Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MIHAILOV_PSIH.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
788.99 Кб
Скачать

5.6. Динамика личностных особенностей матерей детей дошкольного возраста

Нарушенные детско-материнские отношения неблагоприятно влияют на взаимоотношения педагогов и детей в детском саду.

В проведенной нами психологической работе приняли участие 98 детей, 95 матерей и 16 педагогов. Контрольная группа состояла из 63 детей, 56 матерей и 12 педагогов. С родителями и педагогами были проведены групповые дискуссии, психологическое тестирование и анкетирование, которые способствовали осознанию проблем в отношениях с детьми. В игровых коррекционных занятиях участвовали дети, родители и педагоги.

После коррекции матери стали меньше отмечать затруднений при воспитании своих детей (p < 0,01). В контрольных группах матерей нет значимых изменений. При часто возникающих разногласиях в сфере воспитания с мужем или другими взрослыми, проживающими в семье, матери отмечали, что им много приходится ругать ребенка, стыдить его и читать ему мораль. После коррекции взаимосвязи параметров «разногласия с мужем или другими взрослыми» с параметрами «приходится много ругать» и «часто приходится стыдить ребенка, читать ему мораль» стали менее значимы. В контрольной группе положительных изменений в этих взаимосвязях не произошло.

Несоответствие пола ребенка ожиданиям матери связано у матерей мальчиков, на месте которых они хотели бы видеть девочек, с использованием излишней принципиальности при воспитании и вторжением в мир ребенка, желанием переделать его по своему образу и подобию. После коррекции взаимосвязи между непринятием ребенка по полу у матерей и излишней принципиальностью, чрезмерным вмешательством в дела ребенка стали менее значимы. Матери мальчиков после коррекции стали меньше использовать принципы ради принципов при воспитании детей (p < 0,05). В контрольной группе матерей мальчиков не произошло значимых изменений.

Матери, эмоционально чувствительные к стрессу и отмечающие у себя нервные срывы по отношению к ребенку, использовали воспитательные воздействия, содержащие угрозы. После коррекции указанные взаимосвязи стали менее значимы.

У матерей мальчиков после коррекции взаимосвязи между угрозами при воспитании и использованием физических наказаний, а также страхом наказания (осуждения) у самих матерей стали менее значимы. После коррекции матери мальчиков отмечали у себя уменьшение страхов при ответах, выступлениях (p < 0,05). Необходимо заметить более принципиальное и в то же время неуверенное поведение матерей по отношению к мальчикам.

После коррекции матери стали меньше отмечать у себя страх не успеть куда-то или что-либо сделать (p < 0,05). Матери мальчиков после коррекции стали реже отмечать у себя страх остаться одной (p < 0,05). После коррекции меньше матерей мальчиков и девочек отмечали страхи при засыпании и засыпание с чувством тревоги, беспокойства (p < 0,05). В контрольной группе матерей не произошло статистически значимых изменений.

Таким образом, можно отметить, что психологическая работа положительно сказывается на эмоциональном самочувствии матерей, особенно матерей мальчиков. После коррекции положительные изменения в состоянии нервной системы матерей и изменение их позиций по вопросам воспитания свели на нет необходимость излишне ограничивать двигательную и эмоциональную активность детей (эта взаимосвязь после коррекции не отмечалась). Повышенное нервное напряжение у матерей связано со специфическим для неврозов регистром нервного и личностного реагирования, невротическим уровнем страхов, стремлением подавить волю ребенка, ограничить его свободу и с раздражительностью, вспыльчивостью матери. Семейные конфликты возникают на фоне раздражительности, вспыльчивости матерей, безучастности мужа в делах семьи и дистанции в отношениях между родителями и ребенком. После коррекции матери в большей степени стали использовать конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. После коррекции обнаружены достоверные различия (t-критерий Стьюдента для зависимых переменных равен 2,85; p = 0,004) в данных матерей по шкале 7 опросника PARI (семейные конфликты).

При безучастности мужа в делах семьи матери подавляют сексуальность ребенка, тем самым перенося проблемы в семейных отношениях на ребенка. Доминирование матери в доме, единоличие в руководстве семейными делами усиливают безучастность мужа. После коррекции мужья стали проявлять заинтересованность вопросами воспитания, взаимосвязь между доминированием матери и безучастностью мужа стала менее значимой. Менее значима стала взаимосвязь между безучастностью мужа в делах семьи и подавлением сексуальности у ребенка. В контрольной группе эти связи стали более значимы во втором срезе. После коррекции обнаружены достоверные различия (t-критерий Стьюдента для зависимых переменных равен 3,2; p = 0,016) в данных матерей по шкале 18 опросника PARI (подавление сексуальности ребенка).

После проведения психологической коррекции взаимоотношений педагогов и детей, куда привлекались матери, мы достигали улучшения отношений в семье между супругами. В контрольной группе таких изменений не произошло.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]