Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НОВАЯ ИСТОРИЯ.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
524.29 Кб
Скачать

24. Экономическое развитие Италии в 1861 – 1914 гг. Причины хронического отставания Итальянской экономики.

Объединение Ита­лии ускорило эволюцию ее экономики в буржуазном направле­нии. Уже в 1859-1860 гг. были уничтожены таможенные барьеры на границах прежних государств, в 1862 г. введена единая для всего Итальянского королевства денежная система. Эти меры способствовали оживлению товарооборота между отдельными об­ластями страны. Но особенно важное значение в этом плане имело широко развернувшееся железнодорожное строительство. В 1861 г. Италия представляла собой аграрно-индустриальную страну, где господствующим сектором был аграрный. Промышленность давала доход –1 млн. ливров в год, с\х – 3 млн. В 60-70 – х гг. политика свободной торговли, которую реализовывала партия «правая» привела к тому, что на итальянский рынок хлынули дешевые и качественные импортные товары. Многие из итальянских производителей не выдержали конкуренции и разорились.

Характерной чертой экономического развития Италии данного периода стала неравномерность распределения промышленности: север разит, юг – аграрно-сырьевой придаток.

К моменту объединения Италии Юг, несомненно, уступал Северу по уровню своего экономического развития. Это отстава­ние не было катастрофическим и могло бы быть преодолено, если бы в образовавшемся едином государстве власть целенаправленно действовала соответствующим образом. Но произошло обратное: либеральная буржуазия сделала выбор в пользу такой политики, которая независимо от субъективных намерений тех, кто ее про­водил, закрепляла и усугубляла экономическую, социальную, культурную отсталость Юга.

Тяжесть налогового бремени ощущалась на Юге гораздо силь­нее, чем в других частях страны. Унификация налоговой системы была проведена на основе налоговых ставок, действовавших в Пьемонте и оказавшихся для Юга непомерно высокими. По налоговым каналам и без того скудные на Юге свободные капиталы выкачивались практически полностью.

Капитализм проникал на Юг главным образом «извне», в формах, напоминавших его развитие в колониальных и зависи­мых странах. Огромные масштабы приобрело ростовщичество. Гнет латифундиста и ростовщика вынуждал крестьян покидать родные места, но поток мигрантов не поглощался промышлен­ностью, которой на Юге практически не было традиционное ре­месленно-мануфактурное производство гибло под ударами конку­ренции из-за рубежа и со стороны начинавшего индустриализиро­ваться Севера, а новая промышленность не развивалась из-за от­сутствия капиталов. Становилась массовой эмиграция из Южной Италии. Эмигранты с Юга устремлялись главным об­разом за океан и оседали там окончательно.

В 80-е гг. была введена система протекционистских тарифов. Результаты: с одной стороны защитили отечественного производителя, с другой стороны повысилась цена на импортное оборудование, без которого итальянская промышленность не могла обойтись.

Сооружение разветвленной, охватывающей всю страну железнодорожной сети подкрепляло единство национальной территории материально, экономически. Их общая протяженность, составлявшая в 1862 г. около 3 тыс. км, К 1900 г. достигла почти 16 тыс. км. На этом строительство железных дорог в Италии практически завершилось, т.к. эконо­мической потребности в прокладке новых линий уже не было.

Государствен­ный долг Итальянского королевства за первые полтора десятиле­тия его существования вырос более чем в 3,5 раза и в 1876 г. вместе с процентами в 8 с лишним раз превосходил размер доходной части бюджета. Бюджет до 1875 г. неизменно сводился с дефицитом.

В этой ситуации казна не могла обойтись без широких финансовых заимствований. Главным кредитором государства стал Национальный банк, которому в 1866 г. была за это предо­ставлена привилегия в виде установления так называемого прину­дительного курса на его банкноты, просуществовавшего до 1883 г. Банкноты Национального банка, курс которых поддерживался искусственно, были освобождены от обязательного размена на металлические деньги, получили хождение наравне с государст­венными казначейскими билетами и по существу вытеснили их, превратившись в основное платежное средство внутри страны. Используя свое монопольное право на выпуск таких банкнот, Национальный банк постоянно наращивал их обращение сверх оговоренной с казначейством суммы.

Другим важнейшим средством пополнения государственных финансов была жесткая налоговая политика. Усиление нажима на налогоплательщиков шло особенно интенсивно при «правой». Наиболее ненавистным населению стал налог на помол зерна, установленный в 1868 г. и отмененный только после падения «правой». Его введение вызвало по всей Италии массовые волне­ния в деревне, подавленные с применением вооруженной силы. На протяжении 1862-1876 гг. общая сумма поступлений в казну по основным налогам выросла в 2,5 раза, а их доля в составе доходной части бюджета - с 76 до 81.

При нехватке в Италии собственных капиталов значительным был их приток извне - прежде всего в наиболее прибыльные сферы приложения. С участием сначала французского и англий­ского, а позже германского капитала создавалась итальянская банковская система. Частный капитал, вкладывавшийся в стро­ительство железных дорог, в 60-е годы был преимущественно иностранного происхождения. иностранным держателям принад­лежало в 1865 г. более 1/3 стоимости ценных бумаг, выпущенных в счет обязательств по государственному долгу Италии.

Благодаря расширению рынка до общенациональных масштабов и развитию новых средств сообщения ускорилось отделение промышленности от земледелия и переход от ремесла и мануфак­туры к фабрике. Но фабричное машинное производство стало господствующим не раньше 90-х годов.

Италия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной. На долю сельского хозяйства в создании национального дохода приходилось в последней трети ХIХ в. почти 58% и при­мерно такой же процент самодеятельного населения.

Качественный скачок в развитии итальянской промышлен­ности был достигнут прежде всего за счет новых отраслей. Од­ной из них, особенно важной для Италии при ее ограничен­ных запасах других энергетических ресурсов, было производство электроэнергии, выросшее за 1900-1908 гг. более чем в 7 раз.

Итальянские электростанции работали с использованием двигательной силы воды и в начале ХХ в. считались самыми крупными и лучшими по уровню в Европе. Исключительно быст­ро развивалось производство автомобилей (всего 6 автомашин в 1900 г. и 1283 - в 1907 г.). В этой области Италия успешно конкурировала с другими странами. Модернизировалась черная металлургия. За 1898-1907 гг. увеличилась в 4 раза выплавка стали - в частности, за счет использования железного лома.

В условиях промышленного подъема среди акционерных об­ществ стали выделяться крупнейшие, претендующие на моно­польное положение, - ФИАТ в автомобилестроении, «Эдисон» в электроэнергетической отрасли, «Пирелли» В производстве резины, «Ильва» В черной металлургии и др. Государство в годы «либеральной эры» активно поощряло процесс монополизации с помощью протекционистских тарифов на соответствующие виды товаров. Оно предоставляло ведущим компаниям льготные условий добычи сырья или выгодных правительственных заказов.

Однако либеральные реформы Джолитти, ощутимо продвигая вперед приблизившуюся к уровню передовых стран Северную Италию с ее динамично развивавшейся промышленностью, силь­ными рабочими организациями и т.д., не затрагивали (особенно на начальном их этапе) все более отстававший в своем разви­тии Юг. Для Юга имела пагубные последствия проводимая Джо­литти экономическая политика (государственное покровительство промышленным магнатам Севера, отвечавший их интересам та­моженный протекционизм). Эти контрасты обостряли ситуацию в стране и ставили вопрос о дальнейших путях социально-экономического развития страны.