Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IST_ROS_9.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
308.22 Кб
Скачать

9.2. Новая экономическая политика

После окончания гражданской войны страна находилась в тяжелейшем экономическом положении. Большинство фабрик и заводов не работало. Объем промышленной продукции в 1920 г. сократился в 7 раз по сравнению с 1913 г. Продукция сельского хозяйства составляла 45% от довоенного уровня. Из-за нехватки паровозов и вагонов, разрухи на транспорте практически прекратился подвоз продовольствия в крупные города. Значительная часть населения голодала.

Такое положение в стране вызвало недовольство как рабочих, так и крестьян. Рабочие, чтобы не умереть с голоду, вынуждены были уходить в деревню.

В феврале—марте 1921 г. возник серьезный политический кризис в связи с восстанием моряков Балтийского флота и солдат Кронштадтской крепости.

28 февраля на линкоре «Петропавловск» собрание приняло следующие решения: 1) немедленные перевыборы Советов в связи с тем, что нынешние Советы не выражают волю рабочих и крестьян; 2) предоставление свободы слова и печати; 3) освобождение политических заключенных — членов социалистических партий; 4) ликвидация продразверстки и продотрядов; 5) свобода торговли; 6) власть Советам, а не партиям.

1 марта эти решения были поддержаны на совместном митинге гарнизона Кронштадта и жителей города. Делегация кронштадтцев, посланная в Петроград, где шли забастовки рабочих, была арестована. В ответ на это Кронштадт создает Временный революционный комитет.

2 марта советское правительство объявило движение в Кронштадте мятежом и ввело осадное положение в Петрограде. Всякие переговоры с «мятежниками» были отвергнуты. Первая попытка захватить Кронштадт была неудачна. Во втором штурме принимали участие 300 делегатов Х съезда РКП(б). 18 марта кронштадтцы прекратили сопротивление.

Политика партии большевиков по отношению к крестьянству после гражданской войны не изменилась. Более того, продразверстка ужесточилась. Продотряды отбирали весь хлеб, не оставляя зерна даже на еду и семена.

Очень напряженная обстановка сложилась в Тамбовской губернии, где лето 1920 г. было засушливым, а тамбовские крестьяне получили план продразверстки, который не учитывал это обстоятельство. В результате начался крестьянский бунт. Его возглавил член партии эсеров А. Антонов, что позволило большевикам увидеть в этом наличие эсеровского заговора, а восстание объявить «кулацким», хотя большинство из 50 тысяч участвовавших в нем были середняками и бедняками.

Одновременно с тамбовским вспыхивают крестьянские восстания в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии.

Период крестьянских выступлений 1920—1921 гг. был назван современниками «малой гражданской войной», крестьяне создавали свои армии, выдвигали политические требования, формировали органы крестьянской власти. Союз трудового крестьянства Тамбовской губернии своей основной задачей поставил «свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора». Крестьянские отряды Поволжья выдвинули лозунг замены советской власти Учредительным собранием.

В Западной Сибири крестьяне требовали установления «истинного народовластия» — крестьянской диктатуры, созыва Учредительного собрания, денационализации промышленности, уравнительного землепользования.

На подавление крестьянских восстаний была направлена Красная Армия. Боевыми операциями командовали красные полководцы М. Тухачевский, М. Фрунзе, С. Буденный, И. Якир, И. Уборевич и др.

Голод в 1921 г. в Поволжье еще больше усугубил положение. Главная особенность социально-экономического кризиса состояла в том, что производитель — крестьянин больше не мог мириться с военно-насильственными методами организации и управления экономикой и распределения производимой продукции. Отсутствие экономических стимулов к увеличению производства сельскохозяйственной продукции у крестьян неизбежно вело к дальнейшему росту социальной напряженности и голоду. Необходимо было менять политику, вместо «военного коммунизма» надо было вводить новую политику, соответствующую условиям мирного времени.

Цель новой экономической политики состояла в том, чтобы создать условия для преодоления сложившегося кризиса власти, экономики и социальной сферы, снять напряжение в обществе и опасность развертывания в стране крупномасштабной гражданской войны.

В марте 1921 г. на Х съезде РКП(б) было принято решение о переходе к новой экономической политике. Введение нэпа не было единовременной мерой, а представляло собой процесс, растянувшийся на несколько лет.

