Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК_зарубежные СМИ_Бушев.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
779.25 Кб
Скачать

Der Spiegel

Специализация:информационно-политический

Периодичность:еженедельно

Язык:немецкий

Главный редактор:Матиас Мюллер, Георг Масколо

Издатель:SPIEGEL-Verlag

Страна:Германия

Дата основания:4 января 1947

Тираж:1 113 078 (2005)

ISSN: 0038-7452

Веб-сайт:spiegel.de

Der Spiegel, «Шпи́гель» (нем. Der Spiegel — «зеркало») — один из известнейших еженедельных журналов Германии. Сам журнал описывает себя как «самый значимый информационно-политический журнал Германии и Европы с самым большим тиражом». В среднем в неделю продаётся около 1,1 миллионов экземпляров. В 2004 году журнал прочитали 5,69 млн человек.

История журнала

Сразу после Первой мировой войны Лионом Фейхтвангером в Мюнхене издавалась газета под названием «Der Spiegel», которая в ноябре 1908 объединилась с газетой «Шаубюне» Зигфрида Якобсона.

Первое издание после Второй мировой войны вышло в свет 4 ноября 1947, в субботу, в Ганновере, как преемник газеты «Diese Woche». Журнал следовал образцу американских и британских новостных изданий, в первую очередь — журналу «Time». Некоторое время молодые немецкие редакторы, под руководством Рудольфа Аугштайна, пытались выполнять свою работу по принципам критической и серьёзной журналистики, что приводило к тому, что обвинения звучали даже в адрес союзников (противники Германии в Первой и во Второй мировой войне). Правительство в Лондоне и три другие оккупационные державы протестовали против такой формы предоставления информации и избавились от журнала.

Рудольф Аугштайн получил лицензию на издательскую деятельность и переименовал журнал в «Der Spiegel». С первого номера в январе 1947 он был издателем и шеф-редактором. Редакция находилась в ганноверском Анцайгерхоххаус (одном из первых высотных домов Германии).

У Der Spiegel в начале и в середине своего существования было относительно большое влияние. Именно с Der Spiegel связан самый громкий скандал вокруг ущемления свободы слова в послевоенной Германии, так называемый «Скандал со Spiegel», Spiegel-Affäre. Разразившийся в 1962 г. скандал был вызван целым рядом весьма критических статей журнала Der Spiegel, посвящённых проблеме коррупции в министерстве обороны. В частности, журналисты проливали свет на личную заинтересованность министра обороны Франца-Йозефа Штрауса при распределении строительных подрядов. По мнению журналистов, министр получал крупные взятки, «откаты», от строительных компаний, в частности, компании FibAG. Кроме того, Der Spiegel регулярно в очень жёсткой форме критиковал планы министра обороны превратить Германию в ядерную державу. В условиях жесточайшей холодной войны, по мнению редакции, вооружение бундесвера ядерным оружием означало превращение ФРГ в цель для советских ядерных ракет, а значит, в случае возможной войны — полное уничтожение Западной Германии. Кульминацией конфликта стала опубликованная в октябре 1962 года статья под названием «Условно обороноспособны» (Bedingt abwehrbereit), посвящённая итогам учений НАТО Fallex-62. Журнал распространил информацию, что, по результатам этих учений, ни бундесвер, ни объединённая натовская группировка, расположенная на территории ФРГ, не в состоянии в случае возможной войны удерживать Западную Германию более, чем две недели. Реакция Штрауса последовала незамедлительно: редакция была обвинена в разглашении государственной тайны, здание редакции было захвачено спецназом минобороны, архив конфискован, а ведущие сотрудники, включая Рудольфа Аугштайна, арестованы. Также был арестован ряд сотрудников минобороны, предположительно передавших журналистам секретные материалы. Впрочем, через некоторое время конфликт был исчерпан: министр Штраус ушёл в почётную отставку и стал руководить баварским христианско-демократическим союзом (ХСС), а сотрудники редакции были оправданы и отпущены на свободу.

