Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИЯ 305151740 боль.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
2.03 Mб
Скачать

Эндогенное и экзогенное тор­можение боли Внутренние системы подавления боли

Человеческий организм обладает целым рядом возможностей снижения активности своих централь­ных ноцицептивных систем. Как действуют эти эндогенные системы подавления боли, недавно стало яснее благодаря двум важным открытиям.

Первое из них — обнаружение опиатных рецепторов и связы­вающихся с ними лигандов, вырабатываемых самим организмом (эндорфинов, энкефалинов, динорфина).

Второе — открытие супраспинальных областей, в ко­торых электрическая стимуляция вызывает аналгезию. Как будет показано ниже, эти два феномена, возможно, тесно связаны друг с другом.

Эндорфины, энкефалины, динорфин

Опиаты — это вещества, которые подавляют болевое ощущение, практически не затрагивая другие сенсорные мо­дальности. Их действие высокоспецифично благо­даря наличию особых опиатных рецепторов на ней­ронах ноцицептивной системы. Известны, по мень­шей мере, четыре их подтипа, различающихся своей чувствительностью к опиатам и другим эндогенным лигандам.

Эндогенные лиганды, в частности пентапептиды метионин и лейцинэнкефалин, высвобождаются при определенных видах стимуляции нервной системы. Действуя на опиатные рецепторы, они вызывают аналгезию. Введение антагониста опиатов налоксона тормозит это действие, а пептидазы разрушают лиганды in vivo. Метионин-энкефалин — это компо­нент полипептида бета-эндорфина, а лейцинэнкефалин - полипептида динорфина. Оба полипептида также действуют как анальгетики, причем динорфин гораздо эффективнее энкефалинов.

Нисходящие тормозные системы (рис. 10.7, правая половина). Электрическая стимуляция всего головного мозга может вызвать анестезию и аналгезию («электронаркоз»). Однако этот эффект, по-видимому, обусловлен только ограниченными участками в центральном сером веществе вокруг желудочка ствола мозга, поскольку в опытах на животных локальная электрическая стимуляция именно этих областей приводит к глубокой аналгезии, названной стимуляционной. По-видимому, большое ядро шва и парагигаптоцеллюлярное (магноцеллюлярное) ядро ретикулярной формации играют здесь особенно важную роль, потому что от них идут прямые нисходящие тракты к спинному мозгу. Возможно, активность этих трактов тормозит передачу ноцицептивной информации в заднем роге.

Как и электрическая стимуляция, микроинъекция морфина в центральное серое вещество вызывает заметную аналгезию, что свидетельствует о тесной связи между стимуляционной и опиатной аналгезиями. Другие структуры, тесно связанные с СА, например ретикулярная формация (см. выше), также явно чувствительны к опиатам. Поэтому весьма вероят­но, что аналгезический эффект СА и экзогенных и эндогенных опиатов опосредован одними и теми же нейронными системами.

Наиболее интересный вывод из всего этого состоит в том, что один из важнейших для торможения ноцицептивных сигналов участков (не только при стимуляционной, но и при опиатной аналгезии) должен находиться в заднем роге спинною мозга. По-видимому, аналгезические эффекты, возникаю­щие в стволе мозга, передаются по нескольким нисходящим системам (рис. 10.7, справа). Похоже, в них действуют моноаминергические медиаторы, в частности серотопин, норадренилин и дофамин.