Основные элементы нэпа: продналог (до 1925 г. в натуральной форме), свобода торговли, разрешение аренды и открытия небольших частных предприятий, найм рабочей силы, отмена карточной системы и уравнительного распределения, платность всех услуг, привлечение иностранного капитала путем предоставления концессий, перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость. Вместо главков — государственных структур создавались тресты, отвечавшие за результаты деятельности своим имуществом. Вместе с тем политические соображения требовали некоторых исключений из этих общих принципов: дотацию тяжелой промышленности, карточное снабжение рабочих в этой отрасли в 1921—1923 гг.

Но нэп был не только экономической политикой. Это — комплекс мер экономического, политического, идеологического характера. В этот период была выдвинута идея «гражданского мира», разработаны Кодекс законов о труде, Уголовный кодекс, несколько ограничены полномочия ВЧК (переименована в ОГПУ), объявлена амнистия белой эмиграции и т. п. Стремление привлечь на свою сторону специалистов, полезных и необходимых для экономического прогресса (путем повышения зарплаты технической интеллигенции, создания условий для творческой работы, преследования «спецеедства» и т. д.), сочеталось одновременно с подавлением тех, кто мог представлять опасность для Коммунистической партии (репрес-сии по отношению к служителям церкви в 1921—1922 гг., процесс над руководством партии правых эсеров в 1922 г., высылка за границу видных деятелей российской интеллигенции, особенно гуманитарной — Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизе-веттера, П. Сорокина и др. — в 1922 г. и т. п.).

Такая противоречивость была связана с идеологической концепцией нэпа. Свое понимание нэпа выдвинули «сменовеховцы» — участники течения части старой интеллигенции, сражавшейся на стороне белых, которое получило название по сборнику «Смена вех», вышедшему в Праге в 1921 г. Они считали, что большевики, став государственниками, открыли дорогу эволюции российского общества к капитализму. Поэтому интеллигенции необходимо поддержать советскую власть, ибо, говорил идеолог «сменовеховства» Н. Устрялов, «редиска — сверху красная, внутри белая. Красная кожура спадет, вечно белое содержимое останется». «Сменовеховцы» надеялись, что следующим этапом развития страны будет политическая либерализация по мере стабилизации положения.

Лидеры большевиков расценивали нэп как путь построения социализма через относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистического укладов, постепенное вытеснение чуждых хозяйственных форм. Ленин, например, сущность нэпа видел в налаживание союза рабочих и крестьян, а Бухарин – социалистическую диктатуру, опирающуюся на социалистические производственные отношения в крупной промышленности и регулирующую широкую мелкобуржуазную организацию хозяйства. Значительная часть большевиков воспринимала нэп как поражение, уступку капитализму, капитуляцию перед буржуазией.

Современные историки склонны считать, что сущность нэпа заключается в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью нэпа стал выход из кризиса, а стратегической – построение социализма.

Новая экономическая политика в целом включала административно-рыночную систему хозяйства при государственной собственности на крупную и значительную часть средней промышленности, транспорт, банки, с неэквивалентным обменом с деревней (отчуждение части продукции в форме продналога) и авторитарным политическим режимом.

Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой политической оппозиции, однако при наличии в экономике разнообразных форм собственности. Отсюда внутренняя противоречивость авторитарных режимов, которая приводит к тому, что их развитие идет либо к постепенной демократизации политической сферы и правовому обществу, либо происходит огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны государства над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в результате чего складывается тоталитарное общество.

Первые шаги нэпа в экономике были крайне трудными. Голод 1921 г. привел к гибели около 5 млн человек в Поволжье, на Украине и т. д. Массовая безработица сочеталась с высокой преступностью и бандитизмом. Бушевала колоссальная инфляция. Стоимость рубля в 1921 г. упала по сравнению с 1913 г. в 5600 раз. За 1922 г. цены выросли в 256 раз, а за 1923 г. — в 263 раза. Восстановление экономики началось с сельского хозяйства и легкой промышленности. Этому способствовало введение параллельной валюты, червонца, обеспеченного золотом и товарами. Был восстановлен единый государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, биржи.

В начале 1924 г. была проведена денежная реформа (ее авторы — Е. Преображенский, Г. Пятаков). На твердые дензнаки было обменено около 900 квадриллионов старых рублей в соотношении 1 червонец на 60 тысяч совзнаков. На мировом валютном рынке до 1927 г. червонец стоил около 6 долларов.

Численность армии сократилась почти в 10 раз. Был повышен уровень выработки электроэнергии, добычи нефти, угля, выпуск металлорежущих станков. Германия, Англия, Франция к тому времени еще не завершили восстановления хозяйства.

