Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Жур.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
352.77 Кб
Скачать

Творчество Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855):

Родился в Вологде в старинной дворянской семье. Воспитывался в петербургских частных пансионах. Затем служба в Министерстве народного просвещения (делопроизводителем). Тогда же (1803 г.) начинается его дружба с Н. И. Гнедичем, завязываются знакомства с И. П. Пниным, Н. А. Радищевым, И. М. Борном. В апреле 1805 г. Батюшков вступает в «Вольное общество словесности, наук и художеств». В том же году в журнале «Новости русской литературы» появляется первое печатное произведение Батюшкова — «Послание к моим стихам». Участвует в трех войнах, в том числе Отечественной 1812 года. Входил в состав «Арзамаса». Единственное прижизненное издание – «Опыты в стихах и прозе» (2 тома, 1817 г.). В 20-е гг. перестает писать, долго болеет и умирает от тифа.

Писал и прозу, но и он сам воспринимал ее как «материал для поэзии». Батюшкова традиционно относят к предромантизму, к его «легкой поэзии». Он был двоюродным племянником Муравьева. Основные характеристики поэзии Батюшкова – чувствительность, мечтательность, задумчивость – присутствовали и у сентименталиста Муравьева. 1805 г., «Послание к Гнедичу»:

«А друг твой славой не прельщался.

За бабочкой смеясь, гонялся,

Красавицам стихи любовные шептал

И, глядя на людей — на пестрых кукл — мечтал:

«Без скуки без забот не лучше ль жить с друзьями.

Смеяться с ними и шутить,

Чем исполинскими шагами

За славой побежать и в яму поскользить?»

<…>Мы сказки любим все, мы — дети, но большие.

Что в истине пустой? Она лишь ум сушит,

Мечта всё в мире золотит,

И от печали злыя

Мечта нам щит.

Главная черта Батюшкова-поэта – мечтательность. Она проходит через все его творчество: «Так хижину свою поэт дворцом считает/ И счастлив — он мечтает» («Мечта», 1817). У Батюшкова формируется будущая романтическая концепция творчества: поэзия рождена солнцем, она — «пламень небесный», а поэт — «дитя неба», скучно ему на земле. Батюшков пишет много посланий, поэзия у него «общежительна». Он любит разговаривать с друзьями.

Он продолжает анакреонтическую линию, придерживается философии эпикурейства. Часто рисует женские образы, но они не индивидуализированы. Это вечно юная прелестная дева («Таврида»). Имена и образы – античные. При этом Батюшков осознает трагизм человеческого существования, но предпочитает об этом забыть:

«Жизнь — миг! не долго веселиться,

Не долго нам и в счастьи жить!

Не долго — но печаль забудем,

Мечтать во сладкой неге будем:

Мечта — прямая счастья мать!»

(«Совет друзьям, «Элизий»). Жизнь человека сопоставляется с цветком, особенно – с розой. Роза – символ непрочности земного бытия. Поэта характеризует понятие «крылья»: у него все крылато – и счастье, и мечты, и ветер. Повторяется образ чаши: жизнь – полная чаша, к этому и нужно стремиться.

Батюшков ценит уют родного крова. Он тоскует в чужих краях, мечтает о своем уютном доме. Но этот уют не связан с материальным миром: он предпочитает честную бедность неправедному богатству («Мои Пенаты»). Он воспевает личную независимость поэта, его свободу от внешнего мира. Многие темы поэзии Батюшкова будут развиваться в романтизме: идея независимости художника, культ чувства и неприятие «холодной рассудочности», ощущение «таинственной» связи души человека с природой, вера в поэтическую мечту и вдохновение.

Война сильно повлияла на мировосприятие поэта. Он пишет стихотворения в духе «гражданского» романтизма («К Дашкову»). Он говорит: пока родина не освобождена, нельзя писать о своих мечтах и музах.

