Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История и философия классической науки

..pdf
Скачиваний:
69
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
16.47 Mб
Скачать

звезд. Более того, космическая механика Ньютона, в сущности, есть динамика солнечной системы, и имен­ но в ней ищет Ньютон центр мира»383.

Таковы философско-теоретические и методологи­ ческие предпосылки анализа механики Ньютона, ос­ новные положения его теории всемирного тяготения, учения о массе, пространстве и времени. Научная программа Ньютона носила исторический характер. Развитие механики в конце XVII —первой трети XVIII вв. подтвердило правоту многих ее положений. Клас­ сическая механика сыграла глубоко революционную роль не только в науке, но и в материальном и идейном развитии общества в целом. В науке стройная и вместе с тем, содержавшая нерешенные проблемы — исход­ ные пункты дальнейшего развития — система, универ­ сальная научная картина мира, разработанная с неиз­ вестными предшествовавшим временам строгос­ тью и однозначностью, опиравшаяся на сравнительно многочисленные четкие и точные эксперименты, была основой дальнейших шагов. В XVIII в. механика Нью­ тона показала и свою практическую ценность в ходе английской промышленной революции, а за Ламаншем Вольтер («Философские письма») сделал «Начала» оплотом борьбы против церкви, борьбы, подготовившей французскую революцию.

383 Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. С. 230.

тия — патент. Этот тяжелый труд на протяжении пяти лет подорвал хрупкое здоровье Паскаля. Однако после завершения работ над вычислительной машиной Пас­ каль с огромным энтузиазмом начинает серию экспе­ риментов с вакуумом. Он закладывает основы гидро­ статики. Паскаль устанавливает возможность измере­ ния высоты местности при помощи барометра, открывает закон давления жидкостей и, основыва­ ясь на нем, изобретает гидравлический пресс. Пас­ калю также принадлежит вычисление общего веса атмосферного воздуха, очень близкое к современным расчетам.

Опыты с пустотой привели Паскаля к выводу о существовании «видимой пустоты» (т. е. вакуума) — пустого пространства, не заполненного никакой изве­ стной в природе и чувственно воспринимаемой мате­ рией. Эти исследования привлекли внимание иезуи­ тов, стоявших на страже схоластической науки. С од­ ной стороны, Паскаль опроверг аргументы о невозможности существования пустоты, а с другой — он более глубоко занялся проблемой строгого обосно­ вания своих научных исследований.

Следующий важный этап в научных открытиях Паскаля связан с математикой. Он вводит понятия: «число сочетаний», «математическое ожидание». Впер­ вые в истории математики Паскаль сознательно при­ меняет метод полной математической индукции.

Паскаль, используя свой нестандартный ум, мето­ дику парадоксов, приходит к открытию терминов «бес­ конечно большие» и «бесконечно малые» величины. Логика движения вперед приводит его к мысли о бес­ конечности окружающего нас мира. Именно в области математики Паскаль делает свои важнейшие откры­ тия. За сравнительно короткий период своей жизни Паскаль написал целый том математических трудов, в которых настолько далеко продвинулся в научных ис­ следованиях, что историки математики единодушно признают в нем ближайшего предшественника Нью­ тона и Лейбница.

Перечислим только основные математические до- 266 стижения Паскаля: основы теории вероятностей и

понятие математического ожидания; основные форму­ лы комбинаторики (число сочетаний и пр.); свойства биноминальных коэффициентов (развито Ньютоном); принципы интегрального исчисления (замена перемен­ ных и интегрирование по частям); расчеты объемов и центров тяжести циклоид.

Паскаль не оставил после себя ни одного целостно­ го философского трактата, тем не менее, в истории философии науки он занимает вполне определенное место. Как философ Паскаль представляет в высшей степени своеобразное сочетание скептика и пессимис­ та с искренне верующим мистиком; отголоски его фи­ лософии можно встретить даже там, где их менее всего ожидаешь. Многие из блестящих мыслей в несколько видоизмененном виде повторяются Лейбницем, Руссо, Шопенгауэром, Львом Толстым, Вольтером. Последние годы жизни Паскаля были рядом непрерывных физи­ ческих страданий. Он выносил их с изумительным ге­ роизмом. Потеряв сознание после суточной агонии, он умер 19 августа 1662 года, тридцати девяти лет отроду.

