Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макроэкономика Грязновой.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
4.17 Mб
Скачать

В территориальном разрезе101

Макроэкономические

Параметры

ВРП на

душу

населения

Индекс физического объема промышленной продукции

Индекс

Потребительских цен

Уровень общей

Безработицы

1994

1995

1994

1995

1996

1994

1995

1996

1994

1995

1996

Валовой региональный

Продукт на душу

Населения

--

--

0,66

0,65

0,53

0,36

-0,36

0,27

-0,05

-0,29

-0,53

Индекс физического

Объема промышленной продукции (1990 =100%)

--

--

--

--

--

0,01

0,03

0,56

-0,38

-0,25

-0,44

Индекс потребительских цен (в процентах к декабрю прошлого года)

-

-

-

-

--

--

--

--

-0,39

-0,04

-0,58

Уровень общей безработицы

-

-

-

-

--

--

--

--

--

--

--

Анализ полученных данных позволяют сделать определенные выводы.

Первое. Существует отрицательная корреляционная связь между индексом физического объема промышленного производства и уровнем общей безработицы (коэффициент корреляции равен -0,44 в 1996г.) Это позволяет судить о том, что в территориальном разрезе проявляется основная макроэкономическая закономерность: чем больше объем производства в регионе, тем меньше величина безработицы. Таким образом, те регионы, для которых характерна меньшая величина спада и больший индекс физического объема промышленной продукции, отличаются и меньшим значением безработицы.

Второе. Интересна динамика коэффициента корреляции индекса физического объема промышленного производства и индекса потребительских цен. Если в 1994 и в 1995г. связь между ними была близкой к нулю, то в 1996 году уровень корреляционной зависимости стал равен 0,56. Это говорит о том, что в региональном разрезе стала проявляться еще одна макроэкономическая закономерность: чем меньше глубина экономического спада и больше индекс физического объема промышленного производства в регионе, тем выше индекс потребительских цен. Данный вывод вполне закономерен, поскольку больший объем промышленного производства обеспечивает большую величину денежных доходов и соответственно расходов населения региона, что вызывает более высокий уровень потребительских цен.

Третье. Индекс потребительских цен и уровень общей безработицы связаны обратной корреляционной зависимостью. Коэффициент корреляции между данными индикаторами в 1996г. был равен -0,38. Это вполне объяснимо, поскольку больший спад и высокий уровень безработицы сопровождаются меньшими денежными доходами населения, в силу чего в регионе ниже уровень цен.

Взаимосвязи валового регионального продукта и макроэкономических индикаторов

В целом можно отметить, что в территориальном разрезе корреляционная связь между отдельными макроэкономическими индикаторами неустойчива и характеризуется весьма значительными колебаниями своей величины и направления (это относится к корреляционной зависимости между индексом потребительских цен и уровнем безработицы, индексом потребительских цен и индексом физического объема промышленной продукции). Эти факты объясняются переходным характером экономических отношений, трансформацией координационных механизмов экономической деятельности, что порождает неустойчивость хозяйственной системы, нерациональность и противоречивость экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Итоговой характеристикой экономической деятельности региона является валовой региональный продукт. Важность этого показателя определяется тем, что от реализации ВРП зависит поток денежных доходов и благосостояние населения региона. С другой стороны, валовой региональный продукт определяет величину совокупного регионального предложения на рынке товаров и услуг, поэтому воздействует и на другие макроэкономические показатели: индекс физического объема промышленного производства, индекс потребительских цен, уровень общей безработицы. Вследствие этого весьма интересным представляется рассмотрение интенсивности воздействия ВРП на макроэкономические индикаторы.

Во-первых, существует устойчивая положительная корреляционная связь валового регионального продукта на душу населения и индекса физического объема промышленного производства. Таким образом, чем больше валовой региональный продукт в регионе, тем значительней индекс физического объема промышленного производства, следовательно, меньше глубина экономического спада.

Во-вторых, зависимость валового регионального продукта и индекса потребительских цен либо отрицательная, либо незначительная. Таким образом, большее значение валового регионального продукта в регионе не оказывает существенного влияния на уровень инфляции. Это объясняется тем, что увеличение ВРП приводит к большему объему регионального производства товаров и услуг, что соответственно повышает совокупное предложение и положительно воздействует на состояние потребительского рынка, сдерживая рост цен.

В-третьих, уровень общей безработицы и ВРП находятся в обратной корреляционной зависимости. Это позволяет констатировать факт, что рост ВРП отражает расширение занятости населения региона.