Вместе с тем абсолютное отставание от ведущих капиталистических стран после семи лет войны и разорения выросло. Сохранялись внутренние противоречия между необходимостью обновления основных фондов и ограниченными возможностями накопления, между растущим населением деревни и низкой производительностью труда в сельском хозяйстве, невозможностью дать работу миллионам людей в промышленности. Весной 1927 г. на биржах труда было зарегистрировано 1,5 млн безработных. Значительная часть крестьян и рабочих продолжали жить тяжело. Низкая товарность крестьянского хозяйства вела к снижению экспорта сельхозпродуктов (главного источника валюты) и невозможности увеличить импорт необходимого промышленного оборудования. Стремление повысить прибыли промышленности вызвало первый кризис нэпа осенью 1923 г. К этому времени в условиях сравнительно быстрого восстановления сельского хозяйства и отставания фабрично-заводской промышленности резко упала покупательная способность крестьян. Это привело к кризису сбыта промышленных товаров при их огромном дефиците. Выход был найден путем снижения оптовых цен, повышения цен на сельхозпродукцию благодаря увеличению государственных закупок.

Все эти проблемы, сопровождавшиеся экономическими стачками рабочих, жалобами на засилие бюрократии, вызывали внутрипартийные дискуссии. На их характер, безусловно, накладывали отпечаток личные взаимоотношения, соперничество в борьбе за власть политических верхов, но решающую роль играли различные представления о путях развития страны. Все это обострилось тяжелой болезнью, а затем смертью Ленина.

В 1924 г. была провозглашена политика «лицом к деревне». В соответствии с ней в начале 1925 г. были разрешены долгосрочная аренда земли, выделение крестьян из общины на хутора и отруба, создание кредитных товариществ, отменялся ряд ограничений на использование наемного труда, снижалась общая сумма единого сельскохозяйственного налога, который теперь полностью брался в денежной форме. Одновременно была сделана уступка политическим интересам крепкого середняка. Это выразилось в предоставлении избирательных прав крестьянам, нанимающим рабочую силу, кустарям, ремесленникам, мелким торговцам, имеющим не более одного взрослого работника. Подчеркивалась необходимость строгого соблюдения законов, развития экономических методов управления, повышения роли Советов всех уровней, стремления не разжигать классовую борьбу в деревне и в городе. Перевыборы Советов в 1926 г. показали повышение политической активности беспартийных крестьян, служащих, увеличение количества независимых беспартийных депутатов.

«Новый курс» оказался непоследовательным и уже вскоре подвергся серьезной коррекции. Осенью 1925 г. нэп испытал новый кризис. Стремление ускорить развитие тяжелой промышленности требовало дополнительных денежных средств. Неурегулированность проблемы долгов царского и Временного правительств, которые большевики отказались признать, не давала надежду на получение иностранных кредитов. Концессии не дали желаемого результата. С 1925 г. государство начало торговать водкой, отказываясь от лозунга «социализм и водка несовместимы» (продажа спиртных напитков была прекращена после начала Первой мировой войны). Увеличивалась денежная масса, вызывая товарный голод, трудности в хлебозаготовках, рост спекуляции. Власть уповала на административные меры: ограничение частной торговли и продажи сложных машин зажиточным крестьянам, высылка нэпманов. Партийное руководство было встревожено политической активностью непролетарских союзов (требованием крестьян о создании крестьянского союза, сокращением доли коммунистов в сельских Советах, выступлениями интеллигенции с требованиями либерализации режима).

Вместе с тем в годы нэпа заметен рост национального дохода. В 1925—1926 гг. он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза. Рост национального дохода создавал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Средняя продолжительность рабочего дня составила 7,4 часа. Все рабочие и служащие имели право на ежегодный отпуск не менее двух недель. Повышалась заработная плата рабочих, которая в 1926 г. в среднем по промышленности составляла 94% от уровня 1913 г. Восстановление сельского хозяйства также привело к росту доходов крестьянства. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 21% превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного для России пятилетия 1909—1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве.

На предприятиях широко использовались хозрасчет и хозяйственная самостоятельность трудовых коллективов. Во второй половине 20-х гг. удалось преодолеть «ножницы» в ценах на промышленные товары и сельхозпродукты.

Однако, несмотря на значительные темпы экономического роста в годы нэпа, это была сложная и противоречивая политика, подверженная влиянию специфической внутренней и международной обстановки, что в конце 20-х годов способствовало свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, затем на рубеже 20 – 30-х годов в промышленности, а затем в первой половине 30-х годов и в торговле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]