Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МГП-1

.pdf
Скачиваний:
94
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
793.91 Кб
Скачать

Подростково молодежные уличные группировки...

публикаций в СМИ и Интернете и т.д. (подробнее о методоло$ гии исследования и источниках см. парагр. 20).

В рамках данного исследования мы не придерживаемся педагогического подхода (хотя отдельные исследователи, подключающиеся к проекту, при желании могут выступать с позиций педагогики), не стремимся давать оценочных суж$ дений об описываемых явлениях (факты говорят сами за себя, позволяя читателям выносить собственную оценку). Мы стремимся находиться на позициях непредвзятого и в достаточной степени отстраненного наблюдения и анализа, предполагающего, что «предубеждения и личные (субъек$ тивные) мнения угрожают истине (и объективности)»5. Прин$ ципиально важным мы считаем при исследовании данной темы (как и при исследовании социальных сообществ вооб$ ще) находиться на позициях уважения к исследуемому объек$ ту. Под уважением мы понимаем не одобрение, а настроен$ ность на то, чтобы представить явление во всей полноте и понять его внутреннюю логику; мы считаем правильным от$ носиться к нашим информантам с позиций не «воспитания», а понимания.

Данный сборник не является просто тематическим сбор$ ником как таковым. Мы поставили себе целью презентовать в рамках сборника программу длительного исследования. Это только первая часть исследовательского проекта, и по$ этому к основному названию сборника «Молодежные улич$ ные группировки» добавлен подзаголовок: «Введение в про$ блематику».

Первый этап проекта закончился подготовкой данного сборника. На первом этапе осуществлено пилотное исследо$ вание с целью конкретизации объекта и предмета изучения; составлен опросник, по которому предполагается провести дальнейшую работу.

Второй этап предполагает выпуск «промежуточных» сборников, предположительно построенных по тому же прин$ ципу, что и данный, первый сборник. В сборниках будут

11

Д.В. Громов

рассмотрены различные аспекты повседневности молодеж$ ных уличных группировок второй половины ХХ – начала XXI веков. Предполагаемое количество «промежуточных» сборников не определено, решение об их количестве будет приниматься в зависимости от объема накопленного матери$ ала. Возможно проведение дополнительных, уточняющих опросов по конкретным темам.

На третьем этапе долговременного проекта будет осу$ ществлен выпуск коллективной монографии, в которой бу$ дет сведена воедино полученная в ходе проекта информа$ ция о молодежных уличных группировках в СССР и в госу$ дарствах, впоследствии образовавшихся на его территории.

Концептуальный замысел данного сборника (а впослед$ ствии – «промежуточных» сборников) предполагает выделе$ ние двух разделов.

Первый раздел включает исследовательские тексты, по$ священные различным аспектам рассматриваемой нами темы: повседневности и истории развития молодежных уличных группировок, закономерностям нормирования поведения в группировках, идеоцентрическим группировкам (на приме$ ре субкультуры скинхедов).

Второй раздел содержит полевые материалы – очерки, составленные на основе интервью. Все интервью взяты с помощью представленного здесь же опросника. Собственно,

опросник является ядром исследовательской программы: предполагается, что к проекту подключатся исследователи из разных регионов, которые будут осуществлять работу на основе данного опросника. Применение единой программы для исследования позволит создать общую, унифицирован$ ную картину рассматриваемого нами явления в разные ис$ торические периоды и в различных регионах.

Во вступительной статье к сборнику мы постараемся дать общую канву исследования:

1) представить перечень литературы, накопившейся по теме (см. сноски 1–3 и проч.);

12

Подростково молодежные уличные группировки...

2)рассмотреть, что же на настоящий момент известно об уличных пацанских группировках рассматриваемого нами региона, очертить набор и степень вариативности их пара$ метров (см. парагр. 1–19);

3)наметить основные направления и методологию иссле$ дования (см. парагр. 20).

1. Общие характеристика (молодежь, улица, группировка)

Обрисуем объект нашего исследования. Для этого рас$ смотрим все три понятия, входящие в заглавное для данного сборника выражение «молодежные уличные группировки», а именно: «молодежные», «уличные», и «группировка».

Молодежь. Костяк молодежных уличных группировок – молодые люди в возрасте 14–19 лет. Нижняя возрастная граница для этой группы трудноуловима; необходимо учи$ тывать, что в советские годы дети проводили много времени во дворе6; при такой ситуации вхождение детей и подрост$ ков в группировку было постепенным. Верхняя возрастная граница часто предполагает уход в армию; отслужившие, как правило, в пацанские группы уже не входят.