В результате этих событий влияние ещё больше увеличилось. В результате скандала широкие слои населения в особенности представители молодёжи и критически настроенной интеллигенции встали на сторону журнала и выступали за свободу мнения и свободу печати.

В эру Кристиана Шульца-Герштайна культурный отдел журнала достиг своей высшей точки.

После появления конкурирующего издания «Focus» произошли ощутимые изменения; однако журналистское влияние оставалось таким же. «Focus» изначально позиционировал себя как альтернативу «Der Spiegel».

С середины 90-х годов под руководством шеф-редактора Штефана Аугуста и под давлением конкуренции отмечается поворот «Der Spiegel» к неолиберальным взглядам. Одновременно с этим журнал упрекают в том, что он всё больше становится «бульварным» изданием, хотя статьи остаются всё такими же объёмными и увлекательными.

Опрос 1536 немецких журналистов в начале 2005 года показал, что 33,8 % считают «Der Spiegel» ведущим изданием; «Süddeutsche Zeitung» — 34,6 %, «Focus» — 4,6 %. В 1993 году две трети опрошенных журналистов отдали свои голоса в пользу «Der Spiegel».

Аугштайн оставался издателем до конца своих дней (7 ноября 2002), но до сих официальный издатель именуется как Рудольф Аугштайн. В наши дни шеф-редактором является Георг Масколо.

Издательство Spiegel[править | править исходный текст]

Штаб-квартира издательства находится с 1952 года в Гамбурге на улице Брандствите и выпускает наряду с основным изданием также Manager-Magazin. Аугштайн в своём завещании указал, что его наследники — акционерное меньшинство с 25 %[источник не указан 1186 дней] акций — не имеют права решающего голоса в Совете акционеров. 50,5 % акций издательского холдинга «Rudolf Augstein GmbH» принадлежит коммандитному товариществу рабочих. Остальными 24,5 % акций владеет гамбургский медиа-концерн «Gruner und Jahr», дочернее предприятие «Bertelsmann AG».

Spiegel online был основан в 1994 году. Принадлежит совместно с Manager Magazin Online предприятию SPIEGELnet AG, 100 % акций которого владеет издательство. Материалы пишет собственная редакционная команда, некоторые перешли сюда из новостных агентств. С 2000 года Spiegel Online придерживается строго курса экономии. Авторы оплачиваются не по «Spiegel-тарифу», а по собственному «Spiegel-Online-тарифу». С 2002 года предоставляется платный доступ к архиву статей.

Онлайн бесплатно можно найти материалы, которые будут напечатаны в ближайшем номере «Der Spiegel», за исключением главной темы.

Шеф-редактор — журналист Маттиас Мюллер фон Блуменкрон.

Интересные факты

В 1970-1980-е годы спецкором «Der Spiegel» в СССР был Норберт Кухинке, известный в России по съёмкам в фильмах «Осенний марафон» и «Настя».

Рубрикация материалов по темам на сайте:

Politik

Wirtschaft

Panorama

Sport

Kultur

Netzwelt

Wissenschaft

Gesundheit

einestages

Karriere

Uni

Schule

Abi - und dann?

Querweltein

Leben U21

Wissen

Reise

Auto

http://inosmi.ru/

http://inosmi.ru/spiegel_de/

После критики Путина в прямом эфире: «Теперь меня на российское телевидение никто не пригласит» ("Der Spiegel", Германия)

Американский журналист Джеймс Керчик осудил принятый в России путинский закон, направленный против геев, и сделал это в прямом эфире российского государственного телеканала. В своем интервью он объясняет, что стало причиной его выступления и почему он призывает последовать его примеру.

