Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ладыгина-Котс Н.Н., Дитя шимпанзе, дитя человека.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
27.53 Mб
Скачать

Инстинкты шимпанзе

Вторично показанный на следующий день мертвый заяц уже не вызывает у шимпанзе испуга, но лишь злобу. Шимпанзе сразу встает в вертикальное положение, сморщивает губы, во что бы то ни стало он хочет достать зайца рукой, намахивается на него, бьет его кулаком. Если Иони даешь волю, он выщипывает у зайца шерсть, рвет его за лапы.

Если я не даю зайца на расправу, Иони изливает свою злобу иными способами: то он бьет распростертой рукой по стене, угрожающе стучит сложенными пальцами по столу, с каждым стуком все усиливая удары, и после наиболее сильного и последнего стука сам бросается в сторону раздражающего предмета.

Если я, взяв зайца в руки, делаю им наступление на шимпанзе, Иони поворачивается ко мне спиной или боком, отвертывает лицо и глаза, стараясь отражать нападение тыльной стороной руки или даже локтем.

Живые раздражители (живые сопротивляющиеся животные).

В отношении к животным, оказывающим шимпанзе самопроизвольное сопротивление, эта злоба еще усугубляется, как это замечалось например в отношении кошки. Иони не может видеть равнодушно даже спокойно сидящую кошку, и схватка возникает неминуемо при каждой их встрече. Сначала шимпанзе, смотря в упор на кошку, принимает свои обычные вызывающие позы (представленные на Табл. B.25, рис. 4, 5)

— позы угрозы: он привстает на ноги, наклоняется несколько раз вперед всем туловищем, трясет головой, оскалив зубы, стучит ногами или размахивает руками перед самой мордой кошки, как бы дразнит ее и пытается ущипнуть ее. Выпущенные кошкой в качестве орудия обороны когти возбуждают еще большую злобу шимпанзе, и, раз оцарапнутый, он неумолим в преследовании ее и яростен и жесток в нападении. Тогда он бегает за кошкой без устали, догоняя ее, доводя ее до изнеможения, лазая и взбираясь вслед за ней, он находит ее в самых укромных уголках и, настигнув там, схватывает ее, притягивает к себе и, оскалив зубы, с жаром осуществляет над ней форменную вивисекцию. Иони щиплет кошку, теребит ее за шерсть, тискает, рвет ее за хвост; держа кошку одной своей рукой, Иони размахивает перед ней другой рукой и сложенными пальцами бьет ее в голову, стараясь метить удар в глаза и лоб, и тогда ударяет особенно резко, с каждым разом все учащая, все усиливая стук и наконец отталкивая ее от себя прочь.

Наступая так решительно, Иони в то же время не забывает и обороняться; при выскальзывании жертвы, готовясь к защите, он тотчас же повертывается к ней боком или спиной, он часто держит одну руку перед глазами, впереди себя, он отворачивает от кошки лицо, при этом он (как то обычно при злобе) оттягивает кверху и кривит верхнюю губу, обнажая правый клык; затем справа налево по губе шимпанзе пробегает легкая судорога, обнажая на мгновение левый клык, и тогда Иони бьет кошку во что придется, лишь тыльной стороной руки; нередко случается и так, что, схватив кошку за хвост, Иони волочит ее за собой, с довольной улыбкой, идя как победитель с трофеем и не обращая ни малейшего внимания на отчаянные крики пойманной жертвы.

Вырвавшаяся с трудом кошка свое единственное спасение может найти лишь спрятавшись за тяжелую мебель, за придвинутое к стене пианино, куда Иони не может пролезть уже в силу большей своей величины,

— но тогда он длительно и терпеливо сидит у места ее исчезновения, выжидая жертву; если она длительно не появляется, он топает ногами, бьет кулаком в ту вещь, за которой она спряталась, вызывая, намахивается на нее рукой; если шимпанзе видит кошку хотя издали в просвете между мебелью, он заходит со всех сторон от места ее укрытия, и если у нее оказываются два возможных места выхода, то он поминутно перебегает от одного к другому, гонит ее от первого и торопливо бежит ко второму, боясь пропустить момент ее выхождения. И шимпанзе так настойчиво и терпеливо подстерегает кошку, что с трудом удается оторвать его от этого занятия. В случае пребывания кошки за пределами досягаемости шимпанзе (например гденибудь на вышке шкафа) Иони изливает свою злобу иным способом: он мечется по комнате, стучит кулаками в. мебель, в шкаф, на котором она сидит, в стены комнаты, с силой сотрясает дверь, хлопает ею, резко открывая и закрывая ее, и держит себя как сумасшедший.

Это проявление злобности со стороны шимпанзе обнаруживается не только по отношению к животным, проявляющим к нему известную агрессивность, но и к совершенно инертным и беззащитным созданьям, даже более того — разрушительные инстинкты Иони и его стремление к насилию проявляются тем сильнее, чем меньше и беззащитнее животное, на которое он нападает. Ничем другим он не занимается так длительно и охотно, как этими истязаниями, и он никогда не пропускает ни малейшего случая покуражиться над меньшими своими собратьями.