Строго говоря, рассматриваемая группа (14–19 лет) вклю$ чает в свои ряды представителей двух возрастных перио$ дов – подростков (10–14 лет) и молодежь (15–22 года)7. Кор$ ректно употреблять выражение подростково молодежная группировка, для краткости мы иногда называем группиров$ ки молодежными.

Представители рассматриваемого нами социально$возра$ стного слоя часто называют себя пацанами (прилаг.: пацанс кий, пацановский)8. Это самоназвание мы широко использу$ ем далее для обозначения исследуемого объекта. Как само$ название слово «пацан» появилось в середине 1980$х годов, ранее пацанами называли мальчишек (детей)9. Чтобы выде$ лить пацанов, следующих нормативным правилам уличных

13

Д.В. Громов

сообществ, из всех прочих молодых людей, часто добавляют прилагательные настоящий, чёткий, серьезный, реальный, правильный, конкретный, ровный, здравый и др. В разных городах это самоназвание варьируется, например, наш ин$ формант из Тюмени отметил: «У нас говорят настоящие пацаны, или реальные пацаны. Серьезные не говорят»10. В последние годы широкое распространение получило выра$ жение нормальные пацаны. «Нормальной» называет себя молодежь, не относящаяся ни к неформалам, ни к кримина$ лу11. Нормальными называют себя и рассматриваемые нами уличные пацаны12. Устарели слова центровой13 и основной, как называли авторитетных пацанов (в некоторых городах «центровыми», напротив, звали тех, кто живет в центре), появилось слово районник.

Стоит отметить, что слово гопники, которое на слуху в обществе, как нам кажется, мало подходит для описания интересующего нас социально$возрастного слоя (как и пред$ шествовавшее ему слово шпана). Сами пацаны гопниками себя не называют, это слово знают разве что наиболее «про$ двинутые» из них (те, кто читает прессу и ориентируется в Интернете). В пацанской среде сейчас иногда употребляют слово «гопник», но как имеющее негативную окраску, по отношению к наиболее агрессивным и криминализирован$ ным группировкам.

В социальном отношении основную массу пацанов состав$ ляют молодые люди из семей с низким уровнем образова$ ния. Например, социальный срез дают данные задержания милицией участников уличных беспорядков (противостоя$ ния московской молодежи и «люберов») 22 февраля 1987 г.: «Учащихся ПТУ – 129, школ – 47, вузов – 6, средних спе$ циальных учебных заведений – 31, неработающих – 5»14.

Улица. Как нам кажется, ключевым для рассмотрения интересующего нас социально$возрастного слоя является понятие улицы как основного пространства повседневной жизненной активности. Именно улица и семантически при$

14

Подростково молодежные уличные группировки...

равненные к ней территории (см. параграф 11) для молодых людей данной категории являются значимым местом повсед$ невного жизни.

Пример структуры досуговой занятости молодежи содер$ жится в результатах исследования НИЦ «Регион», прове$ денного в 2003–2004 годах в ряде средних и малых городов России. Было выделено пять типов подростково$молодеж$ ных компаний (примерно половина опрошенных отнесла себя более чем к одной из групп): «клубисты», проводящие время в клубах, на дискотеках, в кафе и неформальных тусовках (к таковым отнесли себя 32% опрошенных); «тусовщики по интересам», отдающие предпочтение спортивным, компью$ терным клубам и проч. (27%); «домашние дети» (31%); «круж$ ковцы», обучающиеся в художественных и музыкальных школах, посещающие кружки и библиотеки (17%) и «дворо$ вые», которые собираются недалеко от дома – в подъездах, дворах, на улице (38%)15. Интересующий нас социальный слой соответствует последней из перечисленных категорий – «дво$ ровой» молодежи. Предположительно, среди юношей этот процент значительно выше (девушки же большую часть вре$ мени проводят вне пространства улицы).

Чаще всего рассматриваемые нами сообщества являются локоцентрическими, т.е. организуются по территориальному принципу (в отличие от идеоцентрических сообществ, фор$ мирующихся вокруг тех или иных символов – музыкальных стилей, форм деятельности и т.д.). Так, например, В.Ф. Пи$ рожков, перечисляя группировки г. Пскова [1980$е гг.], упо$ минает 36 названий, причем только одна из группировок пост$ роена по идеоцентрическому принципу (рокеры – мотоцикли$ сты) и одна отмечена как «общегородская» («Штаты» – ту$ совка у авто$ и железнодорожного вокзалов)16.

