырую землю".

  Штольц (Stolz - гордость (по-немецки)). Штольц может гордиться собой: своей энергией, умом, практической сметкой и расчетливостью, своей удачливостью в жизни, наконец.

  Сюжет. Гончаров подвергает Обломова испытанию любовью. По выражению Н.Г. Чернышевского, "русский человек на рандеву" терпит фиаско. Обломов повторяет в этом смысле путь Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Тентетникова (героя 2-го тома "Мертвых душ"). Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру (ср. имена влюбленных: Илья Ильич - Ильинская). Поначалу, под влиянием любви, он вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его, он перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников, избегает Ольги (разлившаяся Нева служит непреодолимым препятствием для свиданий с ней), возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры Агафьи Матвеевны Пшеницыной, так что Ольга Ильинская отвергает его робкую, зависимую, безвольную натуру как не отвечающую ее идеалу подлинной личности:"Ты кроток, честен, Илья, <...> ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого..." Языком любви Ольги и Обломова были цветы, природа, книги; теперь же в сближении героя с Агафьей Матвеевной главную роль играют "круглые локти" хозяйки, "еще с ямочками" (Н. Пруцков). Обломов смотрит на Пшеницыну с таким же удовольствием, как "на горячую ватрушку". Постепенно он превращается в "ком теста".

  Мухояров и Тарантьев, воспользовавшись душевной добротой, терпимостью и неопытностью Обломова, пригрозили ему скандалом и заставили подписать фальшивое заемное письмо, данное вдове Пшеницыной, чтобы доходы с имения Обломова текли им в карман. "Голубиная" натура героя, таким образом, способствует тому, что вокруг него "мельтешат" обманщики всех мастей.

  Штольц, как добрый ангел-хранитель Обломова, спасает его от Мухоярова и Тарантьева, возвращает доход с имений. Агафья Матвеевна Пшеницына заботится о нем, вкусно и обильно кормит его. Обломов достигает своего идеала, "хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян <...> он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками..." Обломов получает два апоплексических удара и умирает.

  Главные герои.

  Реальным прототипом образа Обломова являлся сам Гончаров (ср. письмо Гончарова Ю.Д. Ефремовой от 20 августа 1849 г. о своем пребывании в Симбирске: "Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба..."). Современники отмечали сходство Гончарова с Обломовым, однако признавали в писателе талант и трудолюбие: "под спокойным обличием Гончарова укрывалась от нескромных или назойливо любопытных глаз тревожная душа <...>, он был большим тружеником" (А.Ф. Кони). "Джентльмен из "Соединенного общества" <...> с душою чиновника, без идей и с глазами вареной рыбы, которого Бог будто на смех одарил блестящим талантом" - так отзывался о Гончарове Ф.М. Достоевский.

  Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Принято считать, что образ героя сугубо отрицательный, однако Обломов рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: "в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца".

  Портрет Обломова также двойствен: "приятная наружность" и "отсутствие всякой определенной идеи" в лице; мягкость движений и грация, и вместе с тем тело "казалось слишком изнеженным для мужчины". Обломов, по выражению Штольца, "наспал свои недуги": "обрюзг не по летам", у него "сонный взгляд", "дряблые щеки", на него нападает нервический страх: его пугает окружающая тишина.

  Халат Обломова, "восточный <...>, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него", становится символом его лени. Штольц и Ольга Ильинская стремятся вытащить его из халата, но, когда Обломов окончательно сдается, отказывается от жизненной борьбы, бежит от любви к Ильинской в сон и привычное безделье, халат вновь облекает его тучное тело.

  Судьба Обломова - череда неудач, разочарований и жизненных поражений. В детстве он учился кое-как, ибо учение считал "за наказание, ниспосланное небом за наши грехи", по окончании образования "голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий", "как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний". Служба ему не удалась, так как он не видел в ней смысла и робел в присутствии начальства, когда же однажды случайно отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, слег в постель, а после с перепугу подал в отставку. Любви Обломов не испытал, ибо "к сближению с женщинами ведут большие хлопоты". Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами, впрочем, его идеи ограничивались пылкими мечтаниями на диване, здесь же он, подобно Манилову, предавался "наслаждениям высоких помыслов", исполнялся презрения "к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу", загорался "желанием указать человеку на его язвы". Но порывы Обломова кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и день за днем он следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.

