Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экология 251 - 314.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
354.82 Кб
Скачать

7.5. Финансовая политика как инструмент государственного регулирования природопользования

Рыночная система функционирования экономики сама по себе ire в состоянии удовлетворительно решать весь комплекс задач устойчивого развития экономики. Рыночная активность почти всецело сосредоточена па решениях оперативного харак­тера. Что же касается мер, направленных на получение эффек­та в отдаленном будущем, рыночная среда их вычеркивает. То же происходит и с капиталоемкими проектами мер. направлен­ными на поиск и устранение последствий ранее допущенных экологических нарушений.

Справедливости ради следует заметить, что подобные по­роки были присущи и социалистической системе хозяйство­вания. Часто меняемые руководители предприятий всегда чувствовали себя «калифами на час» и «жили днем сегодняш­ним».

Чтобы система хозяйствования уделяла должное внима­ние долгосрочным проблемам экологии, необходимо достаточ­но обширное регулирование рыночных решений государством. В свою очередь, направления и формы такого регулирова­ния должны определяться хорошо отлаженным финансово-экономическим механизмом природопользования. Развитие и совершенствование такого механизма, включающего в себя не только рыночные рычаги, но и государственные регуляторы, совершенно необходимо, чтобы постепенно вывести экологию из опасной зоны бедственного состояния и риска.

Главными регуляторами финансовой системы природо­пользования исследователи этой проблемы считают: нало­гообложение, рентные платежи (как одну из его основ и ис­точников средств), экологические стандарты и экологические денежные фонды. Практически функционирующая финансо­вая система в настоящее время использует лишь некоторые из этих регуляторов.

7.5.1. Налоговая система.

Налоговая система выполняет множество различных функ­ций. Главная ее цель - изъятие государством определенной части дохода, получаемого компаниями. Изымаемые государ­ством налоговые отчисления являются финансовым источни­ком выполнения государством своих общественных функций и затрат. По, выполняя эту необходимую обществу функцию, на­логообложение одновременно уменьшает заинтересованность компаний и граждан в их инициативной инвестиционной и предпринимательской деятельности. Конечный баланс этих взаимосвязанных процессов и денежных перетоков определя­ет ту пли иную эффективность развития общества. Построение оптимальной системы налогообложения в стране является де­лом чрезвычайной важности, оно решающим образом влияет на экономику страны на всех ее уровнях и во всех сферах. При­ведем несколько характерных цифр.

Валовая потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России оценивается в 30 трлн. долл. (США - 8, Китая - 6,5, Европы - 0,5 трлн. долл.). Однако платежи в федеральный бюджет за пользование всеми этими природными ресурсами составляют всего 3% бюджетных до­ходов. За использование всех месторождений полезных иско­паемых правительство России взимает сумму в 2 раза меньше разового бонуса, взимаемого администрацией США только за одно нефтяное месторождение. По мнению того же источника, «сложилась парадоксальная ситуация: богатая природными ресурсами страна, но бедный народ и слабая Россия. Такое по­ложение обусловлено тремя основными проблемными факто­рами. Во-первых, в обществе и государстве нет четкого пред­ставления о возможностях использования дополнительных, неучтенных средств природной ренты для повышения доходов бюджета и жизненного уровня граждан, Во-вторых, отсутству­ют законодательная база и соответствующие государственные структуры. II. в-третьих, деятельность ряда олигархических отечественных и западных глобальных структур направлена на бесконтрольное использование природных ресурсов России и присвоение большей части ее природной ренты (газ, нефть, алюминии и другие ресурсы)».

Чтобы налоговая система работала эффективно, она обя­зана отвечать многим, не всегда совместимым требованиям: а) быть прочной основой реализации каждым функционером его функций в развитии общества и быть, в этом смысле, вну­тренне пропорциональной; б) быть понятной всем тем, кого она затрагивает, т.е. достаточно простой. Однако эта простота не должна обернуться примитивностью и малой гибкостью на­логовой системы.

Особенно это важно для горнодобывающих отраслей с их громадным разнообразием и изменчивостью природных усло­вий эксплуатации полезных ископаемых. Налоговая система должна учитывать это. Особую роль играют низкая рентабель­ность и большие риски вложения инвестиций сторонними вла­дельцами свободного капитала: согласно их представлениям инвестирование горных предприятий - малоэффективное и ненадежное направление инвестиционной политики. Однако, речь идет об отраслях, имеющих базисное значение для всей экономики, и естественно ожидать со стороны государства предоставления этим отраслям ряда существенных налоговых льгот и стимулов. В настоящее время их вряд ли следует при­знать достаточными.

Можно представить себе несколько различных систем налогообложения. Так, применительно к горнодобывающим предприятиям государство может использовать такие фор­мы налогообложения, как плата за истощение недр, налоги на сверхприбыль (в нефтяной и газовой отраслях), долевые от­числения государству и др. Общим условием здесь является то, что в любом случае сумма налогов не должна превышать некоторого предельного значения доходов компании, изымае­мой у нес посредством налогов.

