Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
philos_voprosy.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
344.06 Кб
Скачать

17. Возможности и границы познания. Проблемы истины

Признавая знание истинным, необходимо указать критерии, по которым истину можно отличить от заблуждения. Среди критериев истинности знания назывались всеобщность, необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Рационалистическая традиция главными признаками исти¬ны считала всеобщность и необходимость знания. Истинное знание относится не к отдельным предметам, а к классам предметов. Свойства предметов, зафиксированные в истинном знании, проявляются с необходимостью при определенных условиях. Справедливо утверждая, что всякое рассуждение на¬чинается с определенных предпосылок аксиоматического ха¬рактера, рационалисты в качестве критерия истинности этих предпосылок рассматривали очевидность. Истинным признава¬лось то, в чем невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. Очевидное постигается, по мнению рационалистов, путем интеллектуальной интуиции. Эта позиция встре¬чается, в частности, у Р. Декарта. Развитие рационалистиче¬ской тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания).

Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения. При этом, в отличие от материалистического идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Само понятие опыта не сводится к ощущениям. В опыт помимо ощущений могут включаться все внутренние переживания и состояния сознания, а также внешний опыт, например прагматический опыт субъекта или научное на¬блюдение и эксперимент.

Заметную роль в развитии проблематики критериев истины сыграл диалектический материализм, поставивший на место основного критерия практику. Понимая практику как общественную, материально-преобразующую деятельность людей диалектический материализм не сводит ее к опыту отдельной! человека. Общественный характер практики выражается в том что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдельного человека, он рассматривается как носитель определенного типа социальных отношений. Отличительными чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный ха¬рактер (практика прямо или косвенно связана с чувственно вое принимаемыми предметами), преобразовательный характер (активное вмешательство в природную или социальную среду) Исходя из этого, не всякая деятельность рассматривается как практика, а только та, которая отвечает указанным признакам. В соответствии с этим к формам практики относятся общественное производство, социально-политическая и научно-экс¬периментаторская деятельность, формы материально-преобразующей деятельности на уровне бытовых отношений. На том же основании деятельность в области идеологии, образования художественного творчества не рассматривается в качестве видов практики.

Причина, по которой практика может рассматриваться в качестве критерия истины, заключается в том, что, являясь деятельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Они выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. В этом отношении диалектический материализм преодолевает традицию противопоставле¬ния субъекта и объекта познания. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредующее звено, функцию которого с точки зрения диалектического материализма выполняет практика. Будучи универсальным критерием истины, практика характеризуется неопределенностью. С од¬ной стороны, общественно-историческая практика подтверждает принципиальную возможность человеческого мышления адек¬ватно отображать объективный мир, она свидетельствует о на¬личии общего соответствия между сознанием и бытием. С дру¬гой стороны, она не может однозначно подтвердить или опро¬вергнуть конкретную концепцию. Например, решение вопроса об истинности научной теории предполагает не только практи¬ческую проверку теории, но и апелляцию к логической непро¬тиворечивости и другим внутренним критериям научного зна¬ния. Чем конкретнее ставится вопрос об истине, тем более не¬определенным является критерий практики. В конечном счете на основании практики формируются и заблуждения. В гносео¬логии диалектического материализма практика помимо функ¬ции критерия истины играет роль исходного пункта, движущей силы и основной цели познания.

18. Истина, заблуждение, ложь, обман, правда. Истина в журналистике.

В процессе освоения мира, индивид может ориентироваться не только на свой опыт, но принимать во внимание и чужой опыт как чувственного, так и рационального познания. Для того чтобы отличать суждения, правильно отражающие объект познания, от тех, которые отражают его неверно, пользуются особыми понятиями: "истина", "заблуждение", "ложь", "правда". Еще Аристотель полагал, что истина - это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи - первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Поскольку истина - адекватная информация относительно объекта познания, то она существует не как объективная, а как особая реальность. Истина есть свойство знания, а не свойство объекта познания. Она не является и чистой субъективностью. Истина есть воплощение взаимодействия субъекта и объекта познания. Ценность знания определяется мерой его истинности. Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания. Заблуждения – неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении.

Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сокрытие того, что имело или имеет место. К примеру, проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и страдают сотни тысяч людей. В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению. Любой факт лжи, в зависимости от ее вероятностных последствий, может рассматриваться как преступление, за которым должно последовать уголовное дело и определение меры наказания.

Правда - это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Но правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен. Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать о наличии так называемых абсолютно достоверных фактов, имевших место в истории объекта познания. К примеру, город на Неве основан Петром I. Абсолютные истины не имеют доказательных возражений, они являются демонстрацией тождества мышления и бытия. Итак, абсолютная истина - это полное, безусловное, исчерпывающее совпадение образа с объектом. Это такое знание, которое не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, дни рождения, смерти, т. е. те знания, которые имеют ретроспективный характер, а посему они не претерпевают изменения по мере изменения самого объекта познания.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках.

 

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Еще один способ дезориентировать читателя - это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]