Аннете Лангер (Annette Langer)

Сюжет: СМИ о ЛГБТ

Своим партизанским выступлением, сделанном в ходе интервью, американский журналист Джеймс Керчик (James Kirchick) поставил в сложное положение ведущих российского государственного телеканала RT, лояльно настроенных по отношению к правительству страны. Первоначально этого 30-летнего американца пригласили поговорить об информаторе портала WikiLeaks Брэдли Мэннинге (Bradly Manning). Но как только началась передача, Керчик хлопнул своими раскрашенными в цвета радуги подтяжками и приступил к делу.

По его собственным словам, он хотел говорить не о Мэннинге, а о законе против пропаганды гомосексуализма среди малолетних. По его словам, выступая на таком пропагандистском телеканале, как RT, он должен был указать на то, что этот закон объявляет гомосексуалистов преступниками и способствует проявлению по отношению к ним насилия и ненависти. Он должен был указать ведущим телеканала на то, что этот закон «был собственноручно подписан их казначеем».

Совершенно неготовая к этой ситуации телеведущая Юлия Шаповалова не имела никаких шансов каким-то образом прервать бурный словесный поток американского журналиста. «Вы имеете в своем распоряжении 24 часа в сутки для того, чтобы распространять ложь о Соединенных Штатах, - заявил возмущенный Керчик. - А мне нужно всего две минуты для того, чтобы поговорить об этом законе».

Другой телеведущий Айвор Кротти (Iror Crotty) заметно нервничал в этот момент. Перед тем, как прервать разговор, он указал своему собеседнику на то, что телеканал RT как раз недавно подготовил интересную передачу на эту тему, которую теперь можно посмотреть на портале YouTube. В этом материале телеканал RT представил в том числе результаты опроса общественного мнения, проведенного в апреле Левада-Центром. Согласно полученным данным, 43% россиян считают, что гомосексуальность является извращением или дурной привычкой. А еще 35% опрошенных убеждены в том, что это болезнь.

В интервью с корреспондентом портала Spiegel Online Керчик объясняет, почему он выступил со своим заявлением. При этом выпускник Йельского университета проявляет себя как консервативный американец: собственно, во время этого выступления он хотел высказать свою точку зрения и об Эдварде Сноудене (Edward Snowden) и сказать, что «Москва предоставила убежище американскому предателю, поскольку он и есть предатель».

Spiegel Online: Г-н Керчик, вы запланировали свое бурное выступление на российском телеканале RT или это было спонтанным решением?

Джеймс Керчик: Это было запланировано. Я несколько раз спросил, действительно ли мы будем в прямом эфире, и это нужно было для того, чтобы они не могли меня потом вырезать. В нормальной ситуации я бы никогда не принял участия в этой программе. Накануне вечером я гулял по Стокгольму и отчаянно пытался найти флаг с цветами радуги или какой-нибудь другой аксессуар, который бы подпадал под действие путинского антигейского закона. В небольшом магазине я нашел яркие подтяжки для брюк.

- Является ли подобного рода анархическое интервью единственной формой, с помощью которой еще можно выступить в поддержку прав геев на российском телевидении?

- В любом случае оно было воспринято позитивно. Я получил большую поддержку по всему миру и могу рекомендовать любому человеку последовать моему примеру, если его попросят об интервью. Нужно объяснить публике и людям, которые там работают, что они работают на диктатуру.

- Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян заверила: «Когда Россия воюет, мы тоже участвуем в войне». Насколько зависимым является этот телеканал от правительства?

- Нет никаких сомнений в том, что телеканал RT на 100% контролируется правительством. Иногда там присутствует умеренная критика, но, по сути, там проводится путинская пропаганда. Циничная, весьма изощренная форма пропаганды. Успех RT основан на том, что он пытается представить себя изысканным и прогрессивным. Это нравится молодым людям, которым основательно надоела пролетарская культура прошлого периода. Не следует недооценивать влияние этого телеканала, у него миллионы зрителей и больше миллиарда просмотров на портале YouTube.

- Британский актер и писатель Стивен Фрай (Stephen Fry), который является геем, в своем открытом письме призвал к бойкоту зимних Олимпийских игр в Сочи из-за дискриминации гомосексуалистов. Путин превращает геев в козлов отпущения, и то же самое делал Гитлер с евреями, заявил Фрай. В Twitter он отметил вашу смелость и страстность.