Основные работы, изданные и неопубликованные; «Трактат о звуках», «Опыт о конических сечениях», «Новые опыты, касающиеся пустоты», «Рассказ о ве­ ликом эксперименте равновесия жидкости», «Трактат о пустоте», «О равновесии жидкостей», «О тяжести воздушной массы», «Трактат об арифметических тре­ угольниках», «О свойствах делимости чисел», «О со­ четаниях», «Сложение числовых множеств», «Трактат 0 рулетте», «О геометрическом уме и об искусстве убеждать», «Письма к провинциалу», «Мысли».

1 81. Философия науки Б.Паскаля_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Творчество Паскаля многообразно, отличается яр­ ким новаторством, широтой и глубиной теоретическо­ го анализа, методологической зрелостью, а также прак­ тическим применением ряда научных результатов. Главный вопрос, по которому нет общего мнения сре­ ди исследователей его наследия и изучающих его тру­ ды, является ли Паскаль философом или нет? Одни

считают, что Паскаль не может считаться философом, поскольку у него нет стройной философской системы, присущей мыслителям того времени. Другие, наоборот, полагают, что Паскаль оставил, несмотря на очень короткую прожитую жизнь, огромное научно-философ­ ское наследие. Третьи вообще объявляют Паскаля ос­ новоположником экзистенциализма, хотя большинство философов склонны полагать, что экзистенциализм зародился через пару веков после его смерти.

«Паскаль-ученый неотделим от Паскаля-философа и даже нередко сбивает с толку Паскаля-христианина. Ясный и точный язык, краткость фразы, логическая последовательность, концептуальность, общность вы­ водов, гибкость анализа и синтеза — все эти особенно­ сти научного стиля Паскаля и проявляются в его фи­ лософских и даже теологических произведениях»385.

Вот только два его афоризма о философии: «Сме­ яться над философией — значит истинно философство­ вать», «Философия не стоит и часа труда» — приводят в смятение своей парадоксальностью.

Если значимость научного и литературного твор­ чества Паскаля никогда не подвергалась сомнению, то философский аспект его идейного наследия неоднократ­ но ставился под вопрос. Начали «отлучать» Паскаля от философии французские просветители, а затем эту традицию продолжили в XIX веке В.Кузен, в XX веке В.Виндельбанд и др., хотя в настоящее время это давно пройденный этап в паскалеведении, некоторые авто­ ры до сих пор считают своим долгом вернуться к «апо­ логии» Паскаля-философа.

Паскаль не отвернулся от философии. Он от при­ роды обладал глубокой философской интуицией, под­ час безошибочно нащупывал область «проблематичес­ кого и вечно проблематического» в философии. Его ищущий и кипучий ум всю жизнь терзался проблема­ ми «предельных оснований» бытия и познания, исти­ ны и лжи. Каких бы вопросов ни касался Паскаль, они неизбежно получали философский резонанс.

385 Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Рес­ публика, 1994. С. 48.