Таким образом, корреляционная связь между ВРП и макроэкономическими показателями в территориальном разрезе позволяет констатировать, что в основе региональной политики должно находится всемерное стимулирование совокупного предложения, а значит валового регионального продукта, поскольку это позволяет решить комплекс проблем. С одной стороны, реализация валового регионального продукта обеспечивает денежные доходы населения региона, поэтому увеличивает его благосостояние. С другой стороны, ВРП определяет совокупное предложение в регионе, следовательно, имеет решающее значение для достижения «магического треугольника» целей: стимулирования промышленного производства, обеспечение полной занятости, сокращения темпов роста цен.

Как известно, кейнсианское направление экономической теории исходит из того, что макроэкономические параметры, и, прежде всего, величина валового национального продукта, во многом определяется тем, насколько население страны склонно к сбережению и к потреблению. В частности, теория Дж. М. Кейнса утверждает, что, чем больше склонность населения к потреблению, тем более значительный совокупный спрос и большая величина валового национального продукта.

Однако исследования корреляционной связи между склонностью населения регионов России к потреблению и валовым региональным продуктом приводит к парадоксальным выводам.

Примечательно, что регионы, для которых характерна повышенная склонность населения к потреблению, имеют более значительный спад производства. Так, наибольшие расходы населения на покупку товаров и оплату услуг (в процентах к объему денежных доходов) существовали в 1996 г. в Калининградской области, Северо-Западном и Центральном районах (79,6%, 77,0% и 73,9% соответственно). Вместе с тем, указанные регионы имели наиболее значительный спад реального производства, проявляющийся в более низком значении индекса производства промышленной продукции (32%, 35%, 35% соответственно). Этому есть важное обоснование. Региональная экономика является более открытой системой, чем национальная экономика, вследствие чего население региона в большей степени приобретает товары, произведенные за его пределами.

Поэтому стимулирование потребительского спроса заметно не влияет на экономический рост. В связи с этим на региональном уровне политика стимулирования совокупного спроса несколько ограничена, первый план выступает политика стимулирования совокупного предложения.

С этой целью рассмотрим корреляционную зависимость совокупного регионального предложения, показателем которого является валовой региональный продукт на душу населения, от различных сторон деятельности региональной экономики и выведем закономерности формирования валового регионального продукта.

Первое. Существует отрицательная связь ВРП с приростом сбережений населения во вкладах, госзаймах и покупке валюты, что подтверждает тот факт, что чем больше у населения данного региона склонность к сбережению, тем меньшее значение ВРП. Это объясняется тем, что отток денежных средств на финансовый рынок сокращает потребительские расходы, что вызывает падение выручки от реализации ВРП. Финансовый рынок благоприятно воздействует на реальный сектор, если он активно превращает сбережения в инвестиции, что весьма проблематично, поскольку норма доходности на финансовом рынке на много больше, чем доходность реального сектора экономики. Поэтому деньги направляются на финансовый рынок и бесконечно долго прокручиваются финансовыми посредниками в различных его секторах с целью получения сверхприбыли. Кроме того, большая часть сбережений уходит на покупку валюты, что никоим образом не стимулирует производство. Так, например, в 1995 г. на покупку валюты направлялось 34% денежных доходов населения Центрального района. Наименьшее значение этого показателя – в Северном регионе (3,5%).

Однако существуют и специфические региональные причины, объясняющие, почему повышенная склонность к сбережению в современных условиях не способствует росту ВРП. Финансовый рынок региона является наименее территориально локализованным сектором региональной экономики вследствие большой мобильности и ликвидности активов, обращающихся в его пределах. В результате этого поток денежных средств, направляемый населением региона на сбережения, уходит за пределы региона. Ситуация еще более осложняется тем, что инфраструктура финансового рынка развита крайне неравномерно, вследствие чего происходит отток денежного капитала из регионов страны в Центральный регион, где на 1 июня 1998 года действовало 49,9% всех кредитных организаций102. Эти явления усугубляют отрыв реального сектора экономики от сбережений населения региона. Поэтому одним из важнейших направлений регионального компонента макроэкономического регулирования должно стать более равномерное распределение денежного капитала по территории страны, что требует всемерного развития инфраструктуры финансового рынка, увеличение сети региональных банков, повышения степени доходности реального сектора экономики и инвестиционной привлекательности регионов.

