Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / Nikolaeva_E_I_-_Psikhofiziologia.doc
Скачиваний:
769
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
9.09 Mб
Скачать

Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции движений

Существуют многочисленные методики релаксации, связанные с расслаб­лением мышц через мысленное представление некоторых ощущений (на­пример, потепления и кровенаполнения соответствующей части тела). В этом случае само представление о каком-то ощущении ведет к реальному возникновению этого ощущения и постепенному расслаблению мышц. Одно только воображение того, что рука напряжена, выявляет повышение электрической активности в соответствующей мышце (Jacobson, 1938; 1951).

Размышление человека о приятных событиях в его жизни изменяет то­нус мышц, участвующих в формировании улыбки, а мысли о печальном из­меняют активность мышц, включенных в формирование эмоции грусти на лице (Schwartz e. а., 1976).

Анализ импульсной активности нейронов позволяет допустить существо­вание достаточно жестких форм программирования движений, при которых вероятностный сигнал сразу встраивается в уже готовую конструкцию слож­ного сенсомоторного синтеза, выработанного в процессе предварительной тренировки. Торможение выступает в качестве ведущего процесса ограни­чения степеней свободы для вывода на поведенческий уровень единствен­но адекватной двигательной программы. Таким образом, сложнейшей фун­кцией мозга является формирование последовательности движений и пред­видение ее реализации (Батуев, 1991).

Морфологически эта способность связана с премоторной корой и дру­гими ассоциативными областями коры. Воспроизведение запрограммиро­ванной последовательности движений обусловлено возможностью лобной ассоциативной коры запоминать и хранить в памяти такие последователь­ности. Вероятнее всего последовательность и содержание событий кодиру­ются некоторым сокращенным способом, например, по ведущему сигналь­ному признаку. Высшим отражением такого кодирования у человека явля­ется вербализация основных понятий движения (Батуев, 1991). Управление движением строится на системе внутренних представлений о модели свое­го тела (Гурфинкель, Левик, 1995). Нарушение этой модели может приво­дить к разнообразным расстройствам схемы тела.

Иерархическая структура управления движением позволяет в любой мо­мент осознанно контролировать движения. Однако, как в случае с игрой на музыкальном инструменте или со сложным движением спортсмена на Олим­пийских играх, это вмешательство может лишь разрушить такую гармонию.

Словарь

Апраксин —

отсутствие способности выполнять заученные действия по словесной команде.

Иерархическая структура управления движением

система многоуровневой регуляции двигательной активности. Предложена отечественным исследователем Н.А. Бернштейном. Самая низкая ступень иерархии представлена уровнем А, осуществляющим управление мышцами туловища и шеи и обеспечивающим тонус мус­кулатуры. Анатомически он представлен руброспинальным трактом. Средняя ступень иерар­хии определяется уровнем В, контролирующим стереотипные движения, в которых участву­ют большие группы мышц. Анатомически он представлен таламо-паллидарной системой. Уровень С связан с пирамидностриарной системой, а уровень D — с теменнопремоторными корковыми областями мозга. Последний контролирует выполнение предметных действий. Уровень Е связан с работой лобных областей мозга и обнаруживается в реализации симво­лических и условных смысловых действий.

Кортикализация —

передача тех или иных процессов под корковый контроль.

Мышечные веретена

проприорсцепторы, состоящие из нескольких поперечно-полосатых мышечных волокон, по­мещенных в соединительнотканную капсулу и называемых интрафузальными. Такое волок­но состоит из расположенной в центре ядерной сумки, окруженной с двух сторон сокраща­ющимися участками. В ядерной сумке находятся рецепторы в виде спиралевидных оконча­ний афферентных миелинизированных волокон. К сокращающимся участкам подходит эф­ферентное гамма-волокно. Один конец веретена прикрепляется к сухожилию, другой — к эк-страфузальному мышечному волокну. Мышечные веретена располагаются параллельно эк-страфузальным мышечным волокнам и меняют свое растяжение в зависимости от расслаб­ления или сокращения мышцы.

Произвольная двигательная активность

подчинена контралатеральному полушарному контролю.

Проприорецепторы —

мышечно-суставные рецепторы. Они поставляют в мозг информацию о положении мышц и

суставов, что позволяет знать, где расположена та или иная часть тела, не глядя на нее.

Рекрутирование

процесс вовлечения большого числа двигательных единиц в движение. Силу сокращения мышцы можно регулировать, либо стимулируя ее притоком импульсации по гамма-эфферен­тному волокну, либо увеличивая число участвующих в движении двигательных единиц.

Скелетные мышцы

состоят из множества волокон толщиной около 0,1 мм и длиной 300 мм каждое. Их называ­ют экстрафузальными волокнами (fusus — веретено, лат.).

Экстрафузальные мышечные волокна

функционально связаны в двигательные единицы, которые иннервируются одним альфа-мо­торным нейроном. Число волокон, входящих в двигательную единицу, зависит от функции I мышцы.

196

197

Контрольные вопросы

  1. Строение скелетной мышцы.

  2. Характеристика проприорецепторов.

  3. Рефлекторный контроль движения.

  4. Строение коркового звена двигательного анализатора.

  5. Кортикальный контроль двигательной активности.

  6. Нервные пути, участвующие в реализации двигательной активности.

  7. Роль базальных ганглиев в регуляции движения.

  8. Участие мозжечка и ретикулярной формации в управлении движением.

  9. Роль лобной и теменной коры мозга в регуляции двигательной активности.

  10. Опишите иерархию управления движением.

  11. Произвольная и непроизвольная регуляция движений.