- Я очень горжусь похвалой Фрая. И он прав. Если вы в законе о запрете так называемой гей-пропаганды среди малолетних замените слово «гомосексуальный» на слово «еврейский» или «афроамериканский», то это вызовет возмущение во всем мире. Но, по-видимому, к геям все еще подходят с другими мерками.

- Министр иностранных дел Гидо Вестервелле считает идею бойкота Олимпийских игр «контрпродуктивной». Вы сами поддерживаете бойкот?

- Необязательно. Однако Международный олимпийский комитет должен в любом случае заявить формальный протест против принятого в России антигейского закона. Ведь в данном случае речь идет не только о правах человека или о политике, но и о безопасности спортсменов и гостей Сочи.

- У вас было всего около двух минут для того, чтобы высказать свою точку зрения на телеканале RT. Что бы вы еще сказали, если бы вас не прервали?

- Я потребовал бы освободить участниц группы Pussy Riot, а также Михаила Ходорковского и всех политических заключенных в стране. Я бы сказал о роли России в сирийском конфликте, а также об оккупации Грузии.

- Есть ли у вас дальнейшие планы такого рода выступлений на телевидении?

- Нет, я боюсь, что теперь никто меня из России не пригласит.

Молодежь в России: главное – ненависть ("Der Spiegel", Германия)

Оскар Пигса (Oskar Piegsa)

30/07/2013

«Мы все ненавидим ментов», «голубых» следует направлять в «печь Освенцима» – российский активист левого движения Петр Силаев под псевдонимом DJ Сталинград написал книгу о молодежи, представители которой увлечены панком, насилием и яростью. Но каким образом этот независимый левак с фашизоидными фантазиями превратился в борца за доброе дело?

Рано утром 21 августа 2012 года испанские полицейские начали штурм многоместной комнаты в одном из хостелов в Гранаде и через некоторое время увели в наручниках некоторых из постояльцев, путешествующих с рюкзаками. Петр Силаев, русский парень, которому тогда было 27 лет, узнал в то утро, что он является находящимся в международном розыске преступником.

Причина: летом 2010 года он был активным участником протестов против строительства автомагистрали в окрестностях Москвы. Во время беспорядков был причинен ущерб в размере приблизительно 9 тысяч евро. Теперь российские власти обвиняют Силаева в нарушении статьи 213 Уголовного кодекса, ключевое слово – «хулиганство». Его подозревают в том, что он был организатором нападения представителей движения антифашистов на одно из государственных учреждений. Если он окажется во власти российского суда, то его ожидает такая же участь, как и женщин из Pussy Riot, и он может быть приговорен максимально к двум года тюремного заключения или к полутора годам исправительных работ. Хотя Финляндия еще до ареста предоставила Петру Силаеву политическое убежище, ему было запрещено покидать Испанию.

Только в феврале этого года он вновь получил свободу передвижения, хотя и относительную: Интерпол вычеркнул его из своей базы данных, однако Москва все еще рассчитывает на его скорый арест и выдачу российским властям – по крайней мере, так описывает ситуацию сам разыскиваемый, а также организация по оказанию помощи Fair Trials International, взявшая теперь на себя его защиту.

«Мы все ненавидим ментов»

Спустя примерно год после того, что произошло на испанской молодежной туристической базе, в берлинском издательстве Matthes & Seitz Berlin вышел перевод книги под названием «Исход» (Exodus), которую Силаев опубликовал в России под псевдонимом DJ Сталинград. Однако недавно он раскрыл свое авторство. Книга «Исход», если судить по названию, представляет собой сочинение об исправлении с религиозными отголосками. Но это также книга, играющая на руку его недругам. Безымянный рассказчик от первого лица, которого легко можно принять за самого Силаева, описывает российскую левацкую автономную молодежь как полную ненависти, насилия и склонную к «хулиганству», как молодежь, давно оставившую позади себя простое причинение материального ущерба.