Основные перетоки денежных средств от компании к го­сударству могли бы происходить в форме роялти и налога на прибыль. Роялти исчисляется исходя из общей величины до­хода компании, т.е. зависит от объемов добычи и иены па про­дукцию, но не зависит от себестоимости и прибыльности про­изведенной продукции.

Роялти рассчитывается при заключении контракта с ком­панией и, по идее, в дальнейшем не должно пересматриваться. Однако если в будущем цены на данную продукцию растут, то реально получаемые государством средства падают, что для пего неприемлемо, оно вынуждено бывает пересматривать в свою пользу ранее установленные ставки роялти. А это неволь­но означает растущую неопределенность расчетов эффектив­ности при разработках инвестиционных проектов, что снижает привлекательность для инвесторов вложения средств в горные предприятия.

II наоборот, если цены снижаются, то участие государства в перераспределении доходов возрастает, но одновременно падает реальная значимость их остатка, достающегося компа­нии. Это создает финансовые трудности для компании, и она вынуждена прикрывать разработку запасов, ставших нерента­бельными.

Фактически действовавшая в России система налогообло­жения включала фиксированные, неподвижные ставки роял­ти, которые были чрезмерно грубым инструментом, вносящим в механизм природопользования нежелательные погрешности теоретического и практического характера. Налог на прибыль компании взимался при составлении контрактов типа концес­сий и раздела продукции. Формы изъятия этого налога также имели ряд существенных недостатков. Как и роялти, он был односторонне направленным орудием фискальной политики государства.

Такая система существовала вплоть до выхода в 2001 г. Федерального закона № 128-ФЗ, внесшего ряд изменений в систему налогообложения добычи полезных ископаемых. Но­вый налог введен в действие с 1 января 2002 г. Он предполага­ет отмену ряда ранее действовавших регулярных платежей за право пользования недрами при добыче полезных ископаемых (роялти), а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.

Налог на добычу предусматривает ее обложение по единой ставке (для нефти 16.5%) без учета различий в условиях до­бычи. Величина этой ставки определена законом суммирова­ния трех существовавших до этого ставок отменяемых налогов роялти (9,5%), отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (5%) и акциза (2%).

Эти положения и с теоретической, и с практической точек зрения трудно считать правильными, так как они не учитыва­ют тот факт, что горнодобывающие предприятия работают в совершенно разных природных условиях и имеют по этой при­чине объективно разные экономические показатели.

Осуществляемая в России система экологического на­логообложения и па сегодняшний день все еще нуждается в дальнейшем совершенствовании. Она по-прежнему имеет узконаправленный фискальный характер и не справляется с функцией стимулирования экологически устойчивого разви­тия горнодобывающих предприятий. До сих пор сохраняется благоприятная почва для сокрытия налогов. Продолжается вы­воз капитала за рубеж. Поступления в доходную часть бюдже­та от природно-ресурсных налогов по-прежнему крайне малы, несмотря на то, что природные ресурсы дают основную часть получаемого в народном хозяйстве дохода. При таком положе­нии эффективность функционирования экономики остается крайне низкой, а денежных средств па решение социальных, да и собственно экологических проблем по-прежнему катастро­фически не хватает.

Наиболее актуальны два направления совершенствования системы налогообложения горнодобывающих предприятий.

1. Введение рентных платежей за пользование природными ресурсами. Оно позволило бы реализовать право каждого чле­на общества получать равную долю благ от их использования. Напомним, что дифференциальной рентой именуется доба­вочный доход, получаемый при эксплуатации месторождений или предприятий с относительно лучшими производственно-хозяйственными условиями. В горнодобывающих отраслях различают три вида дифференциальной ренты: горную ренту (возникающую благодаря лучшим горно-геологическим усло­виям), ренту местоположения (при близлежащих потребите­лях) и ренту природного качества продукции.

2. Повышение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды до таких величии, при которых предприяти­ям перестанет быть выгодным платить штрафы за загрязнения вместо инвестирования средозащитных мер.

Совершенствование системы налогообложения будет спо­собствовать формированию у граждан отношения к природным ресурсам, как к собственному богатству. Рост экологических налогов, в свою очередь, повысит объемы финансирования социальных программ и, соответственно, социальное благопо­лучие граждан. Самое же главное, перестройка экологического налогообложения будет предотвращать дальнейшее ухудше­ние состояния среды жнзнеобитания человека. Нельзя не от­метить и того вклада, который внесет эта система в экономиче­скую жизнь общества: ведь известно, что ресурсосберегающие технологии относятся к наиболее многообещающим факторам получения крупных народнохозяйственных эффектов.

В мировой практике налогообложения компаний заложена рентная основа налогов, Принцип ее таков: изъятие рентного налога не должно лишать компанию возможностей реализо­вать меры, признанные эффективными и намеченные инве­стиционным проектом пли бизнес-планом компании. Иными словами, компании остается такая величина заработанных де­нежных средств, которая необходима и достаточна, чтобы при их капитализации получать эффект, не меньший некоторой «пороговой нормы рентабельности».