110

Инстинкты шимпанзе

Таблица 3.2. Позы агрессивно-возбужденного шимпанзе (реакция на свое зеркальное отражение)

Рис. 1. Поза угрозы.

Рис. 2. Намахивание рукой на свое отражение. Рис. 3. Наскок на раздражающий стимул.

В первый же момент встречи Иони с каким-либо маленьким живым существом или при нарочитом показывании обезьяннику миниатюрного животного (например маленького кролика) Иони открывает рот и оскаливает зубы до самых десен, потом он намахивается сложенными пальцами, потом желает достать

111

Инстинкты шимпанзе

животное и, ухватив, мнет его в руках и ногах, тискает, щиплет, колотит, не обращая ни малейшего внимания на отчаянные крики жертвы. Это преследование и нападение Иони на малых и беспомощных так неудержимо, что делает его на воле даже опасным. Он без удержу бросается вслед за маленькими детьми, набрасываясь и кусая их, за всеми небольшими домашними животными, как курами, утками, голубями, поросятами, собаками, преследуя их до изнеможения и с ожесточением нападая на них в случае поимки.

Как сейчас помню трагический случай, имевший место в деревне, куда мы вывозили Иони на лето. Мы спускались с обезьянчиком с крылечка дома, причем я вела его за левую руку; навстречу нам на то же крыльцо взбиралась деревенская женщина, державшая также за левую ручку свою трехлетнюю дочку; пришлось так, что на одной ступеньке оба дитяти поровнялись и пришли в соприкосновение. Иони мгновенно вырвался у меня из рук и бросился к девочке; та в испуге оторвалась от матери и отбежала; Иони бросился за девочкой, свалил ее на землю, всей тяжестью тела навалился ей на спину и до крови укусил ее в тыльную часть шеи. Если бы во-время мы не подоспели на помощь, возможно, что зверок мог бы загрызть девочку до смерти.

Второй случай не менее характерен. Я — в сообществе 3 человек: 2 мужчин и 13-летней, миниатюрной по виду девочки — пошла впервые смотреть Иони в зоологический магазин, где он продавался. Удовлетворив первое любопытство при ознакомлении с шимпанзе, мы, стоя на месте в тесной комнате, перешли к деловой стороне разговора с хозяевами фирмы и на время оставили зверька без внимания. Он шнырял у нас под ногами, забавлялся с бегавшей собачонкой, тискал, щипал ее, награждая ее пинками, гонял с места на место; вдруг совершенно неожиданно для нас он подскочил к девочке и до крови укусил ей голени обеих ног. Укусы были так значительны, что немедленно пришлось ехать на перевязку к врачу. И позднее, уже будучи перевезенным к нам в дом, Иони еще длительно был опасен для этой девочки и при каждом удобном случае пытался ее кусать, хотя сам никогда не испытывал со стороны ее никаких нападок.

В другое время я не раз замечала, что даже среди большого общества людей шимпанзе тотчас же усматривает более юных (например подростков лет 15—16) и стремится их схватить рукой, ущипнуть или даже и покусать. Один 14-летний мальчик, пришедший к нам вместе со взрослыми и сидевший совершенно спокойно, прямо замучился, не зная, как спасти и куда девать свои ноги от укусов зверька, совершенно не дававшего ему покоя и беспрестанно подбегавшего и хватавшего его зубами за ноги.

Это неудержимое стремление Иони к нападению на «малых мира сего» нигде не проявляется так рельефно, как в отношении к мелким животным и насекомым.

Отвращение.

Показанные обезьянчику тритоны и лягушки тотчас же избиваются им. Он не может видеть равнодушно даже спокойно сидящих лягушек, они обычно вызывают определенное отвращение Иони. Сначала, увидев лягушку, шимпанзе чрезвычайно внимательно вглядывается в нее, сильно вытягивая по направлению к ней плотно сложенные губы (Табл. B.8, рис. 3), потом он делает характерную мину отвращения17 и намахивается на лягушку кулаком; если его рука приходит в соприкосновение с кожей лягушки, Иони обнюхивает руку, а потом тщательно вытирает ее обо что-либо. Если лягушка все еще торчит у Иони перед глазами, он становится против нее на-четвереньки, выставив далеко вперед руки, в упор глядя на ненавистное существо, а потом, стараясь не входить с ним в соприкосновение, лишь отстраняя мою руку, держащую лягушку, пытается оттолкнуть ее подальше от себя; при этом его лицо имеет такое же выражение, как при нападении на зайца и на чучело баклана: губы плотно сжаты и слегка вытянуты вперед, верхняя губа вздута горбиком и резко выпукляется над нижней (Табл. B.22, рис. 1, 2, Табл. B.25, рис. 1, 2).

Даже каждую появившуюся муху Иони преследует, пытается ее поймать, убить, а иногда и съесть.

Жуки, тараканы, гусеницы хотя повидимому и вызывают у него брезгливое чувство, тем не менее подвергаются его жесточайшему избиению.

