Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК_ИППУ_26.04.2013.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
1.11 Mб
Скачать

3.2. Литература и источники

Для изучения дисциплины рекомендуется учебник для вузов под общей редакцией профессора В.С. Нерсесянца: «История политических и правовых учений». М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2011, 736 с. Нельзя игнорировать также два новых учебника по данной дисциплине, которые дают возможность увидеть предмет Истории политических и правовых учений под несколько иным ракурсом:

1. История поли­тических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышин. М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2011, 912 с.

Он рекомендован Учебно-методическим объединением университетов Российской Федерации в качестве учебника для магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция». В этом учебнике, подготовленном кафедрой Теории государства и права Московского государственной юридической академии, дан анализ основных направлений политической мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом политическая мысль России представлена более полно, что продиктовано ее особой важностью в свете происходящих в нашей стране перемен и необходимостью переосмысления прошлого.3

2. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Приор–издат., 2004.

Учебник содержит анализ представлений о власти, политики, государстве и праве мыслителей Востока, Запада и России, проживавших в древности, средневековье, Новом и Новейшем времени. Оригинальная манера подачи материала обеспечивает сочетание строгой научности и четкости анализа с доступной и запоминающейся формой изложения содержания политических и правовых доктрин прошлого и современности. Несомненным достоинством учебника является и то, что он опирается на оригинальные тексты мыслителей.4

Традиционно считается, что для сдачи зачёта достаточно знать содержание учебника и лекций. Однако это далеко не так. Конечно, в случае если в лекциях раскрываются темы, не освещенные в учебнике, то его может и хватить на слабую тройку. Практика же показывает, что вопросы для зачёта обычно строятся таким образом, что для полноценного (хорошего и, тем более, отличного) ответа необходимо помимо учебника и хрестоматии изучить дополнительную литературу.

Учебно-методическое пособие не ставит своей целью информировать магистранта обо всей литературе, имеющейся в целом по дисциплине и по отдельным темам в частности. Она поистине безгранична. Ведь в трудах практических всех философов, историков, политических и государственных деятелей Древнего Востока, античности, средневековой Европы и России, Ближнего Востока, периода их новой и новейшей истории, а также в Ведах, Библии, Коране даются своеобразные трактовки проблем государства, закона, права, политики и их соотношение с этикой и моралью.

Кроме того, по различным темам истории политических и правовых учений, в том числе и при изучении взглядов вышеназванных ее представителей опубликовано немало специальных работ. Ознакомление при подготовке к зачёту полностью со всеми этими трудами невозможно, но, все же магистранту необходимо освоить определенный пласт источников и литературы.5 В конце учебной программы, а также после списка вопросов к каждой теме практических занятий, обычно названы те издания, которые для магистранта доступны и могут быть изучены в течение семестра. Естественно, в течение одного семестра он вряд ли сможет ознакомиться со всеми этими произведениями. Но изучение примерно трети названных источников (т.е. 7 - 9 из 27 наи­менований) или 2–3 работ по каждой теме по силам каждому магистранту.

И все же, в первую очередь, при подготовке к практическим занятиям магистрант должен читать труды самих философов. Источники невелики по объему и вполне доступны для восприятия читателя, не имеющего специальной подготовки. Таковы, например, работы Платона, Аристотеля, «Диалоге о государстве» Цицерона, известный трактат Макиа­велли «Государь» (в иных переводах — «Князь»), книга Руссо «Об общественном договоре», «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и другие произведения, а также книга Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (глава IX), работа Бакунина «Государствен­ность и анархия», статьи американских просветителей (федералистов) в газете «Федералист» и так далее.

Многие из философско-политических произведений неоднократно издавались и переиздавались и потому доступны магистрантам. Кроме того, широкие возможности открывают сегодня компьютерные технологии и интернет. С одной стороны, появилась возможность создавать электронные копии редких изданий, а с другой, пользоваться уже имеющимися во всемирной сети электронными библиотеками, имеющимися порой на самых неожиданных сайтах. В то же время их своего рода недостаток заключается в том, что они содержат практически только работы представителей политико-правовой мысли России в XI–XX вв. Однако, кое-где есть материалы и по истории политических учений античности, Востока, Западной Европы (со средних веков и до нашего времени), США.

Часть из доступных произведений не очень сложны для восприятия и, следовательно, магистрант может самостоятельно прочитать и понять их. Изучая же трактаты, например, Монтескье, Канта, Гегеля, магистранту, в случае затруднения или возникновении вопросов по ходу чтения, надо обратиться к преподавателю за разъяснением непонятных моментов. Задача же преподавателя, в свою очередь, заключается не только в том, чтобы просто ответить на вопрос, но также и в необходимости обратить внимание магистранта на специфику работы того или иного философа и в зависимости от времени, в котором последний жил.

Существует много книг, брошюр, статей о жизни и творчестве политических мыслителей, о темах различных разделов дисциплины истории политических и правовых учений. Читать их полезно с непременным учетом следующих замечаний (касающихся изданий до 1993 г.). Большая часть литературы значительной мере морально6 устарела и требует критического к себе отно­шения. К наиболее типичным недостаткам устаревших учебников (I960, 1971, 1972, 1978, 1983, 1988 гг. издания) относится необоснованное противопоставление марксистско-ле­нинско­го политичес­кого учения всем предшествующим учениям как «ошибочным и ненаучным» выражавшим только лишь интересы давно исчез­нувших либо существующих, но реакци­онных классов.

Наиболее типичным результатом идеологической дефор­мации дисциплины истории политических и правовых учений была утраты ценностного подхода к политическим доктринам прошлого, а также игнорирование идей и теорий, выражавших гуманистические начала, общечеловеческие ценности. В истории политических и правовых учений усматривались не многовековое развитие идей, обосновывавших происхождение государства, права, закона, власти (естественные, гражданские, политические) человека; а также поиска оптимального понимания роли законов в государстве, смысла терминов «свобода», «равенства» — а только лишь подтверждение марксистского учения об экономическом базисе и идеологической надстройке, об общественно-экономических формациях и классовой борьбе. Следовательно, при освещении политической мысли до 1917 г. преувеличенное внимание уделялось так называемым «догадкам» – идеям, в чем-то созвучным с постулатами исторического материализма либо политической программой марксизма-ленинизма.

Таковыми, например, были идеи государственного социализма, а также революционные взгляды философов, считавших насильственное свержение прежнего государственного устройства единственно верным путем перехода к новому строю, а также отрица­ющих саму возможность эволюционного развития общества и отвергающих путь реформ. С другой стороны, предвзятой и порой необоснованной критике подвергались те мыслители, которые в свое время в чем-то высказывали несогласие с марксизмом (например, Бакунин, Дюги, Кельзен и др.), отвергались все те идеи и теории, которые в чем-то противо­речили догмам исторического материализма.

Поэтому львиную долю литературы до 1992 года издания, содер­жащей различные сведения по истории политических и правовых учений, можно и нужно изучать при непременном учете ее идеоло­гических деформаций.