Можно встретить локоцентрические группировки, сфор$ мированные по принципу общего места обучения (школа, ПТУ, техникум), тренировок в спортивной секции. В качестве груп$ пировок могут называть «неформальные» группы или груп$

15

Д.В. Громов

пы, основанные на общем увлечении; обычно это объедине$ ния, следующие стандартам брутальной маскулинности (на$ пример, металлисты или упомянутые выше рокеры).

Самоназвания группировок чаще всего соответствуют на$ званиям районов или обозначениям характерных объектов городского ландшафта. Например, в Лодейном поле Ленинг$ радской обл. группировка володары называется так по ул. Володарского, на которой она базируется17.

Группировка. Мы использовали в заглавии слово группи ровка как наиболее часто встречающееся в литературе по данной тематике. В действительности же этот термин имеет серьезный недостаток: под группировками обычно понимают в достаточной степени криминализированные, структуриро$ ванные и агрессивные группы. При фиксации на «группиров$ ках» выпадают из зоны внимания некриминальные, аморф$ ные и миролюбивые сообщества, для которых было бы пра$ вильнее использовать слова компания, группа и т.п. Вынести такие компании за рамки обсуждения, по нашему мнению, никак нельзя, а граница между «мирными» дворовыми ком$ паниями и «аргессивными» группировками очень размыта.

Составить единое, стандартное для всех уличных групп описание невозможно. Однако по отдельным параметрам мож$ но выявить разброс характеристик. Например, в качестве таких параметров можно указать:

степень организованности (аморфность vs организован$ ность);

степень сексизма, нормативную для участников груп$ пы (равноправие полов vs сексизм);

степень агрессивности, нормативной для участников группы (неагрессивность vs агрессивность);

степень криминализации группы (законопослушность vs преступность);

степень униформированности группы (вольный стиль vs униформирование);

степень увлеченности спортом; и т.д.

16

Подростково молодежные уличные группировки...

При обсуждении «пацанской» тематики в различных ауди$ ториях мы неоднократно слышали вопрос: «А являются ли пацаны субкультурой?» Вопрос непростой, особенно при мно$ жественности определений понятия «субкультура». Нам ка$ жется, что при рассмотрении пацанских группировок необ$ ходимо говорить не столько о субкультуре, сколько о соци ально возрастной группе.

2. История развития

Несомненно, изучение пацанской среды нужно проводить в культурно$историческом контексте. На разных историчес$ ких этапах данный социально$возрастной слой имел раз$ личные особенности, хотя и можно с уверенностью говорить о существовании определенных констант, мало подвержен$ ных влиянию времени.

Вызывает затруднение вопрос: насколько давно существует рассматриваемый нами социальный слой. Существует мне$ ние, что появление агрессивных молодежных субкультур в России относится к 90$м годам XIX века. В это время в круп$ нейших городах России появились группы подростков и мо$ лодых людей, которые занимались антиобщественной дея$ тельностью – битьем фонарей и окон, выкрикиванием непри$ стойностей, агрессией по отношению к прохожим и т.д. Этот тип преступности получил название хулиганства, а сами мо$ лодые люди стали называться хулиганами или шпаной18.

Однако, как нам кажется, правильным будет хронологи$ ческое ограничение начала исследуемого явления 1950$ми го$ дами. Выбор именно этой хронологической границы обуслов$ лен тем, что к 1950$м годам в общих чертах была преодолена послевоенная разруха, и с этого момента начался относительно стабильный период существования советского общества.

Рассматривая развитие уличных пацанских группировок второй половины XX – начала XXI веков, мы бы выделили три этапа.

17

Д.В. Громов

Этап 1. 1950–1980 е годы.

Рассматривая материалы этого периода, мы пришли к выводу, что в городах сложился и существовал большой со$ циально$возрастной слой «дворовых» подростков и молоде$ жи. Этот слой был склонен к формированию сообществ (груп$ пировок), что происходило преимущественно по территори$ альному принципу. Несмотря на разобщенность группиро$ вок, при их сравнении выявляется много типичных черт.

Сходство обнаруживается в том, что касается закономер$ ностей формирования группировок, их социального состава, повседневного пространства, распределения ролей в груп$ пировке, выбора мест для тусовок и драк, мотивации прове$ дения драк, закономерностей раскручивания конфликтов, регламентации использования оружия, стилевых особеннос$ тей поведения, формирования кодекса чести, перечня огра$ ничений на насилие, ритуалов начала драки, распределения ролей в драке, закономерностей примирения и т.д.

Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно однородный и однотипный социальный слой возник на об$ ширнейшем пространстве Советского Союза19, в городах, территориально отдаленных друг от друга. В те времена не существовало информационного поля, которое могло бы под$ держивать формирование и воспроизводство пацанских группировок; иначе говоря, у участников таковых группи$ ровок практически не было возможности узнать что$либо о таких же группировщиках из других городов. Поэтому воз$ никновение однотипного социального слоя следует искать в неких социально$экономических и идеологических реа$ лиях Советского Союза. В числе таких причин можно на$ звать:

влияние сельских традиций досугового времяпровож$ дения молодежи (речь идет прежде всего об агрессивном поведении компаний молодых мужчин)20;

влияние фронтовых традиций (молодежь конца 1940$х – 1950$х годов, когда происходило формирование интересую$

18

Подростково молодежные уличные группировки...

щего нас слоя, – это дети и младшие братья солдат Великой Отечественной войны);

влияние уголовных традиций (для криминализирован$ ной части рассматриваемого нами социального слоя);

влияние моральных традиций советского спорта (для молодежи, ориентированной на физическую культуру как ценность); и т.д.

К концу рассматриваемого периода наметилась тенден$ ция к увеличению численности идеоцентрических сообществ молодежи и в то же время к уменьшению численности сооб$ ществ территориальных. Необходимо отметить, что данный процесс представляет собой общую тенденцию для совре$ менного общества21.

Этап 2. 1990 е годы.

В контексте пацанских группировок необходимо рассмат$ ривать бандитские формирования, наводнившие Россию и страны СНГ в 1990$х годах. «Бригады» данного типа при$ влекли в свои ряды большое количество уличной молодежи. Некоторые приходили в банды сразу из дворовых группиро$ вок и молодежных спортивных секций. Некоторые станови$ лись бандитами, уже отслужив в армии и даже отвоевав в Афганистане, но при этом они были, опять же, выходцами из пацанских компаний. Не удивительно, что, организовыва$ ясь в «бригады», бывшие пацаны строили их по принципу уже знакомых им уличных группировок; сходство можно проследить в принципах организации, в способах разреше$ ния конфликтов, в сленге и т.д. 1990$е стали десятилетием, когда пацанские компании стали ступенькой для криминаль$ ной социализации – включения в бандитские сообщества.

Впрочем, при этом нельзя сказать и о слиянии уличных пацанских группировок и криминальных «бригад». Хотя пе$ реход из первых во вторые и упростился, но исследование тех времен даст нам множество примеров «обычных» улич$ ных компаний, не связанных (или очень слабо связанных) с

19

Д.В. Громов

преступным миром. То есть стоит говорить не о слиянии па$ цанской среды с криминалом в этот период, а о возникнове$ нии «социального лифта», позволяющего уличной молодежи из группировок довольно легко переходить в бандформирова$ ния (т.е. вероятность криминальной социализации, которая и так была для пацанов большой, еще больше повысилась)22.

Хотя криминальные «братки» и стали одним из символов 1990$х, но научных исследований о них крайне мало, можно назвать разве что работы В.В. Волкова23, но и в них основное внимание уделяется социально$экономическим механизмам, а не интересующему нас социально$антропологическому ана$ лизу.

Этап 3. Конец 1990 х – 2000 е годы.

Продолжается размывание территориальных уличных сообществ. Особенно заметен этот процесс в крупных горо$ дах. Тем не менее, исследования фиксируют даже в Москве сообщества, которые типологически очень близки традици$ онным пацанским группировкам советских времен24.

Вто же время всё больший вес приобретают идеоцентри$ ческие объединения, которые строятся во многом по прин$ ципам традиционных пацанских группировок – скинхеды, рэперы, футбольные фанаты и др. Эти объединения оттяги$ вают на себя часть «пацанского» контингента.

Впоследние годы наблюдается волна мифологизации па$ цанов: обсуждение темы «гопника» происходит на специа$ лизированных интернет$ресурсах25. Молодые пользователи Интернета (как правило, студенты, имеющие к уличным па$ цанам довольно отдаленное отношение) упражняются в ост$ роумии, создавая виртуальные образы недалеких и агрес$ сивных гопников. Исследователю материалы такого типа надо воспринимать крайне осторожно.

Анализируя уличные пацанские группировки разных вре$ мен и разных регионов, можно отметить, что при всей исто$ рической динамике их бытование предполагает определен$

20