Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Khellinger_Bert_Poryadki_lyubvi.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
10.06.2015
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Оставить в покое то, что было

Б.Х. (Дагмар): Один из принципов системных порядков, господствующих в семьях, состоит в том, чтобы позволить всем прошедшим событиям закончиться по-настоящему. Это очень важно. Тому, что произошло в одном из поколений твоей семьи - в поколении твоей бабушки, ты должна позволить принадлежать только прошлому. То же самое применимо и по отношению к Франку и симптомам семейно-системных болезней: как только ты осознаешь, что их надо оставить в прошлом, они гоже могут оставить тебя в покое. Все существующее преходяще, и мы как должно признаем и уважаем, события жизни только при условии, что в правильный момент позволим им принадлежать только прошлому. Во время терапии мы возвращаемся в прошлое в тех случаях, когда должны найти то, к чему все еще привязаны, или для того, чтобы обрести там силу, необходимую для будущего. Поэтому при расстановках нельзя слишком далеко забираться в прошлое семьи и ее поколений, кроме тех случаев, когда какая-то действительно серьезная проблема воздействует на членов семьи вплоть до настоящего времени. Например, формировать констелляцию из людей прошлых поколений, включая пятое, не следует. Четвертое поколение является пределом. В старинных семействах, гордящихся своей длинной родословной (например, в аристократических), негативные события прошлого долго продолжают оказывать влияние, и целая система не может обрести покоя.

Дагмар: Обретение покоя — прекрасное чувство.

Б.Х.: Нам удастся испытать это чувство, если мы оставим в покое умерших. Только тогда они почиют в мире. В «Элегиях замка Дуино» Рильке есть одно место, в котором говорится об умерших: «Рано ушедшие легко отвыкают от земного существования». Умершим необходимо некоторое время для того, чтобы отвыкнуть от жизни, и тогда они вступят в другую область существования, откуда нам не позволено их «вытягивать». В стихотворении Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» Орфей собирается возвратить Эвридику из Царства мертвых, но она колеблется, потому что, по словам Рильке: «Она существовала только в себе. И сознание собственной смерти наполнило ее, словно бесконечное богатство».

Еще что-то, Дагмар? По-моему, ты выглядишь так, будто тебе все стало ясно.

Пламя и пепел

Дагмар: Я чувствую себя очень, очень, очень хорошо. Правда, у меня есть еще кое-что, о чем мне следовало бы здесь сказать, но мне этого не очень хочется.

Б.Х.: Тогда и не говори. Прежде чем начать говорить о чем-либо, ты должна быть уверена в том, что это будет правильным для тебя. Если же у тебя все еще есть сомнения, не следует ничего говорить.

Дагмар: Все же я хочу сказать, что я заметила...

Б.Х.: Нет. У меня такое впечатление, что сейчас тебе еще не следует об этом говорить.

(Группе): Важно, чтобы терапевт берег тайны пациента и не старался узнать их. Если мы вытянем на свет то, что не открывается перед нами само по себе, оно сразу же потеряет свою силу.

Ида: То, что происходит здесь, одновременно и ясно и неясно для меня.

Б.Х.: Большое и значительное волнует нас, но мы не в состоянии ухватить или осознать его. Оно остается для нас тайной. Когда мы стараемся его проанализировать, чтобы точно знать, в чем оно состоит, от его пламени останется только пепел.

Исчезновение болей в спине

Утэ: Я чувствую себя хорошо. Я очень устала. Но сейчас я уже снова в состоянии участвовать в работе. Я должна поблагодарить всех, кто дал мне что-то и в единении со мной отдал что-то свое для расстановки моей семьи. Да, сейчас мне действительно хорошо. Кроме того, у меня исчезли боли в спине. Я забыла об этом сказать.

Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания

Бригитта: Я наконец решилась расставить свою семью, и мне хочется сделать это немедленно.

Б.Х.: Пожалуйста!

Бригитта: Я должна расставить мою собственную родительскую семью или родительскую семью моей дочери? Собственно, моя проблема касается дочери.

Б.Х.: Расставь свою нынешнюю семью: всех мужчин, женщин и детей.

Бригитта: Я замужем во второй раз. Мой первый муж ушел, а позже умер.

Б.Х.: Почему вы разошлись? Что у вас случилось?

Бригитта: Я изучала психологию. После того как я закончила университет, он был мне больше не нужен.

Б.Х.: Здесь действует закон уравновешивания. Если один из партнеров, состоящих в браке, дает возможность другому закончить образование, последний разрывает отношения, потому что с точки зрения семейно-системной динамики он будет не в силах установить равновесие между собой и своим партнером. Брак не может продолжаться, если существует слишком большая разница между тем, что один из партнеров отдает другому, и тем, что он получает от него. Во всем должно царствовать равновесие. Когда жена оплачивает образование мужа, он оставит ее, как только закончит учебу.

(Бригитте): Ты все еще в долгу перед своим мужем.

Бригитта: Я помню только некоторые его слабые стороны. В любом случае, я понимаю, что все еще в долгу перед ним.

Б.Х.: Воспоминания являются целенаправленными.

Бригитта: Вчера и позавчера я пыталась найти его фотографии, чтобы поставить их вместе с другими, и мои дети...

Б.Х.: Твои дети делают сейчас то, что ты не сделала в свое время.

