Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

23

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.06.2023
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Средняя часть оренбургских казахов включала: Уртазымскую крепость, расположенную между Старой и Новой линиями, Ветлянский форпост, Григорьевскую станицу, Илецкую защиту, Островную и Таналыцкую станицы, Никольский, Ильинский, Донский форпосты, Верхнеозерная станица, Алабалтальская, Черкасская, Нежинская станицы, Благословенный форпост; данная часть включала реки: Орь, Терекли, Иргиз, Карабутак, Ямансу, Курайлы, Илек, Хобда, Бурте, Эмба, Малая Хобда, Кия- лы-Бурте. К Средней части относятся 9 дистанций (№ 10-14,23-

25и 28-30). Число местных начальников – 27.

КВосточной части относились реки: Тобол, Тургай, Аят, часть Сырдарьи, Абуга; отряды: Луговой, Кочердыкский, Озерный, Звериноголовский, Алабугский, Софийский, Алексеевский, Бобровский, Михайловское укрепление, Натальинская станица, Варваринская станица, Кидышевский, Крутоярский, Каракульский, Березовский, Усть-Уйский, Ключевский, Осиповский. Наибольшее количество степных дистанций находилось в Восточной части, их число доходило до 21-й. Степные дистанции, расположенные ближе к р. Сырдарья образовали Новую Линию, которая включала территорию рек Тобол и Тургай45.

Степные дистанции уступали по численности хозяйств, но превосходили по обширности кочевых участков46. Прилинейные дистанции находились при линиях, укреплениях, а степные находились в глубине степи, в более отдаленных районах. Такое административное деление Степи на дистанции обеспечивало более эффективную реализацию управленческих функций региональной российской администрации в Степи.

Дистаночная система была внедрена среди казахов, кочующих против Новой линии в 1839 году. А в 40-х годах XIX века данное дистаночное устройство перешло на часть рода адай возле Ново-Александровского укрепления47.

45О почетнейших и влиятельнейших ордынцах // История Казахстана в русских источ-

никах XVI-XX вв. – Т. VIII. – Ч. 2. – Алматы, 2006. – 962.

46Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управ-

ления. – М., 1997. – С. 210-215.

47ЦГА РК Ф. 4. Оп. 1. Д. 366. Л. 54-55.

51

Соответственно к 50-м годам XIX века число дистанций увеличилось. Так, к Восточной части была включена 53-я дистанция, акСреднейчастибыливключеныдистанции№54, 56, 5748.

Новые административные единицы – дистанции создавались по принципу разделения территории от одной крепости до другой. Население дистанции должно было возглавляться «дистаночным начальником», назначаемым из влиятельных султанов, биев, родоправителей. Внутри этих дистанций, напротив каждого форпоста или между крепостями образовывалась своеобразная административно-территориальная единица, возглавляемая «местными начальниками» из «почетных» казахов. Эта должность была внедрена «для наблюдения за порядком», «скорейшего доставления сведений о всем случающемся в степи для поспешнейшего исполнения предписаний начальства»49. К 1847 г. число«дистаночных» начальниковсоставило52 и«местных» – 206.

Введение более дробных территориально-административ- ных структур, а именно дистанционной системы предполагало учет населения с целью систематического налогового обложения казахов Оренбургского ведомства. Для практического руководства деятельностью «дистаночных» и «местных» начальников, определения им функциональных обязанностей председателем Оренбургской пограничной комиссии Г.О. Генсом были составлены Особые правила50.

Правила, которыми должны были руководствоваться начальники, обращает внимание на следующие моменты:

1. Четко определена вертикальная система соподчиненности власти. «Дистаночные» начальники определялись по номеру своей дистанции и подчинялись командиру линейной дистанции (коменданту крепости), против которой располагались казахские кочевья, султану-правителю, Пограничной комиссии и непосредственно Оренбургскому военному губернатору.

«Местные» начальники определенной дистанции подчинялись «дистаночному» начальнику и султану-правителю, при этом никакой посторонний султан или старшина не имел права вме-

48ЦГА РК Ф. 4. Оп. 1. Д. 2428. Л. 12-12.

49ПСЗ РИ Т. 12. – №10384. – С. 912.

50Материалы по истории политического строя Казахстана. – Алма-Ата.1960. – Т. 1.

– С. 210-215.

52

шиваться в дела, и делать какие-либо распоряжения. При получении предписания непосредственно от султана-правителя, пограничной комиссии или от оренбургского военного губернатора, то «дистаночные» начальники должны были исполнять «оныя неукоснительно».

2. Функциональные обязанности «дистаночных» и «местных» начальников имели много общего, но и свою специфику. Общее – наблюдать за поведением своих соплеменников, внушать им, чтобы они удерживались от всяких «неприязненных поступков» против линейных и внутренних жителей, «как поданных одного государства», и чтобы «спокойным кочеванием при линии старались расположить к себе внимание начальства», а в «случае междоусобных ссор и обид» стараться примирять их, но при «непослушании» представлять виновных пограничному начальству.