Паскаль — парадоксальный философ, чрезвычай­ но противоречив, своеобразен до странности и неожи­ данности386 . Главное противоречие его мировоззре­ ния — между разумом и верой, наукой и религией. Особое место Паскаля в философии этого периода, его противостояние существующей метафизике обусловле­ но реальным противоречием между наукой и традици­ онной философией. Новая философия была ориентиро­ вана на науку, эксперимент и практическое освоение мира. Однако в немалой степени в ней сохранились и умозрительность, и абстрактность, и априоризм, особен­ но характерные для рационалистических систем, что вызвало протест Паскаля, воспитанного в традиции конкретного изучения действительности. Паскаль кри­ тиковал существующую философию за ненаучность, а с другой стороны, за своеобразный культ науки в ней, т. е., по существу, за сциентизм (если использовать более поздний термин). Паскаль подмечает также противоре­ чие между прогрессом научного знания и благоденстви­ ем человечества. Он с грустью констатировал, что все успехи «отвлеченных наук» не сделали счастливее бед­ ное человечество. Свой научный разум, изуверившись в истинности светской философии и справедливости социального порядка, Паскаль хотел «упростить» с по­ мощью религии. Здесь возникает другой парадокс Пас- каля-мыслителя и Паскаля-христианина. В его «аполо­ гии христианской религии» слишком много светских, в том числе «каверзных» для веры вопросов. В его аполо­ гии религии, согласно Вольтеру (в «Мыслях»), есть та­ кие «рассуждения, которые как будто служат для того, чтобы плодить атеистов».

386 Примером являются его «Мысли». Паскаль писал свои за­ метки на больших листах бумаги и отделял одну от другой жирной чертой. Готовясь осенью 1658 года выступать перед своими друзь­ ями в Пор-Рояле с рассказом о плане «Апологии», он разрезал эти листы на более мелкие и распределил их, сообразно теме, по раз­ ным «связкам», или сериям. Таких серий, непосредственно пред­ назначавшихся для будущего труда, он успел разложить и озагла­ вить в количестве двадцати восьми. С января 1959 года болезнь мешала продолжить это занятие. Оставшиеся 34 серии включают и заметки, касающиеся самых разнообразных предметов. Их до­ полняют фрагменты, дошедшие до нас из прочих источников.

Нетрадиционный характер его философии, «све­ жий» взгляд на вещи, умение видеть истину с разных сторон и через противоположности, склонность к афо­ ризмам создают благоприятную почву для «игры пара­ доксов» в его произведениях. Для него важны не толь­ ко строгая логика изложения и доказательная сила аргументов, но и простота, доходчивость, эмоциональ­ ная яркость в сообщении истины.

Важно отметить у Паскаля связь парадоксов с его диалектикой. Диалектика Паскаля исторически специ­ фична: глубинную суть паскалевской диалектики со­ ставляет совпадение противоположностей, а формой ее выражения нередко оказывается парадокс. «Условно говоря, — пишет Г.Я.Стрельцова, — «парадоксальная диалектика» Паскаля является характернейшей особен­ ностью его философии наряду с понятиями «сердца» и бесконечности, а также ее «экзистенциальным измере­ нием и принципиальной несистематичностью» 387

Паскаль не принимает абстрактной философии, спекулятивных рассуждений, умозрительных истин, схоластических догм. У него критическое отношение к традиционной метафизике, «романтическим гипо­ тезам», абстрактно-умозрительному решению чело­ веческих проблем и, в целом, к философским систе­ мам. Никакая замкнутая философская система не может схватить ни полноты, ни бесконечного много­ образия действительности. Паскаль — за бессистем­ ную философию, точнее «принципиальную несистемность». Все выше отмеченное, отсутствие специ­ альных философских работ у Паскаля создает определенные трудности анализа им основных фи­ лософских проблем.

Поэтому, на наш взгляд, осуществить анализ ос­ новных философских проблем науки в его наследии, прежде всего онтологических, представляется возмож­ ным в основном только через рассмотрение теорети­ ко-философских истоков его мировоззрения, которые обнаруживают специфику идейных симпатий и анти­ патий, «проблемное поле» его исканий.

270

387 Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. С. 64 —65.