Главным лирическим жанром Батюшкова стала элегия. Он развивает ее психологическую составляющую («Воспоминания»). И расширяет ее тематику: появляются философско-исторические элегии и элегии-послания. «На развалинах замка в Швеции» (1814): мрачный ночной пейзаж, написанный в оссиановской манере, вполне соответствует характеру мечтательного раздумья и придает романтическое звучание всему произведению. В «Послании Муравьеву-Апостолу» впервые говорится о тайном языке природы, который понимает поэт:

«Природы ужасы, стихий враждебных бой,

Ревущие со скал угрюмых водопады,

Пустыни снежные, льдов вечные громады

Иль моря шумного необозримый вид —

Всё, всё возносит ум, всё сердцу говорит

Красноречивыми, но тайными словами,

И огнь поэзии питает между нами.»

С годами в его лирике все отчетливее звучат трагические ноты, и как бы своеобразным итогом раздумий поэта о жизни звучит одно из последних его стихотворений «Изречение Мельхиседека»:

« Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез».

Психологический романтизм. Творчество В. А. Жуковского (1783 –1852)

Писатели уходили в мир мечты, чувств, переживаний. Признавали самоценность человеческой личности, интересовались внутренней жизнью человека, стремились раскрыть богатство его душевных переживаний. Выдвигается идея внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Последующее развитие этих идей приводит к возникновению философского романтизма в 30-е гг.

Главный представитель – В. А. Жуковский. Он – первый русский романтик. Его родителями были помещик Бунин и пленная турчанка Сальха, но воспитывался он в семье своего крестного отца, дворянина Андрея Жуковского. Своим учителем поэзии считал Дмитриева. Прославила Жуковского публикация элегии «Сельское кладбище» в 1802 г. В журнале «Вестник Европы». В этот период Жуковский обращается и к прозе, ориентируясь на Карамзина («Вадим Новогородский», 1803; «Три пояса», 1808; «Марьина роща», 1809, и др.).

В его творческой деятельности начала 1800-х гг. центральное место занимают поэтические переводы. Пушкин говорил о Жуковском, что тот был настоящим «гением перевода», которого «перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». Жуковский избирает произведения, важные для своей эпохи, чем-то существенно ценные для развития русской литературы. (Макферсон (Оссиан), Парни, Мильвуа, Мильтон, Клошпток, Драйден. Гольдсмит, Гомер, Овидий, Вергилий, Виланд).

По мысли Жуковского, реальная жизнь полна страданий и одиночества. Но есть и идеальное «там» (противостояние «здесь» и «там»). Мы там не окажемся, но знаем о существовании идеала по его отражению в нашей душе. Причем это «там» – не только романтический мир мечты. Это и счастливые воспоминания о прошлом, и надежды на встречи в мире ином. Эти идеи отражены в стихотворении «Мотылек и цветы» (среди холодных, бездушных цветов спустившийся с неба мотылек находят два избранных):

Они без пышного сияния;

Едва приметны красотой:

Один есть цвет воспоминания,

Сердечной думы цвет другой.

О милое воспоминание

О том, чего уж в мире нет!

О дума сердца — упование

На лучший, неизменный свет!

Блажен, кто вас среди губящего

Волненья жизни сохранил

И с вами низость настоящего

И пренебрег и позабыл.

У Жуковского возникает понятие «чудного мгновения», когда поэту приоткрывается мир мечты («Лала Рук»):

Ах! не с нами обитает

Гений чистый красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты;

<…>Он лишь в чистые мгновенья

Бытия бывает к нам

И приносит откровенья,

Благотворные сердцам;

В специальном примечании к этому стихотворению Жуковский подробно развил свой взгляд на сущность жизни и задачи поэзии, подчеркивая, что «прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам только минутами, для того единственно, чтобы нам сказаться, оживить нас, возвысить нашу душу...».