При этом местные начальники, непосредственно контролирующие казахов и их кочевья, имели право, если кто-либо из кочевников, по каким бы то ни было причинам, не хотел или не признавал власть начальника, выслать «… от вверенного им пространства против линии, предоставив ему избрать себе место жительства». Во-вторых, он должен был контролировать, чтобы никто самовольно не поселился вдоль линии без его «сведения и согласия».

3. Взаимоотношения начальников с линейными и внутренними жителями должны производиться не иначе, как со сведенья и посредством пограничного начальства. Им строжайше запрещалось рассматривать иски местного населения без предписания Пограничной комиссии. Так, если возникала от подведомственных им казахов жалоба в отнятии кем-либо из линейных и внутренних жителей имущества, и если они своевременно не поставили об этом известность пограничные власти, то «дистаночные» и «местные» начальники подвергались взысканию по всей строгости общероссийских законов. Во-вторых, должны были обо всех добровольных сделках между казахами и линейными жителями оперативно докладывать местному линейному начальнику.

Анализ функциональных обязанностей «дистаночных» и местных начальников показывает, что российское правитель-

53

ство преследовало основную цель – создание административнотерриториальных единиц в казахских землях и первичного аппарата управления казахами, живущими при линиях с целью создать вертикальную модель управления: местные начальники – дистаночные начальники – султаны правители – Пограничная комиссия – генерал-губернатор Оренбургской губернии.

Деятельность дистаночных начальников в связи со специфическими условиями жизнедеятельности казахского населения усложнялась и поэтому осуществление ими функций затруднялась. Так, казахи останавливались против определенной крепости только на несколько зимних месяцев. А в весенне-летний период уходили за границу учрежденных дистанций согласно традиционным маршрутам кочевания. И соответственно дистаночные начальники не могли распространять свою власть и контролировать ведомственное им население. Их функции ограничивались сбором кибиточной подати один раз в год, и в этом случае они зачастую обращались к представителям традиционной власти кочевого общества – родоначальникам, старшинам, биям. Дербисали Беркимбаев, будучи начальником 15-й дистанции Средней части Орды за успешный сбор кибиточной подати в 1856-1861 годы был награжден серебренной медалью на Станиславской ленте. В 1863 году Д. Беркимбаев был переведен начальником 23-й дистанции и впоследствии за свою службу поощрен серебренным ковшом для кумыса51.

Алимбай Байгузин прослужил начальником 48-й дистанции одиннадцать лет. Оренбургская администрация писала о нем, что «честность этого бия и дар слова на общественном сборе и в других делах принесли существенную пользу»52.

Таким образом, в политике правительства по отношению к национальным окраинам действовала общая закономерность, проявившаяся в централизации и политической интеграции, которая постепенно нивелировала местные особенности управления и способствовала формированию единой политико-администра- тивной системы. Формирование новых административных границ затрагивала многие стороны жизни казахского населения в

51ЦГА РК ф. 25 оп. 2 д. 104. л. 2.

52ЦГА РК ф. 25 оп. 2 д. 74 л. 2об.

54

процессе форсирования российским правительством включения в орбиту политического влияния казахской степи. В 20-50-е гг. ХIХ в. интенсивно проводятся административно-политические реформы на территории Северо-Западного Казахстана с целью создания опорной базы для продвижения в направлении Старшего жуза и Средней Азии.

Учебные материалы:

№1

1853 г., 30 ноября. – Представление начальника 53-й кир-

гизской казахской дистанции – Председателю Оренбургской пограничной комиссии об удостоении некоторых ордынцев наградою за усердную службу.

№185.

Урочище Суярган.

Со времени поступления моего в должность начальника над киргизами кочующими в районе Оренбургского укрепления, я при всегдашним влиянии на ордынцев имел и имею прямою целию постоянно следить за поведением всех и каждого, особенно частных ордынских чиновников и между прочим преимущественно пред другими и уверился в совершенном усердии и ревности к службе о преданности правительству, начальника 40-й дистанции, 25 летнего мужа, достойных способностей и имеющего дар слова, Кульджана Атанова, который поступил в эту должность по утверждению Пограничной комиссии с 1849 года, вместо отца своего, бывшего тоже дистаночным начальником, известного бия Атана Исенева. По настоящее время, он, Кульжан Атан, исполнял все поручения начальства с особенною деятельностию, в особенности достойные внимания по увеличению кибиточного сбора и успешному найму верблюдов для экспедиции или транспортов. Хорошее влияние на подчиненных, напутствовал их к истинному познанию приближенных начальников и в особенности, преданность правительству. Ныне в довершении своей хорошей совести, он, Атанов доказал свое усердие доставлением самых верных сведений о положении дел в среднеазиатских областях и вблизи лежащих с ним пределах. О чем известно Вашему Превосходительству из донесения моего от

55

30 ноября за №183. Также лестным нахожу выразить усердие данных ему Атанову в пособие, добрых киргизов аргынского рода чакчакова подотделения Токмухамеда Джанайдарова и айдеркинского подотделения Миндакула Сарытаева и Достана Худаймендиева.

