Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по философии.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
520.7 Кб
Скачать

14. Философия р.Декарта.

Рене Декарт – философ и математик, дуолист, один из родоначальников философии и науки, выступает с проблемой пересмотра прошлых традиций, оперирует к Разуму самопознания. Отказаться от всех суждений, принятых на веру. Знания должны быть очевидны, достоверны, доказаны, освещены светом Разума. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Дуолизм – в основе бытия 2 субстанции:

  1. мыслящая (главная). Разум=Бог. Её светом освещены представления о мире. 2) протяжённая.

«Мыслю, следовательно существую!» Cogito («Я мыслю!») – первое достоверное суждение новой науки. Оно непосредственноданный сознанию объект, открытый для субъекта. Cogito имеет абсолютное значение, она непротяженна, неделима. Атрибуты протяженности, делимости и т.д. имеет материя как протяженная субстанция.

Человек – «Я» состоит из мышлений и протяженной субстанции. Он сознательно освящен светом разума, который представлен человеку как врожденные первичные идеи: вкус, свет, цвет, запах, фигура, протяженность, пространство, время, число. Знания добываются благодаря истинно-диалектическому математическому методу. 3атеем-ка – образец метода Декарта как в науке в целом (математическая логика). Алгебра – главный метод познания во всеобщей математике. К слабым в учении Декарта можно отнести неопределенный статус субстанции: с одной стороны подлинным бытие обладала мыслящая субстанция, а конечностью – протяженная субстанция, хотя Декарт отмечал их равнозначность.

Бог { Мыслящая =Протяженная →мир вещей. Чел-к пронизан светом Разума («Я») больше, чем остальное живое →интеллектуальное знание→рожден со знание, что Бог есть.

Гносиолог. Бог – Творец и необходимость! (и причина и следствие субстанции).

Cogito = Мыслящая субстанция = Разум = Свет.

15

15. Монадология Лейбница. Специфика философии Спинозы.

Лейбниц. Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Лейбниц противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в 4а­ционалистической метафизике XVII века восходящее к Ари­стотелю номиналистическое представление о реальности единич­ного.

Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существую­щие субстанции получили у Лейбница название монад. («монада» в переводе « «единица».) Мы уже знаем, что сущность (субстанция) еще начиная с античности мыслилась как нечто единое, неделимое. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой мо­нады. Деятельность представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимо­действия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций.

Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслит их по аналогии с чело­веческой душой. Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциаль­ными формами — средневековый термин, в который Лейбниц вкладывает новое содержание. Таким образом, все в мире ока­зывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ — монад.

Монады по своему рангу различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ, низшие ступеньки которых образуют минералы, затем — растения, животные, наконец, человек; на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду — Бога. Возрастание степени сознат-тии или разумности — вот Лейбницев критерий для оп­ределения степени развитости монады.

Лейбниц вводит понятие так называемой предустановленной гармонии, которая сходна, в сущности, с учением Декарта о парал­лелизме процессов, протекающих в протяженной и мыслящей субстанции, и учением Спинозы о параллелизме атрибутов. Син­хронность протекания восприятий в замкнутых монадах происхо­дит благодаря посредству бога, установившего и поддерживающего гармонию внутренней жизни всего бесконечного множества монад. Как и у Спинозы, у Лейбница поэтому степень разумности, сознательности монады тождественна со степенью ее свободы; прогресс в познании определяет прогресс нравственности и служит главным источником развития человеческого общества. В этом пункте учение Лейбница — один из источников философии Прос­вещения, господствовавшей в Европе на протяжении 18 века.

Спиноза. Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция – Бог, а конечные (сотворенные) субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть Спиноза, непринявший дуализма Декарта и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он называл Богом или природой. Его учение – пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм. Он определяет субстанцию как причину самой себя, т.е. существует через само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизм (Кузанский, Бруно). Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанций. Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей: и те и другие суть суть только следствия божественной сущности. (Душа – идея человеческого тела). Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить. Дух человека – это модус мышления, т.е. «воля и разум одно и то же».

Спиноза: субстанция есть ↔ Природа–Бог ↔ Причина

Природа–Бог – единое. Бог не над природой.

Бог=необходимость=свобода превращается во множество вещей и «Я» - чел-к от природы свободен, разумный.

Представители рационалистической философии 17 в. Дуализм Декарта преодолел Спиноза, выдвинувший материалистическую идею единой субстанции - протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Человек, с его точки зрения, должен руководствоваться в своей деятельности только разумом.

Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического направления в рационализме Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций – монад. Благодаря Лейбницу в философию проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде – Абсолюту, Богу. Спиноза, представляющий позицию гносеологического оптимизма исходит из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считает, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

16