Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия и методология науки Подпорин.doc
Скачиваний:
194
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
606.72 Кб
Скачать

3. Пространственно-временная организация бытия

Атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами материального мира, являются пространство и время. Всякий материальный объект занимает определенное место, имеет размеры, границы, пределы существования.

Представления о пространстве фиксируют протяженность объектов, их локальность, взаимное расположение. Время означает длительность явлений и процессов, порядок их возникновения и протекания, смену состояний.

В философии различают три вида пространства и времени: объективное (реальное), перцептуальное и концептуальное. Объективные пространство и время понимаются как независимые от нашего восприятия в виде свойств самих вещей или условий их существования. Это признаки материальных образований. Эти представления характерны для естествознания. Перцептуальное пространство и время – это структуры нашего восприятия реальности. В частности, И. Кант полагал, что пространство и время выступают априорными (доопытными) формами чувственных способностей, основными условиями их функционирования. Информация от органов чувств структурируется в процессе познания самим субъектом. Попросту говоря, то, что вещи выступают для нас в пространственно-временных параметрах, объясняется особенностями нашего восприятия (перцепции), потому что так работают наши познавательные способности. Концептуальное пространство и время – это те их образы, которые заложены в теоретических моделях реальности (например, многомерное пространство-время в математических моделях реальности современной физики).

В рамках естественнонаучной картины мира различают два подхода к пониманию пространства и времени: субстанциальный и реляционный. Субстанциальное понимание наделяет пространство и время абсолютным самостоятельным существованием. Они существуют сами по себе. Пространство – это арена, или вместилище, где расположены вещи и происходят различные процессы. Если объекты, явления и процессы изъять из пространства, оно все равно останется как абсолютное условие для их существования. Время рассматривается в качестве некой абсолютной шкалы или эталонного потока, наподобие неких часов, которые все равно продолжают идти, даже если мы о них забыли. В субстанциальных представлениях пространство и время однородны, везде одинаковы, их структура не имеет различий, они как бы сплошные, непрерывные и могут существовать друг без друга. Таковы пространство и время механистической картины мира, основанной на теории И. Ньютона.

Реляционный подход (букв. «относительный») рассматривает пространство и время как отношения между объектами и состояниями. В этом случае пространство и время уже не существуют сами по себе, а зависят от объектов, явлений и процессов, т.е. являются относительными. Если последние изъять из реальности, то пространства и времени также не будет. Структура пространства и времени задана происходящим. Они неоднородны. Одной из основных идей специальной теории относительности является относительность одновременности, которую можно было бы наблюдать при условии движения объектов со скоростями, близкими к скорости света. В общей теории относительности утверждается зависимость пространственно-временных параметров от гравитации. Это демонстрирует мысленный эксперимент с близнецами, одного из которых отправили в космический полет, а другого оставили на Земле. Через длительный период времени, по возвращении первого из близнецов, он должен оказаться моложе своего брата вследствие иной конфигурации пространства и замедления времени вдали от земного притяжения. Кроме того, пространство и время понимаются в теории относительности континуально, т.е. неразрывно, как единое пространство-время. Объект, движущийся со скоростью, близкой к скорости света, теоретически обнаруживает сокращение размеров и увеличение массы.

Представления о пространстве и времени, сформированные в рамках физической картины мира являются базовыми для понимания материи. Вместе с тем можно говорить также о биологическом, психологическом и социокультурном пространстве и времени. Архитектоника последних определяется субъектными особенностями соответствующих носителей: живых организмов, психики людей, социокультурными состояниями и процессами. Так, например, оценка длительности временных промежутков может быть различной в зависимости от протекания биологических циклов, психологического состояния, интенсивности субъективно данных событий, и т.п. Изучение пространственно-временных представлений людей различных исторических эпох и возрастов показывает, что существуют также два психо-культурных типа пространства и времени: топологически-событийное и эвклидово (М. Элиаде, Э. Панофски, А.Я. Гуревич, Ж. Пиаже и др.). Топологическое пространство и событийное время характерны для архаических и традиционных обществ, так же, как и для детей. Это принципиально неоднородные, неабсолютные, имеющие свою локальную специфику множественные пространства и времена. Особенности каждого отдельного разворачивающегося действия или события определяют свою уникальную природу отдельных пространственно-временных восприятий. В частности, на многих древних и средневековых изображениях некоего повествования мы обнаруживаем события (происходящие не одновременно), в рамках одного и того же ландшафта. Иногда события изображаются как просто рядоположенные, в результате чего в нашем восприятии возникает впечатление эклектичности изображения. Примерами топологически-событийного понимания происходящего могут служить представления о сакральном пространстве и времени и др. Такое фрагментарное или событийное восприятие реальности характерно для обыденного восприятия, а больше всего – для детей, которые могут не связывать воедино места или происшествия, путешествуя в них, словно в разных мирах. Это понимание пространства и времени нелинейно.

Эвклидово пространство, дополненное декартовыми координатами, выступает как принципиально однородное и абсолютное, тянущееся непрерывно. Это пространство подразумевает наличие такого же абсолютного и гомогенного времени. Пространство разворачивается из линии и ее механического перемещения, создающего плоскость и объем. Тем самым устанавливаются некие незыблемые координаты трехмерного мира и возможность отсчета времени. Этот эффект основан на абсолютизации визуального восприятия, рождающего прямую перспективу. Вместе с тем, пространственно-временная реальность дана нам не только визуально, но и кинетически, тактильно и аудиально. Это позволяет думать, что разнообразие топологически-событийного переживания ближе к первичному антропологическому опыту, нежели эвклидово пространство и абсолютное время, сформированное в нас вместе с научными представлениями об их объективности.