«Общепризнанным в западном паскалеведении считается влияние на Паскаля Монтеня, Декарта и Августина. В качестве истоков тех или иных его взгля­ дов называют также идеи Платона, Эпикура, Фомы Аквинского, Дунса Скота, Пьера Шаррона, Гуго Гроция, Гоббса, К.Янсения, аббата Сен-Сирена. Наконец,

вряде размышлений Паскаля видят реминисценции идей Николая Кузанского и Фрэнсиса Бэкона, хотя о них он нигде не упоминает. Второй ряд источников лишь отчасти достоверен, ибо трудно сказать, читал ли Паскаль Платона, Дунса Скота, Гроция или знал о их концепциях из вторых рук. Кроме Платона никто из них не упомянут Паскалем. Собственно, не в упомина­ нии дело, а в действительном влиянии»388.

На Ф.Аквинского Паскаль ссылается в «Письмах к провинциалу» и в «Сочинениях о благодати», но в учении о Боге следует, скорее, за Августином, не раз­ деляя концепции Аквината о гармонии веры и разума. Аристотеля он иногда упоминает в «Мыслях» и в чет­ вертом письме к провинциалу389

Что касается реминисценции идей в философии Паскаля, то это явление — совсем необязательно ре­ зультат прямого или косвенного влияния, но, скорее, идейных и общекультурных веяний времени и некото­ рых философских и религиозных традиций, избежать которых, разумеется, Паскаль не мог. Так, о влиянии Д.Скота говорят лишь в связи с францисканской тра­ дицией с ее культом воли и любви в богопознании в противовес томистской традиции с ее рационализмом

вбогословии. Влияние П.Шаррона вполне покрывает­ ся влиянием Монтеня, ибо первый в своем «Трактате о мудрости» реализовал лишь часть обширного содер­ жания «Опытов» второго. К Н.Кузанскому можно воз­ водить представления Паскаля о бесконечности, «уче­ ном незнании», «бесконечности в большом» и т. п.гно сам Паскаль нигде об этом не упоминает. Паскаль четыре раза упоминает о Платоне в работе «О геомет-

388 Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. С. 65.

389 Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Ж ак де Лабрюйер. Характеры. М., 1974. С. 167.

рическом уме и об искусстве убеждать». Он ироничес­ ки отзывается об определении человека, встречающем­ ся в диалогах Платона.

В целом, круг изучения философских работ Паска­ лем не столь обширен, как у Аристотеля, Декарта, Дидро и др. Учитывая сугубо домашнее образование и довольно позднее обращение к философии, он доста­ точно начитан и в античной, и в новой философии и имеет о ней довольно оригинальное и глубокое пред­ ставление. Новаторство же Паскаля отчасти вытекало из незнания им тех традиций и штампов, в которых развивалась европейская философия.

Рассмотрим кратко основные философско-теоре­ тические идеи, которые были заимствованы и проана­ лизированы, развиты Паскалем.

Здесь первое место по значимости занимают идеи М.Монтеня («Опыты»). Нередко используя материал, цитируя, размышляя над его выводами, часто не согла­ шаясь с его положениями, Паскаль творчески разви­ вает концепцию «нового знания» и «новой науки». Страстный отклик у Паскаля находит смелая борьба Монтеня с авторитаризмом, косностью и догматизмом схоластической философии. Все эти идеи Монтеня находят оригинальное развитие в предисловии к «Трактату о пустоте» Паскаля, в котором он кратко

 

набрасывает программу науки Нового времени390

 

В «Мыслях» есть идущее от Монтеня описание приро­

 

ды, многообразия ее форм, бесконечной и универсаль­

 

ной взаимосвязи с ней. Подобно Монтеню, он крити­

 

кует нравы светского общества, их лицемерие, лжи­

 

вость и суетность и отзывается с уважением о народе.

 

Паскаль следует за Монтенем в своей оценке роли и

 

возможностей человеческого разума в жизни и позна­

 

нии. Он видит великую силу разума и его слабости и

 

недостатки. Главный недостаток разума, по его мнению,

 

состоит в его небескорыстности, подверженности вся­

 

кому влиянию. Не сомневается Паскаль в ценности

 

научного познания, в возможностях прогресса позна-

1ГН1

390 Pascal В- Preface fur le Traite du vide / / Oeuvres completes.

I l l

c - 230 -232 .