Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на экзамен.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
375.81 Кб
Скачать

37. Действия при захвате заложника в помещении суда.

В ходе подготовки и проведения заседания суда, при условии неудовлетворительной охраны подсудимых, а также в случае невнимательности судебных приставов и конвоя может возникнуть ситуация захвата заложника как в зале судебного заседания, так и в иных помещениях суда. В ходе захвата заложника преступники могут использовать холодное или огнестрельное оружие, а также ручную гранату или малогабаритное взрывное устройство. В практике захвата заложников довольно распространенным холодным оружием является шило или остро заточенная спица, лезвие безопасной бритвы, a так же нож с узким лезвием (стилет). В качестве огнестрельного оружия могут быть использованы как однозарядные самодельные устройства, так и оружие отечественного или импортного производства.

В случае захвата заложников в здании суда, судебные приставы немедленно сообщают об этом в территориальный орган внутренних дел, дежурному Службы судебных приставов, а также председателю суда. Помещение, в котором находится преступник с захваченным заложником, блокируется, а посторонние лица удаляются из зоны возможного общения с преступником.

Практика свидетельствует, что до прибытия на место руководства, группы захвата, а также тех, кто может квалифицированно вести переговоры с преступником, не следует удовлетворять каких-либо требований с его стороны. Следует сослаться на то, что данный вопрос не относится к компетенции судебного пристава, и требуется время для его согласования.

Если требования преступника обоснованы и причиной происшествия явились неправильные действия (бездействия) судебных работников, то следует предложить преступнику проведение переговоров с председателем суда и прокурором. Следует учитывать, что к проведению переговоров с преступником целесообразно допускать одновременно не более двух человек.

В кратчайшее время принимаются меры к установлению личности преступника (если она неизвестна), выясняется состояние его здоровья (вменяемость), место жительства, наличие родственных и иных связей. По прибытии к месту руководства группе захвата сообщаются полученные сведения и выполняются указания лиц, проводящих операцию по освобождению заложников.

Эти общие рекомендации в реальной ситуации могут быть существенно скорректированы складывающейся обстановкой. Например, в случае захвата вооруженным лицом в зале суда в качестве заложника судьи или прокурора, в случае взятия в заложники одним подсудимым своего подельника или адвоката. В этих случаях основная нагрузка по проведению переговоров с преступником и освобождению захваченных лиц ложится непосредственно на судебного пристава и конвой.

К числу правил эффективного проведения переговоров с преступниками можно отнести следующие:

1. Не следует спешить с оценками ситуаций, конкретными решениями и действиями, следует уметь видеть подвох в предложении преступника. Например, его требование опустить оружие может преследовать простую цель - выстрелить в судебного пристава, который в момент переговоров держит преступника под прицелом. Поэтому мировая практика свидетельствует, что в случае близкого расположения с лицом, захватившим заложника, его следует постоянно держать под прицелом и при малейшей возможности застрелить или серьезно ранить в случае, если риск ранения заложника минимален, а сама схема действий судебного пристава укладывается в рамки практически обоснованного риска.

2. В общении с преступником на близком расстоянии следует использовать для достижения цели все шансы и готовиться к возможности худшего развития событий, например, к тому, что, реализуя свою угрозу убить заложника, преступник его незначительно поранил. В этом случае спокойно реагировать на кровь заложника, его крик о помощи и просьбы подчиниться требованиям преступника. Это возможно делать лишь в том случае, если имеется запасной вариант достижения цели нейтрализации преступника. Например, судебный пристав, стоящий напротив преступника, соглашается на требование положить оружие, видя что его напарник или работник милиции, находящийся в зале суда в гражданской одежде, показывает, что готов нейтрализовать лицо, захватившее заложника. В этом случае выполнение судебным приставом требования преступника является ничем иным, как обыкновенным отвлечением внимания от того, кто его будет задерживать (а возможно, просто застрелит). Например, если преступник в зале суда требует освободить из-под стражи своего товарища и угрожает применением гранаты, то одному из судебных приставов следует постоянно держать его под прицелом и вести переговоры, используя различные техники, а задача другого приблизиться к преступнику сзади и постараться схватить кисть руки, держащую гранату, для предупреждения взрыва.

3. В ходе переговоров следует учитывать различия в понимании и доказать преступнику, что его требования услышаны, а возможно, и выполняются.

4. Правила демонстрации силы и экономии эмоций должны сочетаться с просчетом вариантов развития событий. Например, если преступник требует выпустить его с заложником из зала, то, с одной стороны, это делать нежелательно. Но если судебный пристав знает о нахождении в коридоре суда группы задержания, то выполнение требований преступника сопровождается предложением отпустить заложника на пороге зала суда, за что ему предлагается передать ключ от двери. Подобный торг вполне уместен и конструктивен, так как преследует главную цель - спасти человека и нейтрализовать преступника.

5. В процессе переговоров с лицом, захватившим заложника, ему нужно дать возможность высказаться. Обещая преступнику выполнение его требований, следует говорить хотя бы часть правды. При высказывании нереальных требований, их сразу же следует пресекать, а в случае поиска преступником ходов к отступлению, ему следует дать возможность оправдаться. Подобная ситуация может сложиться в том случае, если требования преступника не поддерживает, например, подсудимый, которого нападающий пытается ocвободить из-под стражи. В этом случае следует на некоторое время оставить преступника в информационном вакууме для создания чувства неуверенности в своих силах и невозможности реализовать задуманное. Затем участникам переговоров следует смягчить свою позицию и создать у нападающего иллюзию надежды, что его действия, возможно, не получат жесткой правовой оценки, а следовательно, отрицательные последствия для него будут минимальные.