Программное стихотворение Жуковского – «Невыразимое»:

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Слово рационально и ограниченно. Развивается поэтика «невыразимого». Задача поэта – это невыразимое воспроизвести. Высший вид искусства – музыка. Один из способов – приемы звукописи: аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонационный рисунок, лексические повторы. Использование символов. Символ многозначен, на рациональный язык его перевести невозможно, он только намекает. Стихотворение «Море» – одновременно и пейзажная зарисовка, и философское размышление. Фольклорные приемы: повторы, вопросы и восклицания, кольцевое построение, психологический параллелизм. Поэт разрабатывает целую систему романтической символики: образ странника, воплощающий идею нравственных исканий личности («Путешественник», «Пловец»), и образ «отлученного от ветки» «листка» как символ душевного одиночества («Листок», 1818), и мотив узничества, выражающий мысль о порабощении человека в современном обществе («Узник к мотыльку», 1813). Впервые введенные в русскую поэзию именно Жуковским, эти мотивы получили долгую жизнь в русской лирике, наполняясь новым смыслом в творчестве Пушкина, Лермонтова, Языкова и др.

Главные жанры в творчестве Жуковского:

1. Жанр элегии. «Вечер» (1806) – первая романтическая элегия. Жуковский упоминает о близких ему событиях и местах, но его элегии не автобиографичны. Они выражают нравственные идеалы и устремления, близкие его современникам («Жалоба», «Певец». Мечта»). Постепенно элегии смешиваются и вытесняются песнями и романсами.

2. В годы войны Жуковский обращается к гражданско-патриотической теме. Он видоизменяет жанр оды, создав военный гимн («песнь барда»). Пример – «Певец во стане русских воинов». Образ певца заимствует из поэм Оссиана. В основе стихотворения лежит не воображаемая, а вполне реальная ситуация: присутствие поэта в военном лагере. Поэт – это выразитель чувств и стремлений всего народа, поднявшегося на защиту отечества. Поэтические тосты певца — за славных предков, великих полководцев (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова), за «родину святую», за героев Отечественной войны, живых и павших во славу родины, — раскрывают содержание и смысл патриотического чувства. Родина — это замечательное историческое прошлое, и вся Россия с ее необъятными просторами, и одновременно тот малый клочок родной земли, с которым связаны первые жизненные впечатления каждого русского человека: это его близкие, друзья, любимые! Этот жанр получает распространение.

3. Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Сам поэт как-то назвал себя «родителем на Руси немецкого романтизма» и «поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», первой романтической баллады), имела огромный успех. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т.д. Возникла полемика: Грибоедов сказал, что с рациональной точки зрения баллада бессмысленна. Жуковский ответил, что в жизни вообще есть многое, что разумом не объяснишь. Успех «Людмилы» вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась «Светлана» (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта. Начинается поэма описанием святочных обрядов:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Если Людмила «жизнь кляла» и «творца на суд звала», то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет. Именно поэтому она спасена, а поэт в заключение формулирует смысл баллады: «Лучший друг наш в жизни сей – // Вера в провиденье». В поэме преобладает белый цвет – голубок, много снега, черный цвет часто заменяет темный. Постоянно загораются огоньки. Это одно из самых оптимистических произведений Жуковского.

В его балладах часто поднимается тема преступления и наказания. Так, в «Ивиковых журавлях» разбойники убивают поэта Ивика, но во время его похорон журавли указывают на убийцу. В «Замке Смальгольм» барон тайком убивает любовника своей жены. В итоге убитый осужден вечно скитаться призраком за запретную любовь, а барон и его жена – мучиться раскаяниями совести. Они уходят в монастырь, но и там не находят успокоения. Другие известные баллады – «Эолова арфа», «Лесной царь».

Вторая половина 1820-х — 1830-е гг. характеризуются в творчестве Жуковского постепенным спадом лиризма, угасанием малых лирических жанров, преимущественным вниманием к лиро-эпическим формам, возрастающим интересом к эпосу. Его начинают все больше подвергать критике современники. Жуковский уходит в мистицизм, в его произведениях появляется все больше религиозности.