Бригитта: Я хотела сказать, что мои дети забрали себе все фотографии отца. Я не смогла найти ни одной. Мой муж снова женился, и у него двое детей с этой женщиной.

Б.Х.: Она тоже нужна нам для расстановки.

Бригитта: У моего второго мужа было двое детей от первого брака. Его жена умерла. Теперь эти дети живут с нами.

Б.Х. (видя, что Бригитта начинает расставлять членов своей семьи): Я сам расставлю их в правильном порядке. В данном случае это не представляет особой трудности.

Рис. 13.1:

1М — первый муж, отец 1-4 и 5-6; Ж — жена, мать 1-4 (Бригитта); 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь; 3 — третий ребенок, дочь; 4 — четвертый ребенок, дочь; 2Ж — вторая жена бывшего мужа Бригитты, мать 5-6; 5 — пятый ребенок, дочь; 6 — шестой ребенок, сын; 2М — второй муж Бригитты, отец 7-8; +1Ж — первая жена второго мужа Бригитты (умерла), мать 7-8; 7 — седьмой ребенок, сын; 8 — восьмой ребенок, дочь.

Б.Х.: Как чувствуют себя дочери?

Первый ребенок (представляющий, по мнению Бригитты, проблему в системе): Я ощущаю силу, исходящую из этого круга.

Второй ребенок: Мне хорошо, потому что все члены семьи в сборе.

Третий ребенок: Меня это впечатляет.

Четвертый ребенок: Довольно хорошо.

Б.Х. (участнику, играющему роль первого мужа Бригитты): Как чувствует себя отец?

Первый муж Бригитты: Меня очень тронуло то, что дочери забрали себе все мои фотографии.

Б.Х.: Дети должны перейти в область влияния отца. В данном случае у матери нет никаких прав на детей. Они — часть системы отца.

Как чувствует себя вторая жена бывшего мужа Бригитты?

Вторая жена: Хорошо.

Пятый ребенок: Тоже хорошо.

Б.Х. (детям Бригитты, указывая на остальных детей): Все они - ваши братья и сестры.

Шестой ребенок: Слишком много женщин.

Б.Х.: Да, с твоей точки зрения.

Как чувствует себя второй муж?

Второй муж Бригитты: Такое расстояние между мной и женой не случайно. Но я с ним согласен.

Б.Х.: Как чувствует себя первая жена второго мужа Бригитты?

Первая жена: Хорошо.

Б.Х.: Как чувствуют себя ее дети?

Седьмой ребенок: Интересная группа.

Восьмой ребенок: Хорошо.

Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как ты себя чувствуешь?

Жена, участница, играющая роль Бригитты: Плохо. У меня такое чувство, словно меня душат. Здесь слишком много людей. Мне бы хотелось, чтобы круг был поменьше.

Первый ребенок: Мне бы хотелось поближе к отцу.

(Б.Х. изменяет констелляцию.)

Рис. 13.2

Жена (участница, играющая роль Бригитты): Здесь мне лучше, гораздо лучше. Мне только немного грустно из-за потери дочерей. Мои чувства тянут меня к ним.

Б.Х: Ты проиграла свое право на дочерей. Их место - рядом с отцом, в его системе. Ты не имеешь права отнимать их у него. Они — твой долг ему.

Бригитта: Я собираюсь развестись со своим вторым мужем.

Б.Х.: И в его системе тебе нет места. Ни в первой, ни во второй. (Б.Х. формирует констелляцию, показывающую решение проблемы.)

Б.Х. (участнице, играющей роль Бригитты): Как тебе там?

Жена: Здесь мне тоже хорошо.

Б.Х.: Значит, это и есть твое место.

Жена: Здесь мне лучше. Больше места

Рис. 13.3

.

Второй ребенок: Здесь у меня впервые возникли настоящие чувства по отношению к моей матери.

Первый ребенок: Сейчас между нами установилась какая-то связь.

Б.Х.: Здесь мы наблюдаем последствия легкомысленного развода. В результате такого поведения мы теряем право на принадлежность к нашей системе.

(Бригитте): Хочешь встать на свое место в расстановке?

(Бригитта становится на свое место в расстановке.)

Можешь еще что-то попробовать, если хочешь.

Бригитта: Я потерпевшая сторона.

Б.Х.: Нет. Ты только отвечаешь за последствия собственного решения. Иначе это придется делать твоим дочерям.

Бригитта: Я сама должна отвечать за последствия. (Плачет.)

Б.Х.: Да. Но ты до сих пор с этим не согласилась.

Бригитта: Да, может быть.

Б.Х.: Да, я так и думаю. Но твоя боль - исцеляющая. Она примиряет дочерей с матерью. Ты согласна?

(Бригитта согласно кивает.)

Б.Х. (группе): На примере этого случая стало ясно, что когда один из партнеров совершает то, что служит только его собственным интересам, как сделала Бригитта, ему не избежать негативных последствий своих действий и он должен принять эти последствия. Недопустимо, чтобы жена поступила несправедливо по отношению к мужу и вдобавок отняла у него детей. Покинувший систему остается в одиночестве, и дети должны остаться с тем из партнеров, с кем поступили несправедливо. Это является важным принципом.

Бригитта: Я поступила в университет, когда узнала, что у моего мужа была связь с другой женщиной, которая продолжалась тогда уже полтора года.

Б.Х: Значит, и он был виноват. Это дополнительный аспект, но этим твое поведение и действия по отношению к детям не нейтрализуются.