Имея в виду хорошее усердие поименнованных ордынцев, к славе Российского престола, я со своей стороны полагаю справедливым удостоить их за это и в поощрении на будущее время, первого Кульджана Атанова чином зауряд-хорунжего, а последних на первый раз похвальными листами и потому поставляя приятным долгом свидетельствовать об этом пред величием вашего Превосходительства, я имею нижайше просить, не благоугодно ли будет обратить свое внимание на усердие поименнованных Выше ордынцев и в ознаменовании того войти куда следует с представлением о присвоении каждому того, что я заключаю по своему мнению. Впрочем предмет сей повергаю на волю Вашего превосходительства.

Есаул султан Джигангеров

ЦГА РК Ф. И-4 Оп. 1 Д. 5594. Л. 253.

№2

1865 г., 20 декабря. – Приговор казахов о выборе дистаночного начальника.

Приговор Мы, киргизы Восточной части области кирейского рода,

Матанайского отд., Кенжебаевского подотд. (т.е. 22-й дистанции) поименнованные ниже постановили приговор это по следующему предмету: многолетний опыт дал нам возможность придти к заключению, что служивший при форте №1 бий Юлмухамет Байжанов, человек воспитанный в русских заведениях, хорошего образования, совершенно безукоризненного поведения и твердой воли и энергии, а потому нет сомнения, может среди нас быть наставником и представителем нашим пред правительством, наставляя нас на хорошую жизнь, обучая детей, одним словом правя нами. Такого рода установившееся нами мнение и взгляд на г. Байжанова дает нам право, обстоятельство это на высокое благоусмотрение правительства и предстатель-

56

ствовать перед ним, прося если только наша просьба не будет вопреки законам нашего Государя назначить г. Байжанова нашим дистаночным начальником. При составлении этого приговора нами руководит еще и та мысль, что Байжанов как человек опытный и понимающий может передавать нам все распоряжения Правительства не так превратно и ложно, как бывало делалось это прежде при других дистаночных. Этот приговор заключили мы, утвердив тамгою, прикладывая, представить при прошении в областное правление Оренбургскими киргизами в следовании которого мы имеем счастье надеяться. К этому присовокупляем, что составление этого приговора известно всем нашим однородцам, которые изъявили на это свое искреннее согласие.

Декабрь, 20 дня.1865.

К сему приговору почетные киргизы тамги приложил, а именно Кутубай Биктасов, Сасыкул Чакчанбаев, Баис Куттубаев, Котуму Байтенову и др. 46 человек.

ЦГА РК Ф. И-4 Оп. 1 Д. 4413. Л. 59.

Контрольные задания:

1.Дайте анализ деятельности начальника 53-й дистанции: как он воспринимал свою должность и русскую власть.

2.Дайте анализ приговора казахов о выборе дистаночного начальника.

3.2 Институт попечительства в Младшем жузе

Интересным для исследования имперских практик является и институт попечительства, введенный в первой половине XIX в. по отношению к калмыкам, казахам и башкирам. Институт попечительства тоже можно отнести к переходной форме управления, так как основная миссия попечителей, назначаемых из военных офицеров, заключалась в выполнении посреднических функций между кочевниками и жителями пограничных линий, сбор информации и наблюдение за действиями казахов, башкир и калмыков. Попечительство стало дополнительным звеном контроля и регламентации деятельности поданных Империи – кочевников. В 1835 г. Башки- ро-Мещерякское войско, состоявшее из 17 кантонов (12 башкир-