Стоит Иони где-либо увидеть ползущего таракана, он старается долезть до насекомого, как бы недосягаемо оно ни было, не спускает с него глаз, пушится; добравшись вплотную до таракана, Иони сильно хлопает по нему распростертой рукой, давит его суставами сложенных пальцев, пристально смотрит на остатки, растирая их до тех пор, пока от них не останется лишь мокрое пятно.

17 Подробное описание мимики отвращения дано на стр. 39 [47] (Табл. B.7, рис. 4).

112

Инстинкты шимпанзе

Свершив это «кровавое», «мокрое» дело, Иони подносит руку к носу и принюхивается к своим пальцам с гримасой отвращения на губах, а затем усиленно, тщательно вытирает пальцы обо что-либо сухое — о пол, стены, — касаясь как раз теми частями, которые приходили в соприкосновение с тараканом; даже когда он обсушит руки совершенно, то-все еще многократно принюхивается к ним и повторно их вытирает, желая уничтожить окончательно последние следы запаха. Характерно, шимпанзе с большим энтузиазмом сам занимается ловлей тараканов, длительно выслеживая их появление из щелей своей клетки, залезая и тщательно обыскивая шкафы, где они водятся. Нередко, чтобы ускорить их выход наружу, он даже прибегал к опосредствованному способу ловли, брал палочку или соломинку и, протыкая ее в щели, выгонял их оттуда. Едва тараканы появлялись, как Иони с ожесточением набрасывался на них и убивал.

Увидев ползущего по полу жучка, Иони и его хлопает рукой, а вслед за тем обнюхивает руку; потом, видя, что жучок продолжает ползти, он накрывает его тряпкой и бьет его через тряпку, явно не желая входить в непосредственное соприкосновение с насекомым, потому ли что питает к нему непонятное для нас отвращение, потому ли что несколько боится жучка.

Так как закрывание жучка тряпкой не позволяет Иони точно наметить удар в самого жучка, то обычно жук остается целым и снова выползает из-под тряпки наружу, и Иони опять покрывает и опять ударяет его, повторяя эту процедуру до тех пор, пока окончательно не умертвит жука.

Если у шимпанзе на этот случай не оказывается под рукой тряпки, Иони старается отталкивать жучка тыльной стороной кисти, именно волосатой, а не голой ее частью; иногда же он употребляет для этой цели не кисть, а предплечье и локоть. Видя неподвижность жука, Иони пытается дотронуться до него губами, но когда жук начинает шевелить ножками, Иони отшатывается и после того ударяет и отбрасывает жука от себя особенно резко, настойчиво и ожесточенно. Подавляющее большинство вышеприведенных случаев агрессивных реакций шимпанзе явственно свидетельствует о том, что эмоция злобы появляется у Иони в противовес эмоции страха, связана с инстинктом самосохранения и представляет собой реакцию самообороны.

Раздражающие шимпанзе люди.

Естественно, что эта злоба возникает у шимпанзе не только по отношению к незнакомым и пугающим животным, но и к посторонним, чужим людям и к неизвестным предметам, не успевшим выявиться перед зверьком в благожелательном к нему направлении.

Так например при первом нашем посещении зоологической фирмы, где продавался зверок, на каждую нашу попытку вступить с ним в контакт, взять его на руки Иони отвечал решительным сопротивлением и тотчас же пытался кусать нас. Он порывался кусаться даже в том случае, когда мы уже перестали обращать на него внимание и были заняты разговором с его хозяевами.

В первые дни пребывания в нашем доме Иони кусал нас всех при каждом соприкосновении с ним, причем особенно доставалось тем, кого он меньше боялся, — именно нам, женщинам, оказывавшим меньшее сопротивление его диким замашкам, и в частности моей маленькой сестренке, которой он совершенно не давал проходу, стараясь при каждом ее появлении во что бы то ни стало зацепить ее, удержать, покусать18 .

По мере освоения шимпанзе с нами прекратилось и его злобное кусание нас, но сохранилась его тенденция к одиозным действиям против чужих людей.

Например наших немногих гостей Иони встречал крайне недружелюбно: либо он пытался их кусать, либо, если его отстраняли от них, он брал посредствующие орудия нападения, намахивался на них палкой (стуком которой его раньше пугали), бросал в них эту палку, брал тряпку и, держа ее в поднятой руке, крутил ею вверху и хлестал ею по воздуху, стараясь достать незнакомца. Нередко, боясь чужих, Иони покрывал себе лицо и голову тряпкой, и тогда наскакивал на пришедших более смело и настойчиво.

Но даже и в отношении своих домашних, к которым он привязан, шимпанзе нередко загорается злобным чувством и становится опасным.

Эта злоба проистекает из того же источника самосохранения и обычно бывает связана с неудовлетворением его физиологических потребностей, вызывается нарушением его физического благополучия вследствие

18 Я вспоминаю также, как другой виденный мной маленький шимпанзе непрерывно задорно хватался зубами за руки всех присутствующих во все время его пребывания среди общетва чужих людей.

113