Второе. Поскольку существует отрицательная корреляционная связь между ВРП и склонностью к сбережению, то можно предположить, что большая склонность к потреблению жителей региона приведет к более значительной величине ВРП. Однако, это предположение не оправдывается, поскольку чем выше расходы населения на покупку товаров и оплату услуг (в процентах к объему денежных доходов), тем меньше величина ВРП на душу населения (например, Калининградская область, Северо-Западный регион). Такая картина складывается отнюдь не случайно. Вследствие открытости региона значительное количество денежных средств уходит на покупку товаров, произведенных за пределами региона. В практическом плане это означает, что стимулирование потребления в регионе не приводит автоматически к росту ВРП. Необходимы дополнительные инъекции в экономическую систему региона со стороны других субъектов экономики, предъявляющих повышенный спрос на продукцию региона, которыми являются: население других регионов страны, заграница, федеральные органы власти, региональные органы власти, фирмы (региональные и национальные).

Это позволяет сделать важное заключение: регион может успешно функционировать только при активном развитии межрегиональных связей с другими районами и заграницей, в противном случае затруднена реализация валового регионального продукта и, следовательно, снижается благополучие региона и национальной экономики в целом. Поэтому обреченными на провал представляются попытки администраций тех регионов, которые стремятся к региональному сепаратизму, созданию замкнутого регионального рынка, обслуживающего население только данного региона.

Третье. Существует положительная корреляционная связь между инвестициями в основной капитал и ВРП. Это свидетельствует о том, что политика стимулирования инвестиционного спроса на региональном рынке со стороны фирм, как региональных, так и национальных, весьма перспективна и приводит к существенному росту валового регионального продукта.

Четвертое. Корреляционная связь между кредитными вложениями в экономику и ВРП весьма не устойчива и имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о том, что кредитные вложения в современных условиях не оказывают значительного влияния на расширение объема регионального продукта. Эта тенденция дополняется рядом других особенностей:

  • неустойчивой и уменьшающейся корреляционной связью краткосрочных кредитных вложений в экономику и ВРП;

  • отсутствием корреляционной связи между долгосрочными кредитными вложениями и ВРП;

  • близкой к нулю корреляцией между иностранными инвестициями и ВРП.

Пятое. Расходы бюджетов субъектов РФ и ВРП находятся между собой в тесной корреляционной зависимости, что свидетельствует о сильной взаимообусловленности этих показателей. С одной стороны, чем больше расходы бюджетов субъектов РФ, тем больше и ВРП, поскольку государственные расходы увеличивают совокупный спрос на региональном товарном рынке. С другой стороны, чем больше ВРП, тем больше величина пополнения бюджетов субъектов РФ, следовательно, больше возможности региональных органов власти по увеличению своих расходов.

Шестое. Существует весьма значительная корреляционная связь между ВРП и объемом промышленной продукции, а также между ВРП и объемом платных услуг.

Седьмое. ВРП находится в тесной зависимости от различных показателей работы сферы обращения. Так, розничный товарооборот оказывает положительное воздействие на увеличение ВРП. Таким же образом взаимосвязаны ВРП и товарные запасы в розничной торговле, ВРП и стоимость основных фондов торговли и общественного питания.

Итак, исходя из корреляционного анализа, решающими факторами, влияющими на формирование ВРП, являются следующие:

  • подъем промышленного производства за счет всемерного стимулирования инвестиционных расходов фирм;

  • всемерное развитие межрегиональных связей за счет развития отраслей промышленности, ориентированных на внешний для региона рынок;

  • стимулирование кредитных вложений в экономику, как краткосрочных, так и долгосрочных;

  • увеличение расходов бюджетов субъектов РФ, направляемых на поддержку региональной экономики;

  • расширение сферы услуг;

  • всемерное развитие сферы обращения.

Итак, на региональном уровне в качестве приоритета макроэкономического регулирования выходит политика, направленная на всемерное стимулирование совокупного предложения. К ней относится: увеличение дотаций и сокращение налогов со стороны региональных органов власти предприятиям, действующим на территории региона; освоение и внедрение новых технологий; структурная перестройка экономики региона; воздействие на социально-экономические характеристики экономического поведения фирм в направлении благоприятных экономических ожиданий будущей конъюнктуры, что благотворно воздействует на фирмы в направлении расширения производства; поддержка малого предпринимательства, необходимая для существенного расширения предложения товаров потребительского и инвестиционного спроса. Региональные органы власти обладают для этого необходимыми рычагами: облегчение условий аренды, размещение региональных государственных заказов, предоставление льгот, бюджетные кредиты, конкурсы инвестиционных проектов и пр.