57

ских и 5 мишарских) было разделено на 6 попечительств (округов), которые возглавлялись русскими штаб-офицерами. Эта же «система попечительства» была введена и по отношению к прилинейным казахам Оренбургского ведомства и стала определенным шагом политики русской администрации, направленной на предотвращения пограничных конфликтов между казахами и казаками, казахами и линейными жителями и контроля не только за казахами, кочующими вдоль линии, но и народами сопредельных государств. В 1844 г. было создано шесть попечительств: Гурьевское, Уральское, Оренбургское, Орское, Троицкое и Михайловское53. В каждой из них были учреждены должность попечителя прилинейных казахов, которую могли занять чиновники Оренбургской пограничной комиссии. Введение должности попечителя, несомненно, оказало благотворное влияние на положение казахов, кочевавших вблизи русской границы. Уже само присутствие на линии чиновника региональной администрации имело определенное значение: удерживало от «предерзостей» не только уральских и оренбургских казаков, но и казахское население и способствовало поддержанию мирных отношений на пограничной линии. В обязанности попечителей входил широкий круг вопросов: защита прав казахов на сенокосные и другие угодья; контроль за действием казаков при переходе кочевых аулов на внутреннюю сторону, чтобы они не имели возможности «чинить преграды» казахам; осуществление контроля при сборе налогов, чтобы «не допускать злоупотреблений»; наблюдение при осуществлении пограничных торговых операций и защита интересов казахов, чтобы они «могли продать и купить выгоднее»; заботиться об их благосостоянии; давать советы в случае эпидемий и эпизоотий и пр. Обязательным условием для занятия этой должности было хорошее знание казахского языка и степи. Особо подчеркивалось то, что попечители обязаны обращаться с казахами «ласково», внимательно выслушивать их жалобы «дабы проситель не имел повода полагать, что на просьбу его не обращено достойного внимания» и «…всевозможно старатьсядоставить справедливоеудовлетворение»54.

53История Казахской ССР с древнейших времён до наших дней в 5-ти томах. – АлмаАта. 1979.; История Башкортстана с древнейших времен до 60-х годов ХIХ в. – Уфа

1996.

54РГИА. Ф. 1291. Оп. 82. Д. 9. Л. 63-70.

58

Попечители имели право разрешать незначительные имущественные споры, стараясь «прекращать оные миролюбиво», не доводя до официального следствия. В случае отказа сторон согласиться на примирение и по серьезным жалобам и искам попечители возбуждали следственные дела. Проведение самого следствия в их полномочия не входило, но если в роли следователей выступали не чиновники Оренбургской пограничной комиссии, а войсковые начальники, попечители имели право знакомиться со всеми материалами дела и, заметив нарушение прав казахов, должны были докладывать об этом Пограничной комиссии. Кроме того, попечителям вменялось в обязанности надзирать за условиями содержания в «арестантских избах» казахов, находящихся под следствием55. Именно такой разносторонний вектор обязанностей выполнял толмач М-Ш. Аитов, получивший 18 ноября 1849 года назначение на должность попечителя у казахов Оренбургской дистанции56, прослужив более семи лет в этой должности. Казахи всегда подчеркивали, что Аитов «весьма справедлив» и, он своей «добротой и честностью» снискал у них доверие и уважение57.

Учебные материалы:

№1

1844 г., 14 июня – Положение об управлении оренбургскими киргизами

§16. Для заступления за киргизов (при линии находящихся), по делам их с линейными жителями, назначается к ним шесть попечителей из русских чиновников, преимущественно из отставных военных. Сии попечители распределены будут по усмотрению пограничной коммиссии, с утверждения оренбургского военного губернатора.

55ПСЗ-II.Т. XIX. – №17988.

56Дистанция – административные участки, организованные с 1831 г. в кочевьях прилинейных казахов Младшего жуза.

57ГАОрО ф. 167 оп. 1. д. 24 л. 25

*Чин штабс-капитана М-Ш. Аитов получил в июне 1848 года.

59

§48. Главная обязанность попечителей прилинейных киргизов (§16), по всяким делам их с линейными жителями, наблюдая, чтобы и кайсаки со своей стороны не подавали повода к законным на них жалобам линейных жителей.

Примечание. Для сих попечителей должна быть составлена пограничною комиссиею подробная инструкция, которая утвердится военным губернатором по предварительном сношении о сем с министерством иностранных дел.

Попечители прилинейных киргизов.

Попечителей из русских чиновников.............

Им на квартиру..............

На разъезды и канцелярию...............

Им же на толмачей из киргизов......

ПСЗ РИ-2. – СПб., 1845. – Т. XIX. – №17988.

Контрольное задание к тексту:

1.Определите функциональные обязанности попечителей прилинейных казахов.

3.3 Пограничное и окружное управление сибирскими казахами 1838 г.

К 1838 году правительство пришло к пониманию необходимости создания особой степной администрации на территории внешних округов сибирского ведомства, так как неоформленность внешней границы и задачи расширения ее настоятельно требовало создания отдельного Пограничного управления для этой территории. 6 апреля 1838 г. было утверждено Положение об отдельном управлении сибирскими казахами58. Омская область была упразднена, внутренние округа перестают существовать в качестве отдельных административных территорий, город Омск решено присоединить к Тобольской губернии, Петропавловск – к Ишимскому уезду Тобольской губернии, Семипалатинск и Усть-Каменогорск с казачьими станицами на Верхнеиртышской линии присоединены к БийскомууездуТомской губернии.

58 ПСЗ РИ-2. – Т. XIII. – Ч. 1. – № 11122.

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]