  Вялый, нерешительный, пассивный, неспособный к жизненным испытаниям характер Обломова сформировался в Обломовке. Сон Обломова - пародийно-ироническая идиллия "золотого века", безмятежного существования жителей Обломовки - рисует тот самый образ жизни, который Гончаров считает губительным для современников.

   Интересы семьи Обломова сосредоточены на еде, домашних заботах и сне (послеобеденный сон - "истинное подобие смерти", когда спит весь дом, вся деревня). Отец Обломова "день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду".

  Хозяйством никто не занимается, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву. Присланное в Обломовку письмо четыре дня не распечатывают, опасаясь дурных вестей. Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость: слуги Васька, Ванька, Захарка все делают за него. Он рос, "как экзотический цветок в теплице <...>. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая". В Обломове воспитали лень, барство, презрение к крепостным слугам: Захар натягивал 14-летнему барину чулки, "а чуть что покажется ему не так, то он подает Захарке ногой в нос". Вот что заложило основы "обломовщины" - праздного и порочного барского образа жизни!

  Вопреки полученному воспитанию в атмосфере праздности и лени, Обломов обладает способностью глубокого проникновения в суть вещей, вытекающей из его природной наблюдательности. В споре со Штольцем он справедливо критикует внутренне бесплодную деятельность дворян его круга: погоню за чинами, лицемерие, суету, сплетни светского общества, лживость, зависть, злобу, скуку. По существу, подобная деятельность сродни обломовскому безделью: она так же порочна.

  Взамен Обломов провозглашает собственный идеал, правда, этот идиллический идеал - подновленная и перелицованная "обломовщина" обломовцев, это - утопия, невозможная в действительности: "обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею <...> мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия...".

  Трагизм образа Обломова в том, что "борьба внутренних сил в нем самом" (Цейтлин) кончается поражением. Обломов не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа "обломовщины" предначертала его жизненный путь (Пруцков). Иначе говоря, Гончаров, рисуя образ Обломова, показывает трагическую судьбу современников, так и не отыскавших в себе силы быть достойным прожитой жизни. Без сомнения, трагический колорит николаевской эпохи, где все было расписано по ранжиру и выстроено "в линейку", также не способствовал жизнеспособности поэтических и мечтательных личностей типа Обломова.

   Штольц, в противоположность Обломову, по замыслу Гончарова, должен был стать образцом и примером для подражания. С него современники писателя должны были бы лепить себя. В образе Штольца Гончаров хотел гармонично соединить такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевную тонкость, эстетическую восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность.

  Образ Штольца создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца ("отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места"); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры ("она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки <...>, пела ему о цветах, о поэзии жизни <...> мечтала с ним о высокой роли..."). Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако этому помешало русское окружение Штольца ("Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!"), а также княжеский замок в Верхлёве с портретами изнеженных и гордых дворян "в парче, бархате и кружевах". "С одной стороны Обломовка, с другой - княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера".

  Штольц, в отличие от Обломова, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром он выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Штольц блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Штольц ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

  Образ героя строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Штольца - мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости..." Идеал жизни Штольца - непрестанный и осмысленный труд, это - "образ, содержание, стихия и цель жизни". Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обломовым, называя утопический идеал последнего "обломовщиной" и считая его вредным во всех сферах жизни.

  В отличие от Обломова Штольц выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в нем сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: "работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой <...> как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взтояда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок".

  В дружбе с Обломовым Штольц тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

  Образ Штольца, по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля ("Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!"), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Штольца должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость героя не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу. Штольц, кажется, похож на наш современный тип "нового русского", умного, энергичного, заботящегося о России. Но опять-таки это не что иное, как идеальная конструкция, попытка выдать желаемое за действительное.

  Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в его образе, наносит ущерб художественности. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Штольц "слаб, бледен", что "из него слишком голо выглядывает идея". Чехов выражался резче: "Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен" (письмо 1889 г.).