«Мы все ненавидим ментов, каждый истинно советский человек», – пишет Силаев. «Менты» – это фронтовые солдаты государства, в котором массы лишены справедливости, а каждый отдельный человек не имеет ценностей, выходящих за пределы его индивидуального счастья. «Все мы поганое постсоветское поколение, у нас ничего нет, никаких целей и принципов, – объясняет повествователь Силаева. – Но тоска по подвигу осталась где-то глубоко, во мне и в прочих людях, кто еще не сделал в квартире евроремонт». Он и его группировка – это молодые, образованные и лишенные шансов люди; в этой жизни мало что имеет для них значение. «Мы все рождены для войны, чтобы идти в ровных шеренгах на бойню. Прямо на пулеметное гнездо, прямо на минное поле».

В числе сопровождающих одной хардкор-группы рассказчик и его приятели ездят по Подмосковью, а также выступают на чужом поле вместе с украинскими ультрас. Куда бы они ни приехали, их уже поджидают «менты», деревенские пролы и хулиганы. Союзников нет. Во время первомайской демонстрации они смешались с старыми сталинистами и национал-большевиками (достойная внимания биография их основателя Эдуарда Лимонова вышла в том же издательстве), однако сделано это было только для того, чтобы выступить в качестве черного блока и устроить беспорядки. Насколько на самом деле повествователю близка эмансипаторная политика, остается неясным. Левый радикализм и гомофобия для него не исключают друг друга, иногда при организации нападений в списке объектов находятся «модные п...» или типы с «прическами, как у голубых». Но когда он приходит в большое возбуждение, то это звучит так: «Fuck, в печь этих скотов, в Освенцим, никого не жалко». Главное – ненависть.

«Старое доброе ультранасилие»

Подобные юношеские воспоминания продолжают терзать рассказчика, тогда как написание книг становится для него терапией. «Я вспоминаю, чтобы забывать», – так говорится в начале книги «Исход». Оглядываясь назад, рассказчик перескакивает по ассоциации с одной драки на другую и вставляет в их описание перекрестные сноски, в том числе из ненавистного Запада. Он мечтает о «старом добром ультранасилии», и в этот момент становится похожим на Алекса из «Заводного апельсина». Он прославляет саморазрушительные выступления панк-рокера GG Allin («последний пророк рок-н-ролла»») и осторожно демонстрирует симпатию к американскому террористу Теодору Качинскому («Тед»). Контекст «Исхода» является специфически постсоветским, и тем не менее: ненависть к сытому и инертному обществу, а также мрачное мерцание изгоя (outlaw) являются, скорее всего, универсальными.

Издательство рекламирует эту книгу как «аутентичный роман о становлении личности». Вместе с тем через некоторое время насилие в «Исходе» начинает напоминать комиксы. Каждый раз полицейским или другим недругам удается «поиметь всех» автономных леваков (метафорически или буквально – вопрос остается открытым). Один раз речь заходит о том, как «через ванны с кислотой на спор прыгали». И здесь на головы действующим лицам часто обрушиваются стальные трубы, после чего трудно представить себе, что они не обладают сверхчеловеческой способностью к выживанию.

В послесловии рассказчик Силаева – или Силаев сам – дерзким образом приносит свои извинения. Что касается интереса к Теодору Качинскому, то он говорит: «А кто из нас без греха?» И об уличной борьбе: «Речь шла о нацистах. Все субкультруры тех лет контролировались на улице нацистскими группировками… Нас это, естественно, не устраивало». Как это соотносится с его собственными фашизоидными фантазиями о войне, героизме и очистительном насилии, он, к сожалению, не объясняет.

Петр Силаев, перешедший от уличной борьбы к гражданскому неповиновению, и после прочтения «Исхода» остается загадочной фигурой.

Несколько интересных обложек: